Особенности индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими контрактной службы в подразделении. Тема для беседы с военнослужащими Темы индивидуальных бесед с военнослужащими по контракту

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Кафедра «Общевоенным дисциплинам»

На тему: Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими. Формы и методы индивидуально-воспитательной работ

Выполнил: Артыков И.И

Проверил: Иханбаев Б.М

Алматы, 2017

Введение

2. Формы и методы индивидуально-воспитательной работы.

Заключение

Введение

В системе воспитательной, идеологической и психологической работы наряду с массовыми способами, формами и методами воздействия на сознание, психику и поведение военнослужащих неоценимо важное место занимает ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Актуальность и значимость данного направления воспитательной работы особо возрастает в системе комплексного воспитания личного состава войск (сил), решения учебно-боевых, организационно-мобилизационных и служебных задач на современном этапе развития армии, утверждения принципа «нулевой терпимости» к правонарушениям в самосознании должностных лиц ВС РК.

Индивидуально-воспитательная работа позволяет дифференцированно, с учетом конкретных условий обстановки, исходя из складывающейся ситуации:

· развивать у военнослужащих чувство патриотизма, воинского долга, повышенной ответственности и дисциплинированности;

· доходчиво разъяснять и доводить до сознания всего личного состава необходимость и важность боевых, учебно-боевых, служебных и иных задач повседневной деятельности войск;

· своевременно вырабатывать эффективные (рациональные) пути и способы выполнения задач, стоящих перед органами военного управления ВС РК.

Надо отметить, что результативность любого учебно-воспитательного процесса во многом зависит от полноты и качества индивидуальной работы, ее внутреннего содержания и идеологического наполнения, своевременного и комплексного применения должностными лицами различных форм и методов педагогического воспитательного воздействия на личность, воинский коллектив в целом.

Анализ текущего состояния индивидуально-воспитательной работы, практика действующей системы информационно-воспитательных, профилактических и правовых мероприятий, проводимых должностными лицами на местах, высветили причины и факторы, наиболее характерные для многих воинских частей и учреждений. Среди них следует выделить:

ь низкий уровень педагогической культуры и обученности должностных лиц офицерского и сержантского составов практике умелого применения форм и методов индивидуального подхода и персонального воспитательного воздействия;

ь наличие факторов бессистемности, неконкретности при постановке задач, недостаточного внутреннего наполнения (содержания) проводимой в войсках индивидуально-воспитательной работы, процесса воспитания в целом;

ь отсутствие непрерывно налаженного и углубленного процесса изучения и анализа индивидуальных (личностных) качеств и особенностей военнослужащих;

ь нацеленность воспитательного воздействия только на недисциплинированных и отстающих военнослужащих;

ь воспитательное воздействие на военнослужащего часто нацеливается только после совершения им проступка;

ь проявление элементов бездушия, формализма и косности со стороны отдельных руководителей органов военного управления при работе с подчиненными, не принятие действенных мер по защите их законных прав, вследствие чего происходит утрата их авторитета и уважения в коллективах;

ь сведение изучения личности воспитуемого (обучающегося) к знанию лишь его биографических данных. Подобная односторонность и субъективный подход к индивидуально-воспитательной работе существенно снижают ее эффективность.

В свое время легендарный казахский полководец Бауржан Момышулы по этому поводу в своей книге «Психология войны» писал: «Упрека заслуживает не тот, кто в искреннем стремлении к достижению цели потерпел поражение (по причине незнания, неопытности), а тот, кто, боясь ответственности, отсиживается, занимая выжидательную позицию».

1. Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими.

Действенность воспитательной работы в подразделении во многом зависит от глубокого знания людей. Поэтому одним из основных направлений в деятельности офицеров подразделения является всестороннее изучение морально-психологических, деловых и других качеств подчиненных, их запросов, настроений, нужд, особенностей характера и поведения, в соответствии с которыми и строится воспитательная работа.

Индивидуальная воспитательная работа - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.

Индивидуальный подход в воспитательной работе дает возможность:

Охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого военнослужащего;

Всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого военнослужащего и педагогически целесообразно использовать эти знания в воспитательном процессе;

Педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с военнослужащими с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);

Умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания военнослужащих;

Своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель - военнослужащий, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

Цель индивидуально-воспитательной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитателя в процессе формирования всесторонне развитой и качественно подготовленной личности военнослужащего, способного эффективно решать учебно-боевые задачи.

Жизнь показывает, что индивидуальная работа позволяет повысить эффективность воспитания, если офицеры руководствуются принципами и владеют ее методами.

Организация индивидуальной воспитательной работы в подразделении включает в себя комплекс мероприятий:

Определение целей и задач этой работы;

Охват постоянным влиянием всех военнослужащих;

Четкое определение, кто и с кем индивидуально работает;

Продуманное планирование индивидуальной работы;

Изучение ее состояния в коллективах;

Глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами;

Обучение офицеров и сержантов практике использования методов, форм и средств индивидуального подхода;

Установление медицинского контроля за состоянием здоровья военнослужащих.

В системном виде организация и проведение индивидуальной воспитательной работы в подразделении включают в себя 4 основных этапа:

1. Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащих, их сильных и слабых сторон.

2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия.

3. Практическое осуществление спланированного воздействия в интересах формирования высоких морально-психологических качеств военнослужащего.

4. Систематический анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, корректировки его методов и приемов, если работа недостаточно эффективна.

Особенности индивидуально-воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.

а) С офицерами.

Без создания атмосферы доверия и искреннего уважения, без знания запросов и интересов каждого офицера, материально-бытового положения его семьи вряд ли можно поддерживать в офицерской среде заинтересованное отношение к своей карьере.

Проявление демократичности в общении с подчиненными офицерами позволит командиру создать в коллективе обстановку взаимозаинтересованности в решении многих социально-бытовых проблем. Опора в решении этих вопросов на Офицерское собрание, женсовет части (корабля) во многом способствует повышению служебной активности подчиненных.

Обращение офицеров между собой по имени и отчеству всегда являлось доброй традицией Русской армии, так как помогало установить отношения, характеризующие отношения соратников. Совместное проведение досуга семьями, посещение кино, концертов, театров, музеев, выставок и других культурных учреждений, занятия спортом, приглашение в гости друг к другу расширяют возможности командира в деле повышения эффективности воздействия на офицера.

б) С сержантами (старшинами).

Главная трудность в деятельности старшин состоит в том, что им приходится обучать и воспитывать своих сверстников.

При проведении индивидуальной воспитательной работы с данной категорией военнослужащих офицеру необходимо выявить, насколько сержант (старшина) испытывает потребность в осуществлении своих командных функций в подразделении, насколько он авторитетен для своих подчиненных. Без налаживания уставных, но особо доверительных и доброжелательных отношений с младшими командирами будет очень проблематично преодолеть объективные трудности в деятельности сержантов (старшин).

Индивидуальную воспитательную работу с сержантами (старшинами) желательно устремлять на:

Обеспечение личного примера младшего командира в службе (в овладении специальностью, в выполнении нормативов, порядка и правил воинской дисциплины, распорядка дня, формы одежды);

Повышение ответственности младших командиров за выполнение ими своих служебных обязанностей, используя в их воспитании методический прием «оказание личного доверия»;

Использование моральных и материальных стимулов для поощрения лучших младших командиров и широкое использование гласности в пропаганде их передового опыта.

в) С неформальными лидерами.

Неформальным лидером в воинском коллективе принято считать военнослужащего, не занимающего служебные и общественные должности в подразделении, но пользующегося среди сослуживцев авторитетом.

Основная особенность индивидуальной воспитательной работы с ними состоит в том, что офицер не должен оставлять без педагогического воздействия устремления неформала, особенно если они направлены против линии командования на поддержание уставного порядка и правил воинской службы. В индивидуальной работе с ним лучше всего опираться на младших командиров, общественных активистов и тех военнослужащих, которые пользуются доверием у неформалов.

В индивидуальной работе с неформальными лидерами важно:

1. Направить качества неформального лидера на глубокое освоение своей специальности и овладение смежными, поддержку младших командиров в сплочении воинского коллектива, оказание помощи молодым воинам и шефство над ними, достижение спортивных результатов и т.п.

2. Стремиться убедить неформального лидера антиколлективной направленности в ошибочности его представлений, действий, выводов. Для чего, с одной стороны, желательно добиться утверждения в его сознании значимости для каждого гражданина идеи защиты своего Отечества, патриотизма, верности воинским традициям, а с другой - приобщить к практическим мероприятиям по укреплению боевой готовности, возлагая на него дополнительные обязанности по повышению качества выполнения учебнобоевых задач подразделением.

3. Если не удается изменить негативную направленность деятельности неформального лидера, то желательно добиться решительного развенчания его авторитета в глазах сослуживцев, чтобы упорядочить взаимоотношения в коллективе на основе уставных, профессиональных и особенно патриотических ценностей воинской службы.

4. Если исчерпаны все формы и средства индивидуального и коллективного воздействия, то необходимо обеспечить изоляцию неформального лидера от остального личного состава и создать в воинском коллективе атмосферу осуждения его действий и поступков сослуживцами.

г) С военнослужащими «группы Риска».

К этой группе относятся военнослужащие, имеющие нервно-психическую неустойчивость. Она проявляется в виде психопатологических расстройств, токсикомании и некоторых психических заболеваний.

Уровне поведения и деятельности это выражается в виде познавательной, эмоциональной и волевой ограниченности, своеобразия отношений к сослуживцам и в направленности личности.

В выявлении таких лиц квалифицированную помощь оказывают медики. Офицерам важно знать признаки нервно-психической неустойчивости. Их можно систематизировать. Заметив характерные признаки, необходимо принять комплекс мер, направленных на восстановление нормального состояния, и лишь после этого выбрать сугубо индивидуальные приемы.

Анализ достигнутых результатов индивидуальной воспитательной работы должен осуществляться командиром подразделения ежедневно. Для этого необходимо обладать постоянной, своевременной, правдивой и объективной информацией о положении дел в подразделении и поведении личного состава.

В этих целях надо использовать доклады подчиненных командиров, дежурных и дневальных, информацию командиров соседних подразделений, анализ выступлений воинов на собраниях личного состава, результатов индивидуальных и групповых бесед, проводимых вечеров вопросов и ответов, учет поведения военнослужащих на занятиях, в столовой, на построении, в курилке и др. Важно не только своевременно получать информацию, но и анализировать ее и принимать необходимые меры для организации эффективной воспитательной работы с конкретными людьми.

Для учета и анализа действенности индивидуальной работы, выработки воспитательных воздействий на военнослужащих каждый офицер ведет рабочую тетрадь (педагогический дневник).

В ней фиксируются:

1. Индивидуально-психологические особенности военнослужащего и динамика их развития за каждый период обучения.

2. Конкретные факты индивидуальной работы (дата, время и краткое содержание индивидуальной беседы, выводы наблюдений по результатам беседы).

3. Характерные особенности, выявленные в ходе наблюдений, бесед с командиром отделения, старшиной команды, командиром группы, информации от старших командиров, начальников.

4. Выводы из результатов непосредственного и опосредованного изучения военнослужащего.

5. Успеваемость военнослужащего по результатам боевой и общественно-государственной подготовки.

6. Положительные и негативные поступки военнослужащего и мотивы их проявления.

7. Характерные суждения.

8. Выводы по результатам воспитательного воздействия.

9. Определение направлений, форм, методов, средств, приемов дальнейшего индивидуального воспитательного воздействия на военнослужащего.

10. Обучение должностных лиц практике воспитательной работы.

11. Работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины и правопорядка.

12. Работа с военнослужащими, состоящими в группе динамического наблюдения.

13. Работа с семьями офицеров, старшин и матросов по контракту, родителями военнослужащих по призыву.

14. Социально-биографические данные на весь личный состав.

Планирование индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими осуществляется всеми командирами, начальниками в планах личной работы на день, неделю, месяц.

Практика показывает, что характерными недостатками при организации и проведении индивидуально-воспитательной работы являются:

Отсутствие в работе учета особенностей военнослужащих, требующих индивидуального подхода и персонального воспитательного воздействия;

Нацеленность воспитательного воздействия только на недисциплинированных и отстающих военнослужащих;

Воспитательное воздействие на военнослужащего часто нацеливается только после совершения им проступка;

Сведение изучения личности обучающегося к знанию лишь биографических данных.

Подобная односторонность и субъективный подход индивидуальной воспитательной работе существенно снижают ее эффективность.

воспитание личный состав военнослужащий

2. Формы и методы индивидуально-воспитательной работы

Качество проводимой индивидуально-воспитательной работы в значительной мере определяется глубокими знаниями командиров подразделений основных форм и методов изучения личности военнослужащих, индивидуально-воспитательного воздействия на подчиненных, умениями применять эти знания в практической деятельности.

В целях всестороннего изучения личности военнослужащего рекомендуется использовать следующие основные формы работы: анализ документов, индивидуальная беседа, индивидуальное наблюдение, педагогический эксперимент и обобщение экспертных оценок.

Анализ документов.

Эта форма позволяет приступить к изучению личности военнослужащего даже до его непосредственного прибытия в часть. Различные категории военнослужащих имеют разный набор документов, который сопровождает их на всем протяжении службы.

Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа относится к универсальной и достаточно эффективной форме изучения личности военнослужащего.

Предлагается следующая методика индивидуальной беседы.

1. Определить конкретную цель проведения индивидуальной беседы, очертить ее общие рамки. Быть готовым к тому, что действительные результаты беседы могут не в полной мере совпадать с желаемым.

2. Предварительно обобщить всю имеющуюся информацию о собеседнике.

3. Подобрать время и место для беседы.

4. Составить перечень интересующих вас вопросов, продумать последовательность их задавания.

При официальной беседе можно не скрывать подготовленные материалы, заранее сообщить о поставленных целях разговора. При неформальной беседе вопросы желательно держать в голове, не раскрывать целевых установок, не вести никаких записей.

5. Создать перед началом беседы атмосферу доверия и поддерживать ее до конца встречи.

6. Поддерживать беседу в заданном русле. Во время беседы необходимо проявлять выдержку и твердость, не допускать грубости и эмоциональных срывов.

7. Прекратить беседу после достижения поставленных целей. Прекращение разговора лучше начинать с благодарности за беседу, приглашения к продолжению диалога по прошествии определенного времени.

8. Проанализировать беседу и зафиксировать полученную информацию.

Анализ заключается в определении степени достижения поставленных целей, полноты полученной информации, ее видимой достоверности. Необходимо оценить свое поведение в ходе беседы и вашего собеседника, сделать выводы для последующего общения с ним. Индивидуальное наблюдение.

Чтобы выработать правильное представление о военнослужащем, необходимо наблюдать за его поведением в различных ситуациях.

Можно предложить следующую методику проведения индивидуального наблюдения.

1. Определение целей и задач наблюдения.

2. Собственно наблюдение. Поведение наблюдающего не должно быть нарочитым, походить на слежку.

3. Анализ результатов наблюдения, фиксирование полученных данных.

Проводя индивидуальное наблюдение, необходимо быть как можно более естественным в своем поведении, не стараться во чтобы то ни стало добиться всех поставленных целей. Лучше повторить наблюдение несколько раз, чем позволить возникновение между вами и подчиненными атмосферы настороженности и недоверия.

Обобщение экспертных оценок.

Суть этой формы индивидуального изучения личности воина заключается в обобщении возможно большего числа сведений, поступивших от различных источников. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент может быть двух видов: естественный и лабораторный.

Лабораторный эксперимент проводится по особой методике хорошо подготовленными специалистами в области психологии, педагогики и социологии. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях подразделения путем помещения военнослужащего в различные ситуации с последующим изучением наблюдаемых реакций.

Сравнение результатов изучения в начале и в конце эксперимента позволит командиру сделать конкретные выводы, получить ответ на интересующие его вопросы.

Изучив в достаточной степени личность военнослужащего, командир определяет форму индивидуально-педагогического воздействия. Целью такого воздействия может быть:

Формирование у подчиненного необходимых качеств;

Попытка избавить его от каких-либо негативных черт.

К формам индивидуально-педагогического воздействия относятся: индивидуальная беседа, индивидуальное задание, индивидуальная помощь, воздействие через третье лицо.

Индивидуальная беседа.

Согласие или несогласие военнослужащего с лицом, проводящим беседу по обсуждаемой проблеме, не означает достижения результатов или провал беседы; легкое согласие подчиненного со словами командира может быть ложным, желанием угодить, чтобы побыстрее избавиться от разговора. Несогласие, даже выраженное в категоричной форме, не всегда отражает истинную позицию подчиненного, а может свидетельствовать о его стремлении поддержать имидж самостоятельного в суждении человека.

Индивидуальное задание.

Смысл индивидуального задание заключается в создании для военнослужащего такой ситуации, когда он может раскрыть свои положительные качества или убедиться в необходимости избавиться от недостатков. Индивидуальное задание может быть выражено в виде приказания, поручения, просьбы и т.д.

Типичные ситуации для реализации индивидуального задания:

1. Назначение военнослужащего старшим при проведении занятий или работ, если его старшинство не определено уставом.

3. Подготовка военнослужащим выступления на собрании, подведении итогов и др.

4. Индивидуальное проведение военнослужащим ремонтных работ на технике и т.д.

5. Оказание помощи товарищам в изучении техники.

6. Участие в обустройстве подразделения, оформительских работах.

Условия эффективности данной формы индивидуально-психологического воздействия:

1. Соответствие характера задания целям воспитания с учетом индивидуальных качеств военнослужащего.

2. Задание должно быть посильным и выполняться при достаточном материальном обеспечении.

3. Обязательный контроль за ходом реализации задания, помощь воину в его выполнении.

4. Объективная оценка выполнения задания, поощрения за успехи, разбор недостатков.

Индивидуальная помощь.

При оказании индивидуальной помощи подчиненному командир должен придерживаться определенных правил:

1. Установить причину необходимости оказания индивидуальной помощи: отставание или стремление к опережению: неопытность, незнание или лень; недобросовестность; сформировавшиеся черты характера или случайное влияние.

2. Выяснить отношение военнослужащего к оказанию ему помощи. Есть ли у него желание избавиться от недостатков или достичь положительных целей.

3. Воспринимает ли он помощь как Должное или считает это ущемлением своего личного достоинства.

4. Помощь не должна быть навязчивой, в грубой форме, с унижающими человека условиями. Нельзя оказывать помощь подчиненному только в целях поднятия своего престижа.

5. Помощь должна быть доброжелательной, тактичной, с опорой на положительные качества военнослужащего, понятной и бескорыстной.

Воздействие через третье лицо.

Это специфическая форма опосредованного индивидуального воздействия на военнослужащего. В качестве третьего лица могут выступать: родители, товарищи, руководители учреждений и предприятий, где учился или работал военнослужащий до службы.

Применение этой формы имеет свои особенности:

Обращение к родным и близким военнослужащего необходимо с учетом его семейных и других отношений;

Недопустимо жаловаться на подчиненного, показывать воспитательную несостоятельность командиров и начальников, превращать форму воспитания в форму наказания.

Таким образом, руководить воинским коллективом подразделения - это значит не только командовать подчиненными, приказывать им, но и осуществлять систематическое индивидуальное, воинское и нравственное воспитание личного состава. А для этого надо всесторонне изучать и знать личные качества, интересы, нужды каждого, доверять людям, уважать их достоинство.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что индивидуально-воспитательная работа была и остается неотъемлемой составной частью деятельности всех должностных лиц органов военного управления по формированию у личного состава высоких патриотических, морально-боевых и психологических качеств, требующей настойчивости, терпения, навыков, знания психологии и менталитета нынешнего поколения военнослужащих.

Надо всегда помнить о том, что в индивидуальной работе лучшее средство воздействия на личность - это чуткость, внимание, заинтересованность, желание быть рядом, умение жить заботами и нуждами подчиненных, понимание сути проблем и путей их решения. Нужна обыкновенная человеческая доброта и взаимоуважение. Конечно, успех в индивидуально-воспитательной работе не достигается одной беседой, пусть даже самой задушевной. За беседой непременно должна следовать целеустремленная системная воспитательная работа, в которой должны участвовать не только командиры и начальники, но и все офицеры, сержанты, актив, общественные институты, а нередко и весь воинский коллектив.

Довольно выразительно и емко по этому поводу высказался Бауржан Момышулы, обращаясь со словами назидания к нашим командирам: «Командир должен быть сердцеведом и психологом. Он должен знать, что самый укрепленный рубеж немногого стоит, если не укреплены души бойцов». В этой короткой фразе в принципе и заложена суть индивидуально-воспитательной работы.

Тем не менее, в условиях совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере военного и оборонного строительства, государственного развития в целом, будут определенно возникать обстоятельства, требующие изменения применяемых способов, форм и методов воспитательной работы.

В этой связи в ходе реализации в войсках организационно-методических указаний и рекомендаций необходимо на постоянной основе оценивать степень актуальности, эффективности приемлемости тех или иных форм и методов воспитательного воздействия.

При наличии рациональных предложений по совершенствованию данного направления воспитательной деятельности следует инициативно вносить объективно обоснованные и мотивированные предложения в адрес вышестоящих органов военного управления.

По всем возникающим вопросам по разъяснению порядка и особенностей применения системы индивидуально-воспитательной работы с личным составом обращаться установленным порядком в адрес Департамента воспитательной и идеологической работы ГШ ВС РК.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность наркомании и тенденции её развития в Вооружённых силах РФ. Предотвращение проникновения и распространения наркотических средств в подразделении, методика выявления лиц, склонных к наркомании. Формы и методы воспитательной работы в подразделении.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2012

    Сущность и значение информационно-воспитательной работы, виды, формы, методы, силы и средства. Практическое применение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости (в сухопутных войсках).

    курсовая работа , добавлен 16.01.2004

    Понятие индивидуальной образовательной работы с персоналом. Основные методы воспитательной работы с сотрудниками государственной противопожарной службы. Планирование индивидуальной воспитательной работы. Цели, организация и обязанности наставничества.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2011

    Назначение, основные задачи и структура информационно-воспитательной работы. Методы воздействия в практике информационно-воспитательной работы. Информационные процессы лежат в основе важнейших функций психики воинов: мышления, памяти, эмоций и чувств.

    реферат , добавлен 16.01.2004

    Теоретические основы воспитания военнослужащих-женщин. Оптимизация форм и методов профессионального воспитания военнослужащих-женщин в интересах военной службы. Стратегическая цель, целевые векторы и задачи процесса воспитания военнослужащих-женщин.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Информационно-воспитательная работа. Воинская дисциплина и пути ее укрепления. Правовая и социальная защита подчиненных – основа воспитания военнослужащих. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.

    реферат , добавлен 03.09.2007

    Преобразования в Вооруженных Силах Российской Федерации. Информационно-пропагандисткая работа. Формирование у личного состава осознанной готовности к защите Отечества. Системы обучения и подготовки руководителей информационно-пропагандисткой работы.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2011

    Основные компоненты содержания воинского воспитания. Требования к вооруженному защитнику Родины. Формирование у личного состава непоколебимой верности Военной Присяге и воинским уставам. Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил.

    доклад , добавлен 07.06.2011

    Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по формированию готовности подчиненных к ведению боевых действий


Определение цели работы с ним и вытекающих задач по времени и характеру этапов учебы и службы. 3) Использование целесообразных средств, методов и форм воспитания 4) Последовательное руководство индивидуально-воспитательным процессом. 5) Постоянный контроль за ходом и результатами индивидуально-воспитательной работы Для того, чтобы лучше узнать человека, целесообразно качества и черты личности распределить условно на группы: 1) Политические, деловые и морально-боевые. 2) Биографические сведения, семейное положение, национальные особенности. 3) Характер, способности, наклонности, степень прилежания. 4) Состояние здоровья, условия жизни и воспитания до службы в армии. 5) С кем дружит в подразделении, кого ставит себе в пример. Основные методы, используемые педагогом при изучении подчиненных: 1. Анализ документов; 2. Индивидуальная беседа; 3. Наблюдение; 4. Метод экспертного опроса; 5.

Беседы

Увольнение с военной службы, в том числе досрочное (п Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы в отставку производится по одному из следующих оснований: - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (абзац 2 части 5 статьи 48 Закона) - достигшего предельного возраста пребывания в запасе, установленного статьей 51 Закона; - по состоянию здоровья (пункт «а» части 1 статьи 49 Закона) - признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а также ранее признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе с исключением с воинского учета. 38. Лист беседы с военнослужащим Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командованием, и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.

Ivan_59

Дарья Сергеевна Якунина (26.12.2013 в 14:42:31) - пункт «обеспеченность жилой площадью. Лист беседы с военнослужащим » - признан нуждающимся в жилом помещении.
2. Пункт «отношение к увольнению»- не согласен с увольнением без предоставления жилья (без предоставления и реализации ГЖС) 3.Пункт «просьбы военнослужащего»- не увольнять меня с военной службы без предоставления жилья (без предоставления и реализации ГЖС). Выдать заверенную копию листа беседы. ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае не пишите: прошу оставить в списках части до получения жилья (ГЖС) или прошу не исключать из списков части до получения жилья (ГЖС)! Вас могут уволить без жилья! Адвокат Крехов Д.И.

5.3. индивидуальная беседа.

Внимание

При этом все время необходимо подчеркивать даже незначительные успехи, достижения в жизни и службе военнослужащего. В ходе профилактической беседы необходимо несколько раз повторить по-следовательность фактов, приведших к психологическому срыву.


Это способствует пониманию того, что произошло стечение обстоятельств и снимает отрицательные эмоции. Точная формулировка ситуации, переживаемой военнослужащим, создает впечатление, что какой бы трудной ни была проблема, она может быть понята и вы ее понимаете.Третий этап – совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. При этом дать военнослужащему возможность проявить инициативу в планировании предстоящей служебной деятельности и дальнейшей жизни.

Лист беседы с военнослужащим

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих «200px»:»auto»);» kalgri, а какие основания к увольнению? пп.А п.2 ст.51 ФЗ - как списанный летчик увольняюсь по ОШМ Whatever you do, it will be for the best! Вся неизвестная информация: результат (отказ) ВВК, выслуга, статья увольнения, обеспечение жильем, согласие (несогласие) с увольнением. а также просьбы военнослужащего отражаются в листе беседы. Только после отражения полной и достоверной информации подписывайте такой лист.

За это сообщение автора Lodeynopolez поблагодарил: taisiya (13 фев 2014, 14:04) 200?»200px»:»»+(this.scrollHeight+5)+»px»);» а что это за графа? я только подпись ставил. Как отсрочить увольнение из ВС РФ и потянуть время в распоряжении Как это сделать.
Вас будут вызывать на беседы в отдел кадров Вашей части, которые проходят в три этапа, назовем их: 1) предварительный, 2) основной, 3) заключительный.

Планирование изучаемых тем

Во вступительном слове необходимо отметить, что воспитание военнослужащих является долговременным и целенаправленным процессом воздействия командиров (начальников) всех степеней на сознание подчиненного с целью получения определенного результата. При раскрытии первого вопроса необходимо особо подчеркнуть принцип индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию военнослужащих.

Изложение основного материала следует завершить конспектированием основных положений. Рассмотрение второго вопроса пройдет интереснее, если в ходе лекции будут использоваться наглядные пособия (слайды, кино- и видео фрагменты), в которых будут представлены формы и методы индивидуального воспитания военнослужащих.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы. Рекомендуемая литература: 1.

Этапы беседы с военнослужащими, характеризующимися повышеным суицидальным риском

Это может быть информация от офицеров сопровождавших молодое пополнение с призывного пункта к месту службы, сведения, полученные из документов на призывной состав, и другие данные, характеризующие их особенности. Затем офицер анализирует полученную от командиров подразделений информацию и намечает круг потенциально неблагополучных лиц, требующих к себе повышенного внимания.
Параллельно с этим определяются признаки, по которым можно судить о том, что наблюдаемый военнослужащий предрасположен к отклоняющемуся поведению. Таковыми могут быть: факты халатного отношения к выполнению своих служебных обязанностей, игнорирования замечаний со стороны младших командиров, пререкания, упрямства, словесного и физического оскорбления сослуживцев, попытки подчинения их себе, перекладывания на других своих обязанностей по службе и т.п.

Инфо

Содержание и особенности индивидуального и дифференцированного подхода в деятельности заместителя командира по воспитательной работе Соответствие воспитательных воздействий индивидуальным и коллективным особенностям военнослужащих является одной из специфических педагогических закономерностей, а индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию — это не только принцип, но и важный критерий оценки эффективности процесса воспитания и степени его индивидуализации. Кроме того, целенаправленная и систематическая индивидуальная воспитательная работа выступает весьма существенной составляющей в перечне уставных обязанностей командиров и начальников всех степеней.


Успешная реализация этих требований во многом зависит от правильного понимания сущности, содержания индивидуальной воспитательной работы, глубокого знания и умелой реализации всего многообразия ее методов.

Темы бесед проводимые с военнослужащими по призыву

Недостаточную сообразительность и понятливость характеризуют вопросы не по существу, выражение растерянности и испуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания, задержка с началом работы или ее прекращение при тестировании, примитивность высказываний. Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом дополнительной информации о военнослужащем, полученной с помощью других методов. Рассмотрим использование метода наблюдения на конкретном примере. Допустим, что перед офицером встала задача выявить военнослужащих, склонных к нарушениям воинской дисциплины, из числа солдат молодого пополнения части. Первоначально офицер организует через командиров соответствующих подразделений сбор имеющейся информации об объекте наблюдения.
Если информации в документах не достаточно, то следует дополнительно запросить интересующие данные с места работы или учебы из отделения милиции, от родителей. Индивидуальная беседа Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов получения информации об индивидуально-сихологических качествах военнослужащих.

Основной задачей индивидуальной беседы с военнослужащими являетсяпервичное индивидуальное знакомство с ним. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них.

Информацию о военнослужащем, которую целенаправленно добывает офицер, проводящий беседу, необходимо впоследствии дополнить и расширить с помощью других методов изучения личности воина, в частности, анализа документов, наблюдения, экспертного опроса и др.
Индивидуально-воспитательная работа характеризуется тем, что: 1) Имеет конкретные педагогические цели. 2) Является составным компонентом комплексного подхода к делу воспитания. 3) Осуществляется по отношению ко всем подчиненным в любой обстановке. 4) Ведется постоянно с использованием всех методов и средств воспитания. 5) Ведется в соответствии с требованиями присяги, уставов, выводами и рекомендациями военной педагогики и психологии. Успех организации индивидуально-воспитательной работы во многом зависит от условий, носящих субъективный характер, в частности, от качеств личности воспитателя: — авторитета; — воспитания; — такта; — интереса к объекту воспитания; — знаний и т.д. При организации индивидуально-воспитательной работы следует учитывать ее основные компоненты: 1) Глубокое изучение объекта воспитания как личности.
Психологическое тестирование. Методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих. Что должен знать каждый офицер о своем подчиненном: 1) Фамилию, имя, отчество; 2) Год рождения; 3) Национальность; 4) Род занятий до военной службы; 5) Семейное положение; 6) Успехи и недостатки в боевой подготовке; 7) Деловые и морально-психологические качества.

Анализ документов Работа с документами — это важная, ответственная и достаточно трудоемкая деятельность, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем. Анализируются документы личного дела: — автобиография; — карта профессионального психологического отбора; — анкеты; — характеристики; — также различные справки, заявления, отзывы, дневники, письма, фотографии и т.д.

На занятия

Командирская подготовка

Ст.138 УВС РФ. Командир роты (корабля 4 ранга) в мирное и военное время отвечает: ... за воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава; за поддержание внутреннего порядка в роте...

Друзья, продолжаю рассказывать о методах работы с солдатами и своем опыте, полученном за время командовании ротой. После следующим пунктом у меня идут беседы и их составная часть анкетирование личного состава. Сегодня я расскажу о беседах.

3.Беседы

Командиру любого уровня нужны регулярные беседы с людьми, а уж ротному звену сам Бог велел их проводить. Но беседы не для галочки, не для отчета в личном деле солдата, а для того, чтобы знать все, помочь солдатам, направить жизнь подразделения в правильное русло. Если мальчишка видит, что ты заинтересован, искренен, то и он платит тебе тем же.

Я сделал для себя правилом беседы со сменившимся нарядом (наряд сменялся утром). За неделю, другую переговорю со всей ротой. Такие беседы лучше проводить тет-а-тет, только так. Иначе толку не будет. Раньше в роте канцелярия была общей с взводными и нормальную беседу не проведешь. Нужно было выгонять взводных. Вообще замечу, в роте лучше иметь две канцелярии, ротному и взводным отдельно. А то только взводный засел за свои бумаги, заходит ротный:
- Че сидишь, иди, работай! - и так далее. Поэтому, как только появилась возможность, в роте сделали взводную канцелярию. А так как по уставу положена одна канцелярия, то назвали её «Класс командирской подготовки». И всем хорошо.

Так вот беседу лучше начинать с вопросов о доме, близких, письмах от девушки, можно вставить шутку другую, и далее плавно переключиться на ротные и личные проблемы. И ведя беседу, называй солдата по имени, уйди от официала. Много интересного выплывает из этих бесед. Иногда меня подчиненные спрашивали, мол, откуда вы всё знаете, что делается в роте? Всегда отвечал, что настольная книга у меня Романа Ронина "Своя разведка" и сержантам показывал ее в электронном виде. Хотя сам ее не читал, скучно, и не знаю, верят или нет мне? Но информация, впрочем, всё нехорошее, я узнавал, буквально появившись в роте. А знания идут от доверия друг, другу, солдат командиру и наоборот.

Итак, проведя беседы и «выловив» например, негатив, я не спешил рубить «шашкой». Всему свое время. Главное то, что я узнал, теперь эта проблема из скрытой превратилась во вполне решаемую и важно то, что источник информации прикрыт большим количеством беседовавших. Никто не сможет вычислить, от кого я получил нужные мне сведения о том, чему я не был свидетелем. Меня, может быть, в роте не было, но я все знаю. Знаю, например, что по вечерам молодежь не стала заходить в комнату досуга и не пьет чай, как все остальные. Оказывается, молодняку "по сроку службы не положено"! Ну, так захотелось некоторым сержантам и авторитетным «старослужащим» .

Ненавязчиво интересуюсь у сержантов:
- А чё эт так происходит? Может, чай с кофе вреден для молодых организмов?
И всё - сержанты понимают, что мой интерес может ударить по их налаженному быту. И оказывается, что чай-то ведь не подвержен срокам службы. А я еще пару вечерков внезапно завалю в роту окинуть взглядом: кто чаи гоняет у меня в комнате досуга?

Далее, кто например мешает, встретил по дороге своего солдата, останови, за руку поздоровайся, поговори, обсуди проблемы, времени это займет немного, а эффект большой. Кстати, много информации о состоянии дел в роте можно почерпнуть в такие моменты, меньше внимания привлекается. Ведь из канцелярии солдат выходит, сразу же к нему с вопросом:
- А что ротный?
- А ты?- а так остановил, поговорил и тебе польза и солдат доволен, ротный с ним «поболтал».
Короче друзья, мой совет, не гнушайтесь разговаривать с солдатами, это полезно, и для вас, и для солдата, и для вашего подразделения.

Продолжение следует


ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с прапорщиками войсковой части

ТЕМА : «Индивидуальная работа с подчиненными. Учет психологических особенностей военнослужащих в повседневной деятельности прапорщика».

Воспитательные цели :

— укреплять уверенность в необходимости ратного труда на благо Отечества, заботящегося о своих защитниках:

— воспитать чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России.

Учебные цели :

— Ознакомить военнослужащих с сущностью, содержанием и методами воспитательной

работы с подчиненными.

— Убедить военнослужащих в том, что эффективность процесса воспитания зависит от способности воспитателя найти индивидуальный подход к каждому подчиненному.

Вопросы : 1. Индивидуальная работа с подчиненными.

  1. Психологические особенности военнослужащих.

Время : 2 часа

Дата проведения: __________

Место : клуб части.

Метод проведения : рассказ.

  1. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание/Учебное пособие по ОГП для офицеров и прапорщиков Вооруженных СИЛ РФ. М.: 1999.
  2. Лямзин М. Индивидуально-воспитательная работа в подразделении//Ориентир. – 2001. — № 1.
  3. Лямзин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными // Ориентир. – 2002. — № 1.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) - это систематиче­ское и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, на­чальников) на воспитуемых (раз­личных категорий военнослужа­щих), осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях мето­дов, форм и средств воспитания.

Отличительной чертой индиви­дуально-воспитательной работы является то, что, главное внима­ние воспитателей сосредоточено на изучении и учете индивидуаль­ных особенностей военнослужа­щих. Ее эффективность обуслов­лена степенью познания индиви­дуальности каждого воина, глуби­ной изучения его психики и лич­ностных качеств. ИВР предусмат­ривает обязательный подбор и применение наиболее целесооб­разных, с педагогической точки зрения, для каждого военнослу­жащего и конкретной ситуации наиболее эффективных форм, ме­тодов и средств воспитательного влияния.

В процессе организации ИВР необходимо, прежде всего, изучить информацию биографического ха­рактера, что является одной из ус­тавных обязанностей каждого ко­мандира (начальника). Практика показывает, что прапор­щику необходимо знать следую­щий минимум сведений о подчи­ненном: фамилию, имя, отчество;

время и место рождения; состав семьи, род занятий ее членов; в каких учебных заведениях обучал­ся; где и кем работал; какой об­щественной деятельностью зани­мался; уровень физического раз­вития, результаты в спорте, увле­чения.

Далее необходимо изучить ин­дивидуальные психологические особенности каждого военнослу­жащего. Для выяснения самого существенного в многообразных проявлениях психики любого че­ловека требуется ответить, как правило, на три важнейших воп­роса: «Что он хочет? Что он мо­жет? Кто он есть?»

Ответ на вопрос «Что воин мо­жет?» помогает понять, чем он от­личается от других военнослужа­щих, к каким видам деятельности наиболее предрасположен в силу своих индивидуальных особенно­стей. При этом важное значение имеет изучение уровня развития таких психических познаватель­ных процессов, как ощущение, восприятие, представление, вооб­ражение, внимание, память, мыш­ление, речь

Обладая сведениями об особен­ностях протекания психических познавательных процессов, об уровне развития чувств и воли у каждого из военнослужащих, ко­мандир (начальник) способен сделать вывод о том, к чему в си­лу своей индивидуальности наи­более предрасположен тот или иной воспитанник. Воспитатель, владеющий информацией о пси­хическом состоянии подчиненно­го, может наиболее верно понять его индивидуальность. Исходя, из этого и следует в дальнейшем осу­ществлять индивидуальный под­ход в процессе воспитания подчи­ненных.

Однако для осуществления ИВР не стоит ограничиваться изучени­ем биографических данных и ин­дивидуально-психологических особенностей военнослужащих. Наряду с этим необходимо изу­чать и знать уровень развития лич­ности военнослужащего.

Характеристику уровня разви­тия личности военнослужащего составляют следующие показате­ли: степень включенности в сис­тему связей с сослуживцами, ко­мандирами (начальниками), дру­гими людьми; общительность (коммуникативность); место сре­ди членов воинского коллектива (лидер, середнячок, аутсайдер, «белая ворона» и др.); степень влияния на других военнослужа­щих (авторитетность); способ­ность адаптироваться к условиям военной службы и др. В своей со­вокупности данные об уровне раз­вития личности военнослужащего должны способствовать понима­нию его места и роли в воинском коллективе и тому, как коллектив отражен в его личности.

Сведения биографического, ин­дивидуально-психологического и личностного характера командир (начальник) может получить при помощи следующих методов: на­блюдения, беседы, интервьюиро­вания, анкетирования, изучения результатов (продуктов) деятель­ности, обобщения независимых характеристик, изучения доку­ментов, эксперимента, тестирова­ния и др. Представим краткую ха­рактеристику некоторых методов.

Наблюдение как метод познания заключается в целенаправленной и организованной фиксации раз­личных проявлений поведения военнослужащих. Различают не­сколько видов наблюдения: не­посредственное и опосредован­ное, индивидуальное и групповое, фронтальное, выборочное и др. Организация наблюдения предпо­лагает выполнение следующих ос­новных требований: четкого опре­деления цели и составления плана наблюдения, избрания способов и средств фиксации изменений в процессе наблюдения, детальной регистрации получаемых данных.

Беседа как метод изучения во­еннослужащих предполагает по­лучение информации в форме ди­алога. Ценность данного метода заключается в возможности уста­новления личного контакта с вои­ном, оперативного получения и уточнения различных данных «из первых рук». Основными видами беседы являются: индивидуальная и коллективная, формализован­ная и неформальная, ознакоми­тельная (первичная), тематиче­ская и др. Воспитательная прак­тика выработала определенные правила использования метода беседы: беседовать следует пре­имущественно с целью изучения воина; необходимо четко и ясно формулировать вопросы, учиты­вать уровень общего развития и компетентности собеседника; по­буждать военнослужащего давать развернутые и откровенные отве­ты; избегать некорректных вопро­сов; учитывать психологическое состояние собеседника; не прово­дить беседу второпях, в возбуж­денном состоянии, при явном де­фиците времени; специально под­бирать место (помещение) для бе­седы, обеспечивающее спокой­ную обстановку.

Интервьюирование в отличие от беседы предполагает только по­становку вопросов командиром (начальником) и выслушивание (фиксацию) ответов военнослужа­щего. Главная цель использова­ния данного метода заключается в том, чтобы оперативно выяснить необходимые сведения. Как пра­вило, вопросы для интервью гото­вятся заранее, но в процессе оп­роса могут возникнуть и новые, в том числе уточняющие. При про­ведении интервьюирования важ­ное значение имеет умелое и так­тичное использование техниче­ских средств: диктофона, магни­тофона, телекамеры, фотоаппара­та и т.п.

Достаточно часто в целях изуче­ния военнослужащих применяет­ся метод анкетирования. Он по­зволяет получить, как правило, письменную информацию одно­временно от значительного числа респондентов. В основе анкетиро­вания лежит вопросник, разра­ботка которого требует некоторой подготовки и определенного опы­та. В то же время можно восполь­зоваться анкетами, разработанны­ми специалистами-психологами или социологами, адаптировать их к особенностям обстановки и целям изучения воинов.

Метод обобщения независимых характеристик заключается в сбо­ре командиром (начальником) возможно большего числа сведе­ний о военнослужащих от других командиров, сослуживцев, роди­телей и т.п. При этом следует стремиться к обобщению данных, полученных от различных субъек­тов воспитательной работы при изучении воинов, участвующих в различных видах деятельности. Изучив и проанализировав ин­дивидуальные особенности воен­нослужащих, командир (началь­ник) приступает к осуществлению ИВР. Это связано с реализацией определенных методов воспита­ния - совокупности способов, приемов и средств достижения целей воспитательной деятельно­сти. Выбор методов ИВР зависит от служебного и педагогического опыта воспитателя, индивидуаль­ных особенностей военнослужа­щих, условий их реализации. При этом следует иметь в виду, что ни один из методов не является уни­версальным и не может решить всех воспитательных задач одно­временно. Следовательно, необ­ходимо уметь владеть всей систе­мой методов ИВР и применять их комплексно.

К системе методов ИВР отно­сятся: убеждение, упражнение, по­ощрение, пример, соревнование, критика, принуждение. Рассмот­рим кратко сущность и содержа­ние некоторых из перечисленных методов, а также условия их ус­пешной реализации.

Метод убеждения - основной метод воспитания военнослужа­щих. Он заключается в активном воздействии воспитателя словом и делом на сознание, чувства и волю воинов с целью сформиро­вать из них защитников государ­ства. Метод убеждения позволяет добиваться добровольного и осоз­нанного принятия военнослужа­щими социальных и военно-про­фессиональных требований, пре­вращения их в мотивы служебной деятельности.

Важное место в ИВР занимает метод упражнения. Его реализа­ция предполагает такую организа­цию повседневной жизнедеятель­ности военнослужащих, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, форми­ровать военно-профессиональные и личностные качества. Основны­ми условиями достижения резуль­тативности метода упражнения являются: а) соблюдение уставно­го внутреннего порядка в воин­ской части (подразделении), точ­ное выполнение распорядка дня;

б) добросовестное выполнение воспитателями служебных обя­занностей; в) высокая требова­тельность со стороны командиров (начальников) к военнослужащим в сочетании с повседневной забо­той о них.

Суть метода поощрения в ИВР заключается в использовании вос­питателями средств морального и материального стимулирования военнослужащих с целью побуж­дения их к формированию и раз­витию у себя позитивных лично­стных качеств и привычек поведе­ния. Ведущими средствами реали­зации метода поощрения являют­ся: виды морального и материаль­ного поощрения, предусмотрен­ные ДУ ВС РФ; поощрительные слова, жесты, мимика, оценочные суждения воспитателя; выделение поступков воинов в качестве об­разцов для подражания.

Исключительно важным в ИВР является метод примера. Он пред­полагает целенаправленное и сис­тематическое воздействие на вои­нов силой положительного при­мера и формирование у них об­разца для подражания.

В случае применения всего комплекса вышеперечисленных методов ИВР и при отсутствии воспитательного эффекта от их использования офицер имеет пра­во реализовать метод принуждения как крайний способ воспитатель­ного воздействия. Он представля­ет собой систему дисциплинарно-педагогических мер, которые ис­пользуются с целью изменения поведения воина, побуждения к добросовестному выполнению своих обязанностей.

Таким образом, ИВР в подразде­лении - это сложный, противоре­чивый и творческий процесс фор­мирования у военнослужащих ка­честв личности и привычек поведе­ния. Суть ее заключается в том, что на основе изучения особенно­стей каждого военнослужащего, реализации индивидуального и лич­ностного подходов воспитатели оказывают целенаправленное педа­гогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно исполь­зуют различные методы, приемы и средства воспитания.

Современное воинское дело требует высокой подготовки и профессионализма воинов, предъявляет более высокие требования к формированию устойчивости сложных навыков, умений, других психических образований, поддержанию их длительное время и в различных условиях.

В связи с этим актуально возникает проблема анализа и учета различных факторов, влияющих на психологическую устойчивость личного состава в ходе боевых действий.

Наиболее характерными факторами, влияющими на военно-профессиональную деятельность и обученность личного состава составляются следующие:

  • Современный уровень развития военно-промышленного комплекса, который закономерно приводит к поступлению на вооружение новейших образцов военной техники и стрелкового оружия;
  • Сложности современного вооружения во всех видах и родах войск Российской Армии, имеющая свою специфику освоения и эксплуатации, предъявляющая повышенные требование и уровню профессиональной подготовки военнослужащих;
  • Существенное изменение требований к военно-профессиональной подготовке воинов. Современный офицер должен быть: высококлассным специалистом, профессионалом в своей области; имеющий прекрасную физическую подготовленность; обладающим необходимой для военной службы суммой знаний, умений и навыков; имеющим моральную и материальную мотивацию на выполнение служебных обязанностей; психологически готовым к ведению боевых действий.

Под психологической устойчивостью офицера в процессе воинской деятельности понимается профессиональная качественная характеристика его личности, обусловленная системой взаимосвязанных личностных качеств, профессионально-деятельностных и социально-психологических факторов.

Поддержание психологической устойчивости и боевой активности личного состава в ходе боевых действий обеспечивается психологически обоснованной организацией профессиональной подготовки и практической деятельности, созданием благоприятных социально-психологических условий и использованием специальных методов психорегуляции.

Понимание структуры психологической устойчивости личного состава в ходе боевых действий, основывалось на традиционно сложившемся в военной психологии подходе к представлению о структуре психики. Выделяют следующие ее основные компоненты:

эмоциональный

интеллектуальный

Очевидно, что без соответствующей профессионально необходимой устойчивости эмоционального, волевого и интеллектуального компонентов психики не может быть и психологической устойчивости в целом.

Психологическая устойчивость является не простой суммой устойчивости этих отдельных компонентов, а их интегральным проявлением. «Удельный вес» этих составных структурных компонентов не всегда одинаков. Невозможно быть устойчивым ко всему и всегда. Психологическая устойчивость – не устойчивость вообще. В зависимости от характера деятельности структурные компоненты психологической устойчивости занимают в ней различные «ранговые места» и зависят от конкретных внешних причин, дезорганизующих деятельность (обстановка, поставленная задача и т.д.) и внутренних причин – индивидуальных особенностей воина (состояние, возможности, мотив и т.д.).

Психологическая устойчивость воина формируется и поддерживается в процессе всесторонней профессиональной подготовке, включающей формирование, развитие и совершенствование указанных структурных компонентов.

Изучение психологической устойчивости воина в ходе боевых действий предполагает определение ее показателей (критериев).

В профессиональной деятельности военных психологов – практиков очень важно иметь такие индикаторы, которые бы позволяли судить о существующем уровне психологической устойчивости каждого воина и личного состава подразделений в целом, а также прогнозировать успешность их военно-профессиональной деятельности. Данные показатели должны быть чувствительны на различных этапах воинской деятельности. Условно показатели психологической устойчивости делят на объективные и субъективные. Объективными показателями психологической устойчивости воина являются совокупный результат достижения основных целей боевых действий, т.е. на протяжении всего периода ведения боевых действий военнослужащие активно выполняют свое боевое предназначение не допуская грубых ошибок и правонарушений своей военно-профессиональной деятельности. Каждое боевые задание по оценкам командования и материалам объективного контроля выполняются с высоким качеством.

В качестве субъективных показателей психологической устойчивости выделяют собственно психологические и физиологические, которые можно определить по внешним признакам.

К психологическим показателям отнесены: сохранение у военнослужащих оптимистического настроения, боевого возбуждения, отсутствие растерянности, подавленности, апатии, негативных эмоций, сохранение самообладания, выдержки, функций внимания, памяти и т.д.

Возникающие в ходе боевой деятельности состояния психологической неустойчивости сознательно подавляются, уменьшаются до минимальных, не оказывая существенного влияния на протекание и результаты боя.

К физиологическим показателям психологической устойчивости отнесены следующие: отсутствие у воинов значительной напряженности тремора, скованности в движениях, нарушение координации, упадка сил, ухудшения самочувствия.

При изучении психологической устойчивости воинов важно знать, чем определяются ее границы и область. Возникновение сложных, нестандартных условий в ходе боя, вызывает повышенное психическое и физическое напряжение, уменьшая этим область психологической устойчивости воина. Профессиональные возможности воинов определяют субъективные границы его психологической устойчивости. Они индивидуальны и зависят от военно-профессиональной обученности, натренированности, личностных особенностей воина, характера и глубины мотивации на выполнение боевой задачи. Объективные границы психической устойчивости определяются требованиями и условиями ведения боя завышенным требованием и тяжелым условием ведения боя воин противопоставляет свою психологическую устойчивость.

Среди направлений поддержания и повышения психологической устойчивости и боевой активности выделяют следующие:

профессионально-деятельностное;

социально-психологическое;

индивидуально-психологические.

К профессионально-деятельностным следует отнести следующие:

знание и грамотная эксплуатация личного оружия и снаряжения;

формирование и поддержание навыков ведения боя в различных условиях;

профессионально-психологический отбор и распределение военнослужащих по военным профессиям с учетом их характерологических особенностей и личных качеств;

учет, контроль и дозирование психической нагрузки каждого воина соизмеренный с особенностями его воинской профессии и личностными особенностями;

объективная оценка результатов боевой деятельности каждого воина и подразделений в целом непосредственным командованием;

отработка слаженности боевой деятельности в расчетах и подразделениях;

обучение военнослужащих адекватной самооценке результатов своей деятельности;

проведение военно-специальных тренировок имитирующих условия воинской деятельности приближенные к боевым действиям;

индивидуальная и в составе расчета отработка вариантов ведения боя с использованием тренажной аппаратуры;

поддержание высокого уровня физической натренированности и выносливости;

предупреждение упрощенчества и перестраховки в подготовке и выполнении боевых действий.

К социально-психологическим можно отнести:

постоянное и полное информирование личного состава частей и подразделений об условиях и особенностях предстоящих боевых действий;

формирование и сплочение воинских расчетов и подразделений;

правильный подбор, расстановка и комплектование расчетов и отделений с учетом индивидуально-психологических военнослужащих;

разбор и анализ причин гибели военнослужащих как одно из средств выработки психологического настроя на боевые действия и устранения благодушия, самоуспокоенности, халатности и т. д.

обеспечение психологической и функциональной совместимости расчетов, экипажей и отделений;

поддержание, ситуативно-необходимого стиля руководства экипажем, расчетом и отделением со стороны его командира;

повышение культуры взаимодействий в подразделениях;

профилактика негативных социально-психологических явлений и процессов в подразделениях;

создание и поддержание необходимых товарищеских, профессиональных и деловых отношений в подразделениях.

К индивидуально-психологическим относят:

знание личностных особенностей каждого воина;

воспитание у военнослужащих таких качеств как, чувство личной ответственности и дисциплинированности, смелости и решительности; хладнокровия и разумной инициативы и т. д.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Приложение

Методика проведения индивидуальной беседы

с военнослужащим рядового состава (вариант)

Самым распространенным и наиболее доступным методом индивидуально-воспитательной работы является беседа – один из простых и одновременно комплексных способов воспитательного воздействия на военнослужащего.

Беседа позволяет командиру (начальнику), должностному лицу как субъекту воспитания без трудоемкой и длительной по времени подготовки решать ту или иную воспитательную задачу.

В индивидуальной беседе с подчиненным командир вооружает воспитуемого военнослужащего необходимыми способами поведения и деятельности для данных условий жизни в подразделении, успешного выполнения учебно-боевых задач, методами влияния на сослуживцев, приемами саморегуляции и т. д.

Методические советы для проведения индивидуальной беседы:

Определить конкретную цель проведения индивидуальной беседы, очертить ее общие рамки. Быть готовым к тому, что действительные результаты беседы могут не в полной мере совпадать с желаемым. Предварительно обобщить всю имеющуюся информацию о собеседнике. Подобрать время и место для беседы. Составить перечень интересующих вас вопросов, тщательно продумать последовательность их задавания. При официальной беседе можно не скрывать подготовленные материалы, заранее сообщить о поставленных целях разговора.

При неформальной беседе вопросы желательно держать в голове, не раскрывать целевых установок, не вести никаких записей.

Создать перед началом беседы атмосферу доверия и поддерживать ее до конца встречи. Поддерживать беседу в заданном русле. Во время беседы необходимо проявлять выдержку и твердость, не допускать грубости и эмоциональных срывов. Прекратить беседу после достижения поставленных целей. Прекращение разговора лучше начинать с благодарности за беседу, приглашения к продолжению диалога по прошествии определенного времени. Проанализировать беседу и зафиксировать полученную информацию.
Анализ заключается в определении степени достижения поставленных целей, полноты полученной информации, ее видимой достоверности. Необходимо оценить свое поведение в ходе беседы и вашего собеседника, сделать выводы для последующего общения с ним.

Воспитывающий (субъект воспитания) должен знать некоторые правила для повышения эффективности индивидуальной беседы в воспитательных целях.

Первое правило гласит о том, что беседа тогда достигает цели, когда воспитуемый осознает ее необходимость.

Второе правило состоит в том, что беседа станет тогда результативной, когда командир подготовит условия для , сумеет расположить к себе собеседника, установит с ним прочный контакт взаимодействия.

Установлению непринужденной, доброжелательной, побуждающей к откровенному разговору обстановки способствует правильная методика постановки вопросов. А именно:

    ставить лишь те вопросы, которые позволяют глубже познать духовный мир военнослужащего, его индивидуальные психологические особенности; вопросы формулировать понятно, чтобы они не вызывали односложных или двусмысленных ответов; избегать вопросов, которые могут выставить воина в неприглядном свете и вызвать негативный психологический настрой; больше задавать косвенных вопросов, по возможности не вести в процессе беседы никаких записей или делать их как можно меньше, ибо это может насторожить собеседника; не вести беседу в спешке или в возбужденном либо пассивном состоянии (при наличии физической усталости, болезни).

Третье правило, готовясь к беседе, не следует забывать о том, что подчиненный может быть по-разному ориентирован на ее развитие и результат.

Практика показывает, что чаще всего встречается два варианта ориентации:

    подчиненный не видит в предстоящей беседе смысла и заранее убежден в ее безрезультативности. Причины такой ориентации могут быть различными, например, что военнослужащий считает данный способ общения с командиром (начальником) неадекватным ожиданиям или же не видит в его личности средства (условия) решения его проблемы; подчиненный в командире (начальнике) усматривает лицо, инстанцию, которая непременно должна решить его проблему, вразумить, наставить, научить и т. д.

Четвертое правило заключается в том, что беседа может обеспечить ожидаемый воспитательный эффект тогда, когда в ней будет полно реализована возможность основного метода воспитания – метода убеждения, составляющего фундамент беседы.

В случае, когда целесообразность развития определенного качества подчиненного не вызывает сомнений, но он не уверен в том, что сможет развить его у себя, то здесь можно применить метод , т. е. воздействовать словом, интонацией на воспитанника.

Приемы реализации метода нравственного выбора различны. Это может быть ситуация обсуждения военнослужащими на диспуте проблем воинской дисциплины, в подразделении, которая требует от участников проявления жизненной позиции, нравственного кредо. Уместно поручить подчиненному осмыслить его моральные критерии и соотнести их с военно-этической нормой, после чего подготовиться и выступить на данном диспуте.

Преднамеренное включение в ситуацию нравственного выбора осуществляется и по отношению к нарушителям требований воинской дисциплины.

В этом случае командиру целесообразно, предварительно выяснив степень устойчивости мотивации недисциплинированного поведения у подчиненного, предложить ему еще раз соотнести формы свойственного ему поведения с общей целью коллектива, требованиями боевой готовности, его собственной социальной и служебной перспективой, наконец, с самочувствием подчиненного в группе сослуживцев. Побудить его к тому, чтобы он сам отобрал аргументы за определенные формы поведения, соотнес их с нормами внутриколлективной жизни и требованиями нравственного идеала. Названный прием хотя и не решает в полной мере задачу воспитания подчиненного, но в то же время осуществляет заметные подвижки в его нравственном сознании.

Практикум:

Как подготовить и провести индивидуальную беседу с военнослужащим, прибывшим в воинскую часть (молодым воином)?

Индивидуальная беседа является одной из форм индивидуально-воспитательной работы. Готовясь к беседе, необходимо продумать ее содержание, ход и направленность, выбрать время и место, создать благоприятные условия для ее проведения. Это в полной мере относится к ознакомительной беседе.

Беседа должна быть откровенной. К ней должен быть готов и воин. Поэтому надо умело использовать естественное желание каждого военнослужащего доверительно по душам поговорить со своим командиром, начальником.

Условно проведение беседы можно разделить на три этапа:

1-й этап - вступительный.

Главная задача – снять напряжение и настороженность. Для этого можно применять несколько способов:

а) сказать несколько теплых слов в адрес военнослужащего (касающихся его личности или каких-либо успехов в ходе службы);

б) хорошая шутка в начале беседы также может уменьшить отчуждение и снять напряжение;

в) рассказать немного о себе.

2-й этап – основной.

Сначала задаются вопросы, касающиеся личности военнослужащего (об интересах, школе, детстве, отношении к службе в армии). Затем следуют вопросы, имеющие своей целью получение более полной информации о воине.

3-й этап – заключительный.

Главная цель этого этапа – создание положительного впечатления от проведенной беседы с соответствующим моральным настроем на хорошую службу.

План беседы с военнослужащим (примерное содержание):

1. Знакомство с военнослужащим, его биографическими данными, положением в семье, особенностями жизни, учебы, трудовой деятельности до призыва в армию, отношение к культурно-массовым мероприятиям, спорту и т. д.

2. Выявление по возможности основных черт характера собеседника (уравновешенность, склонность к определенному , принципиальность, честность, дисциплинированность, исполнительность, контактность, откровенность и другие).

В примерном перечне могут быть такие вопросы:

    что известно военнослужащему об истории Казахстана, кого знает из исторических личностей; что знает о своей части, соединении, его боевом пути, достижениях и успехах; какова роль подразделения, в котором служит; как понимает служебный долг, войсковое товарищество, как складываются и сложились взаимоотношения между воинами в подразделении; как оценивает свой коллектив и себя в этом коллективе, что вкладывает в общее дело, в повышение боевой готовности подразделения, части; как выполняет обязанности по должности, известны ли ему уставные обязанности, текст Военной присяги, основные положения законов РК о военной службе; что известно ему о наиболее значительных событиях, произошедших за последнее время в Казахстане и за рубежом; как оценивает свои личные успехи, достижения, в чем видит свои ближайшие задачи.

Примечание:

Рекомендуется, по возможности, в ходе беседы охватить все стороны службы и обязанностей воина – от вопросов боевой готовности до соблюдения личной гигиены, обязательно спросить у него, в чем он нуждается, какая ему нужна помощь, какие у него просьбы, пожелания.

Вместе с тем в тактичной доброжелательной форме необходимо указать на недостатки, недоработки, отрицательные черты характера, которые могут мешать стать солдату образцовым воином и дать советы по их исполнению.

3. Заключение беседы: предложения, наставления, советы, рекомендации военнослужащим

Выводы для своей последующей работы с подчиненным и со всем личным составом заносятся в Журнал индивидуально-воспитательной работы.