Психологические тренинги для спортсменов упражнения. Психологические особенности подготовки юных спортсменов

Упражнение «Превращаем проблему в цели»

Цель: выявить проблемы, существующие у студентов при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.

Количество участников: 15-20 человек.

Время проведения: 30-45 минут.

Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.

В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:

1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?

2.Что еще может доставить мне удовольствие?

3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?

5.На что я чаще всего жалуюсь?

6.Что создаст мне больше всего забот?

7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно?Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?

8.Что меня больше всего расстраивает?

9.Что стало в последнее время меня раздражать?

10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?

11.Что мне надо изменить в себе?

12.На что у меня уходит слишком много времени?

13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?

14.Как я мог бы лучше распределять свое время?

15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?

Затем студенты выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.

После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».

Упражнение «Заверши фразу»

Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.

Время проведения: 20 минут.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

Педагог может предложить студентам завершить следующие фразы:

- «Думаю, что настоящий друг…»;

- «Студенты, с которыми я учусь…»;

- «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;

- «В процессе взаимодействия с людьми…»;

- «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.

Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.

Упражнение «Контакты»

Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Время проведения: 30-60 минут.

Количество участников: до 15 человек.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.

Примерные ситуации:

«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».

Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.

Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.

«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».

«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».

Примечание:

Педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;

После очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;

Задача педагога в этом упражнении – подобрать такие ситуации, чтобы было интересно решать поставленную проблему.

Ролевая игра «Ребятушки-козлятушки»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии.

Ход занятия:

Педагог напоминает студентам старую сказку про волка и семерых козлят, а затем распределяет роли среди участников.

Группа разделяется на две части: одни играют роль «козлят-экспертов», другие – «претендентов», пытающихся убедить «козлят» в своей благонадежности.

Задача «козлят» - в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк». Из нескольких претендентов «козлята» должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль «мамы-козы», «брата», «дяди-козла» и прочих некровожадных родственников.

«Претенденты» имеют скрытые задания не забывать о том, что они «волки», «лисы», «тигры» и т.д.

Однако эти задания надо от «козлят» скрывать. Каждый «претендент» должен сообщить коллегам о выбранном им образе.

Для того, чтобы убедить «козлят» в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. «Претендент» может говорить и делать все, что угодно, «козлята» тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени «козлята» решат, можно ли пускать «претендента» в дом. В любом случае «претендент» не раскрывает свою роль до окончания игры.

Обсуждение итогов игры.

«Претенденты» раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха.

Игра «Гороховый король».

Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: до 30 минут.

Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

Ход занятия:

Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:

Нельзя молчать;

Нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

Метод «Пустой стул»

Цель: расширить представления студентов по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную тему; развить умение студентов осуществлять выбор и аргументировать его.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 40-50 минут.

Материальное обеспечение: листы бумаги с написанными тезисами.

Ход занятия:

Педагог выбирает тему, готовит 4 высказывания, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос и расставляет мебель по кругу. Каждое высказывание записывает на отдельном большом листе бумаги и размещает на полу, образуя круг. Все студенты встают и, переходя от листа к листу, знакомятся с содержанием высказываний. Затем каждый из них выбирает то высказывание, с которым согласен, и садится возле него. Таким образом, создаются малые группы для дискуссии.

Каждая группа в течение 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.

После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится один стул, на который садится представитель группы, чтобы высказать совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию Время выступления – 2-3 минуты.

Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый студент может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий перед его малой группой. Студент может занять пустой стул только один раз.

Педагог завершает дискуссию за 5 минут до конца занятия, чтобы подвести итоги работы групп.

Примечание:

Количество высказываний не должно превышать четырех;

При наличии у студентов затруднений в определении своей позиции, педагог может предложить выбрать то высказывание, которое согласуется с его убеждениями;

При большом количестве студентов в малых группах и желании активного участия всех членов команды, педагог может ограничивать время выступления представителей команд.

Упражнение «Плохо - хорошо»

Цель: развить умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Количество участников: до 25 человек.

Материальное обеспечение: писчая бумага, ручки.

Ход занятия:

Каждый студент получает лист бумаги и ручку.

Педагог предлагает студентам вспомнить проблему, ситуацию, которая из тревожит (например, сдача экзаменов, неприятный разговор и т.д.).

Студенты делят листок на две половины. Слева они записывают 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для них, справой стороны – 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны данной ситуации.

При обсуждении упражнения педагог показывает, что в каждой жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны, за счет этого сохранять самообладание и спокойствие.

Упражнение «Три ответа»

Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

Количество человек: до 15 студентов.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Каждый студент придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…

2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…

4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…

6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Количество участников: до 15-20 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход занятия:

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Примечание:

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентовпредлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

На чем основана психология физического воспитания и спорта ? С тех пор, как спорт из простого увлечения превратился в работу, стал профессиональным, человечество не перестает себя удивлять. Ежегодно на различных стартах, играх человек умудряется бегать быстрее, прыгать выше, кидать дальше и становиться все сильнее. То, что для простого смертного кажется невозможным, для спортсмена обыденность. Спорт штампует новых суперменов и для этого находятся все новые и новые возможности.

Спортивная психология

Пожалуй, никто так не знает о резервах спортсмена, как спортивные психологи. Ведь для победы нужно не только тренированное тело, но и правильный настрой.

Заставить думать о победе, снять напряжения перед соревнованиями, научиться чувствовать партнеров по площадке. Это лишь малая часть работы спортивного психолога , самая сложная для них, это работа с командными видами спорта. Помимо работы с каждым спортсменом по отдельности, перед психологом ставиться задача, настроить команду, как единое целое.

Эмоциональное возбуждение

Для достижения результата используются все возможные методы, не выходящие за рамки принятых правил. Поэтому кроме классических амплуа нападающих, защитника и вратаря, в хоккее есть, например тафгай. Они играют роль бойцов, заводилы, которые могут встряхнуть команду в нужный момент, и даже провокаторов. Все это - элементы психологического воздействия на противника .

С соперником на площадке не церемонятся, бьют больно, в выражениях не стесняются. Выведенный из себя игрок, уже представляет собой менее способную боевую единицу. В его кровь, организм впрыскивает целый коктейль гормонов, и это не лучшим образом влияет на точность и технику движений. Гормоны вызывают сильное эмоциональное возбуждение, ярость, чаще всего это заканчивается удалением.

Отдельный предмет изучения в командном спорте, это командное взаимодействие. Здесь учитывается и психологический климат в команде, и умение отдельных игроков работать в связке. Простая психологическая несовместимость может привезти к тому, что побед не будет. И наоборот, грамотно подобранные игроки позволяют открыть в друг друге новые таланты.

Спортивная медицина

За прошедший век, психологическая подготовка стала неотъемлемой частью спорта высших достижений. Сегодня в России этим направлением занимается целый отдел при спортивной медицине. Его задача подготовить не просто спортсмена, а победителей. Здесь будущих и действующих чемпионов учат управлять своим телом и теми процессами, которые происходят в человеческом организме.

Одна из программ, с которой работают спортивные психологи , позволяет визуализировать психологическое состояние человека и одновременно моделирует стрессовые ситуации. На уровне клеток головного мозга, спортсмена приучают реагировать на внешние раздражители адекватно ситуации.

В центре спортивной медицину утверждают, что за 20 подобный занятий спортсмен может достичь таких же результатов по самоконтролю, которые йоги достигают спустя годы тренировок. Но зачастую одного самоконтроля недостаточно.

Роль болельщиков в победе

Один из феноменов спорта, это поддержка болельщиков . Она ощутимо сказывается на результате. По статистике, игры на домашних регионах для команд складываются гораздо успешнее, чем в гостях.

Незатейливые песни и кричалки про уверенность в победе, слабость соперника и нехороших судей, сопровождают каждую футбольную или хоккейную встречу. Их массовое исполнение расплывается по стадиону и создает эффект, который ощутим всем телом, возникает чувство эйфории, как у спортсмена, так и болельщиков. Специалисты называют этот эффект спортивным заражением и относятся к нему весьма серьезно. Эмоции, как позитивные, так и негативные имеют свойство передаваться.

В результате на домашних играх, противник подавлен, а твоя команда воодушевлена. Судья подавлен и на подсознательном уровне начинает принимать решения в пользу тех игроков, которых поддерживают трибуны, но гарантию успеха это не дает.

Психотип и гормоны спортсмена

Для каждого вида спорта существует свой психотип спортсмена, сюда входят темперамент, подвижность нервной системы, сила, устойчивость. Например, в таком спорте, как бег на длинные дистанции, импульсивный человек не сможет пробежать, так как этот вид спорта цикличен, приходится постоянно повторять одни и те же движения. Полное спокойствие и самоконтроль, оптимальная боевая форма для бегуна на длинные дистанции, поэтому бегуна часто сравнивают с шахматистом. Их задача выбрать свою стратегию, взять свой темп и следовать только своему плану, не обращая внимания на внешние раздражители.

Главное испытание своей физической и психологической подготовки , спортсмены проходят на соревнованиях. Долгие месяцы тренировок могут привести к заветной цели, а могут и вылететь в трубу. На старте спортсмен испытывает колоссальное напряжение, которое может превратиться в страх. Именно в этот момент эмоциональное выгорание, или напротив правильный настрой, могут решить больше, чем физические качества и техническая подготовка.

Гормональный взрыв может придать спортсмену дополнительную энергию. Но за частую, он же становится виновником нарушения оптимального функционирования организма. Мышечное перенапряжение приводит к техническим проблемам, а предстартовое волнение может буквально опустошить спортсмена. Справиться с этим помогает только опыт и помощь психолога.

Только с годами, при помощи специалистов и подсказок тренера, у спортсменов вырабатывается устойчивость к стрессу во время соревнований. Но многие из них так никогда себя и не преодолеют. Они сойдут с дистанции, не достигнув вершины.

Участникам следует удобно расположиться в креслах. Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное (пьяное) выражение. По команде "Начали!" участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание (больше всего подходят упражнения "Пальцы" и "Фокусировка"), сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда "Стоп!". После этого упражнение нужно повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти. Сохранять напряжение лица в течение всего времени работы.

Во время обсуждения предложите сравнить два варианта сосредоточения — расслабленный и напряженный. Не навязывайте своего представления о лучшем способе: свободная дискуссия создает возможность сравнения и выбора, в то время как внушение принятой вами точки зрения делает выводы спортсмена поспешными и незрелыми. Следите за тем, чтобы расслабление и напряжение лица поддерживались в течение всего времени. Для усиления расслабления можно использовать специальные техники (см. главу 4).

Хотя мышечное расслабление очень полезно, его порой недостаточно для того, чтобы сосредоточение стало спокойным, естественным и приятным. Ощутить естественный, мягкий стиль сосредоточения помогут другие упражнения.

Упражнение 9. "Дыхание"*

Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде "Начали!" мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5—15 минут по команде "Стоп!" прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.

Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения. А дыхание является очень чутким индикатором нашего напряжения: любые колебания психических состояний отражаются на способе дышать. Подобно тому как желание исполнить движение на соревнованиях "как можно лучше" приводит к разрушению сложившейся техники, желание сохранить естественный рисунок дыхания посредством активной работы должно нарушить его. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата. Это действенный способ, но не панацея: мысли о результате могут просочиться в сознание и испортить все. Поэтому спортсмен не должен останавливаться на формуле "углубись в процесс и забудь о результате". Упражнение "Дыхание" ставит участника перед парадоксом, разрешение которого лежит за пределами привычных психических стереотипов. По своему психологическому содержанию оно является миниатюрной копией одного из аспектов соревнований. Найдя решение на простой модели, можно попытаться перенести его и в более жесткие условия.

Упражнение 10. "Инфракрасные лучи"*

В достаточно тихом помещении, подогрев предварительно утюг, ведущий говорит: "Ваши руки способны ощущать тепловое инфракрасное излучение. Попробуйте почувствовать тепло этого утюга на расстоянии. (Проносит утюг перед участниками, давая каждому убедиться, что это возможно.) У всех получилось? А теперь попытайтесь почувствовать тепло собственных рук. (Показывает, что кисти рук нужно расположить вертикально, ладонями друг к другу и параллельно, на минимальном расстоянии.) Получается? Теперь ваша задача — найти самое большое расстояние, на котором вы будете ощущать это тепло. (Показывает, как сближаются и расходятся ладони.) Ясно? Работайте самостоятельно. (Проходят 2—4 минуты.) Есть вопросы? Теперь попробуйте проделать это в парах. (5—6 минут, во время которых позволяется обмениваться впечатлениями.) Теперь расскажем, что получилось".

Известно, что при расслаблении и успокоении слабые сигналы с большей легкостью достигают сознания: неслышный днем будильник ночью гремит громче трактора. Поэтому задачи на обострение чувствительности подталкивают обычно к мягкому стилю концентрации.

*Пояснения даны на стр. 134.

В СТАЛЬНОМ КОЛЬЦЕ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ

…Внимание спортсмена напряжено, сжато в точку. Исчезли стадион, зрители, судьи. Осталась лишь мишень в прорези прицела, взлетающий над сеткой мяч… Острие коварной шпаги соперника…

Абсолютная сосредоточенность во время соревнований… Если она еще не пришла с опытом, не подарена вдохновением, то, быть может, ее воспитают регулярные психотехнические тренировки, дающие власть над психикой. Пусть пройдет не день и не два, прежде чем редкие успехи на занятиях принесут способность сосредоточиваться в любых условиях. Но вот внимание спортсмена выдрессировано, не бросается на первую попавшуюся приманку, во всем слушается своего хозяина. А каково оно на прочность?

Третий раз подряд вхолостую щелкает курок. Лихо закрученный мяч выбьет палец. Верный клинок сломается за пару секунд до победного укола. Такого рода сюрпризы могут не то что отвлечь — буквально вытряхнуть спортсмена из состояния сосредоточенности. А стоит лишь на миг приоткрыть путь сомнениям, лишь в мыслях отказаться от борьбы — тут же словно что-то ломается в человеке. Накатывает боль, усталость, смертельная жажда отдыха, и сделать с этим уже ничего невозможно.

"Одним вниманием здесь не обойдешься, — скажете вы. — Нужны воля, самообладание, стойкость характера". Но разве воля — это не внимание, возведенное в куб? Самообладание — не сосредоточенность в экстремальной ситуации? Ведь здесь проявляется все та же способность цепко держать в фокусе сознания свою цель, подчиняя ей и мысли и движения.

Волевого спортсмена не может дезорганизовать и размагнитить никакая стрессовая ситуация. Но как стать волевым?

Упражнение 11. "Сверхвнимание"

Участники разбиваются на две группы: "мешающих" и "внимательных". "Внимательные" расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, косынки или шапочки). Им дается инструкция: "Ваша задача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего. (Ведущий показывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом.) Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием, попытайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекательный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончится упражнение (то есть после моей команды "Стоп!") и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были полностью поглощены своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно? "Мешающие" получат задание во время упражнения. Готовы? Начали!" Упражнение длится 5—15 минут. За это время ведущий вместе с "мешающими" организуют серию провокационных действий. Они скандируют: "Петя — гений внимания!", разыгрывают в лицах анекдоты, инсценируют

окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у "внимательных" милостыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы действия "мешающих" не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться "внимательных" и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда "Стоп!", начинается обсуждение.

Парадоксальность этого упражнения состоит в том, что действие инструкции продолжается после команды "Стоп!". Вероятно, "внимательный" иногда отвлекался от выполнения задания, но правила игры запрещают ему в этом сознаться. Он вынужден убеждать своих партнеров в том, что был абсолютно внимателен и ни разу не отвлекся. Недоверие и сомнения других участников занятия вынуждают "внимательного" прибегать ко все более веским аргументам и незаметно для самого себя все тверже убеждаться в несокрушимости своей концентрации. Игра предоставляет замечательную возможность поверить в свои силы, убедить себя, убеждая других.

В этом упражнении многое зависит от искусства ведущего занятия. Он должен бдительно следить за тем, чтобы очарование игры не было разрушено ни слишком активными действиями "мешающих", ни осознанием игрового обмана "внимательных". Ведущий искусно пользуется своей властью во время упражнения, останавливая тех, кто своим неуместным скепсисом ("Смотрите! Да ведь он вздрагивает от хлопка!") причиняет вред развитию игры. Он должен мгновенно реагировать на подобные уклонения, поскольку критическое отношение может распространиться со скоростью цепной реакции и разрушить игровую атмосферу. Более того, во многих случаях ведущему желательно своими репликами и поведением поощрять проявления актерских способностей участников.

Упражнение не следует использовать в группах, внутри которых еще не созрели отношения взаимного доверия и дух творческой увлеченности. Удача упражнения "Сверхвнимание" намного продвигает группу вперед, в то время как неуспех может поставить под сомнение занятия в целом.

Упражнение 12. "Карусель"

Группа разбивается на две равные части. "Концентрирующиеся" рассаживаются в круг и готовятся к полной концентрации на задании. Задание может заключаться в мысленном решении задачи, заучивании стихотворения, концентрации на мысленном образе, на одной из частей тела и т.д. "Мешающие" становятся лицом к "концентрирующимся" — каждый напротив своей "жертвы". По команде "Начали!" "концентрирующиеся" приступают к заданию, а "мешающие" начинают мешать им (в пределах, оговоренных ведущим). По хлопку ведущего "мешающие" сдвигаются на одного человека вправо так, чтобы каждый из них сменил свою "жертву", и игра продолжается дальше. После нескольких "поворотов" ведущий останавливает "карусель". Все переходят к обсуждению.

Ведущий имеет возможность наблюдать столкновения стремлений "концентрирующихся" и "мешающих", которые в этом упражнении приобретают характер единоборства. На первых порах силы в этом единоборстве не будут равными: ведь "мешающие" располагают богатейшим арсеналом средств. Если игра начинается сразу с применения ими самых жестких мер, то это может обескуражить "концентрирующихся", сломить их веру в свои возможности. Ведущий должен следить за работой каждого и по мере надобности давать "мешающим" указания ослабить помехи, для того чтобы "концентрирующиеся" не проявляли признаков отвлечения по крайней мере в 2/3 случаев. Такая пропорция успеха обеспечит наиболее подходящие условия для роста способности к самоконтролю.

Особенность этого упражнения — персонифицированность источника помех. Причиной отвлечения является конкретный живой человек: может случиться так, что для спортсмена Егорова единственным эффективным мешающим окажется Сидоров. Тогда задача сосредоточения переходит в область общения. Упражнение за упражнением Егоров невозмутимо игнорирует хлопки и крики всех участников, отвечая неудержимым приступом смеха на любую реплику Сидорова. Что делать? Общего рецепта нет, однако почти всегда осознание и признание этого факта Егоровым оказывается отправной точкой для существенных изменений. Пусть, например, он попробует в очередной раз, когда Сидоров начнет приближаться к нему, оставить свои безуспешные попытки сосредоточиться и прямо обратится к своему "мешающему": "Я знаю, что до сих пор мне ни разу не удавалось сконцентрироваться в твоем присутствии. Твоя способность мешать превосходит мое умение сосредоточиваться. Что бы ты мне посоветовал?" Если Сидоров примет искреннее участие в затруднениях Егорова, то его ответ окажется полезным независимо от конкретного содержания.

Другим важным моментом упражнения "Карусель" является овладение умением внушать и противодействовать чужому внушению. Каждый "мешающий" стремится подобрать прием, с помощью которого можно было бы пробить брешь в броне, ограждающей сознание "концентрирующегося" от внешних воздействий. На этом умении во многом основывается способность внушать. Испытав себя в роли "гипнотизера", участник иными глазами начинает смотреть на помехи, создаваемые во время его собственной концентрации. Его способность не поддаваться чужому влиянию усилится за счет понимания механизма влияния на других. В будущем персонификация источника помех может оказаться полезной и при отстройке от "гипноза" обстоятельств.

Если упражнение "Карусель" используется многократно (входит в число регулярно практикуемых упражнений), то постепенно соотношение сил изменяется в пользу "концентрирующихся". Несмотря на растущую изощренность "мешающих", отвлечения случаются все реже. Постепенно задача сосредоточения из внешней (не шевелиться, не смеяться) становится внутренней (не допустить малейших соскальзываний мысли). В этом качестве упражнение можно использовать довольно долго, однако вряд ли спортсмену стоит так шлифовать свое внимание. Мы рекомендуем переходить к следующему упражнению.

Упражнение 13. "Полевые тренировки"*

Каждый участник выбирает себе сам или по подсказке инструктора некоторое задание, на котором он будет сосредоточен во время упражнения. Он должен продемонстрировать столь же высокую степень концентрации, что и в игре-упражнении "Сверхвнимание". Затем группу выводят из помещения для занятий. Участников расставляют по одному и каждому дают команду "Начали!". Расставив всех участников, ведущий обходит "посты" и пытается помешать, привлекая к этому посторонних людей, прося их выведать у тренирующихся, который час, предложить им уйти и прочее. Работа длится 5—15 минут. Затем ведущий подходит к каждому, останавливает работу командой "Стоп!", собирает группу и возвращает ее в зал для занятий. Следует обсуждение.

Поскольку участники будут полностью поглощены сосредоточением и неспособны адекватно ориентироваться в окружающей обстановке, вся ответственность за их жизнь и здоровье возлагается на ведущего. Ведущий должен иметь двух-трех помощников, хорошо знающих помещение: они обеспечивают безопасность спортсменов во время занятий. Каждый из тренирующихся должен постоянно быть в поле зрения. Дело в том, что после успешного прохождения игры "Сверхвнимание" участник, вероятно, будет продолжать сосредоточение даже в том случае, если окружающие будут заняты пожарной эвакуацией.

Кроме того, посторонние люди могут истолковать поведение участников как оскорбительное и применить санкции. Поэтому обеспечению безопасности занятий должно быть уделено максимум сил.

Спортсменов следует расставлять в таких местах базы, гостиницы или спортивного зала, где обычно проходят другие люди. Для тех, кто успешно выполнял предыдущие упражнения, можно спровоцировать неожиданную встречу с кем-либо из знакомых. Возможен, например, такой диалог: "Привет!" — Молчание. "Ты чего, обиделся?" — Молчание. "Ребята, чего это с ним?" (Подходит и слегка трясет за плечо.) — Молчание. И так далее. В других случаях ведущий сам организует подобные взаимодействия, прося кого-либо из посторонних вступить в контакт с занимающимся. Интересно отметить, что часто подобные попытки общения производят большее впечатление на посторонних, чем на участников игры, из-за того, что поведение занимающегося явно противоречит нормам общения.

Это упражнение имеет огромную ценность, поскольку оно стирает грань между условной реальностью групповых занятий и действительностью повседневной жизни. Оно является смелым внедрением выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений. Следующим шагом может быть передача команд "Начали!" и "Стоп!" самому спортсмену. Таким образом, он сам становится хозяином своего внимания. В дальнейшем можно применять эти команды во время отработки заданий на спортивной тренировке. Такой перенос будет иметь несомненную пользу для совершенствования спортивного мастерства. Однако следует остеречься от злоупотребления частым и длительным использованием этого приема. Мы думаем, что в большинстве случаев суммарное время концентрации не должно превышать 30—40 минут в сутки.

4. ВООБРАЖЕНИЕ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Тяжелые будни спорта… Тренировки три, четыре, пять раз в неделю. Тренировки утром и вечером. Изо дня в день спортсмену предстоит одно и то же. До изнеможения ворочать тяжелую штангу. Перегонять воду в гребном бассейне. Или, подобно заевшей пластинке, наматывать нескончаемые круги на беговой дорожке стадиона. Монотонность тренировок — одна из острейших психологических проблем современного спорта. Где же искать решение?

Лучшее лекарство от монотонности и скуки — это фантазия. Самая наискучнейшая вещь может стать интересной, если расцветить ее волшебными красками воображения. Вспомните марктвеновского Тома Сойера, превратившего покраску обыкновенного забора в увлекательный аттракцион, ради участия в котором соседская детвора готова была расстаться с самыми дорогими своими сокровищами. Немного артистизма, немного выдумки — и вот уже из желающих приобщиться к этому важному и почетному делу выстраивается длинная очередь.

То же и при организации тренировок. Бесконечная изобретательность и умение каждую тренировку проводить по-новому, празднично, ярко, захватывающе интересно отличают стиль работы талантливого тренера. Армейский хоккеист Вениамин Александров рассказывал о тренировках А.В. Тарасова: "Это были незабываемые дни. Мы работали дьявольски. Но психологически наши тренировки были обеспечены таким образом, что мы не чувствовали ничего, кроме радости и необычайного душевного подъема"*.

Повышение переносимости физических нагрузок далеко не единственная из стоящих перед тренером и спортсменом проблем, решать которые позволяет развитое воображение.

*А.С. Медведев. Психология победы. — М.: ФиС, 1981, с. 44.

БЕГ ЛЕЖА

В последнее время в спорте все шире применяется идеомоторная тренировка: проигрывание движений и действий в воображении. Методы идеомоторной тренировки прочно вошли в арсенал подготовки гимнастов, горнолыжников, прыгунов в воду. Они хорошо зарекомендовали себя на начальных этапах освоения сложных технических элементов, а также при восстановлении навыков, утраченных в результате длительного перерыва в тренировках. Однако идеомоторная тренировка, как правило, малоэффективна в тех случаях, когда из поля зрения тренера выпадает очевидный факт: целесообразность использования идеомоторных упражнений при подготовке к соревнованиям в значительной мере зависит от психологической индивидуальности спортсмена. Прежде всего — от особенностей его воображения.

По способам ориентировки в пространстве людей можно условно разделить на две категории. Для одних решающее значение имеют зрительные ориентиры, для других — мышечные ощущения и чувство направления силы тяжести. Первые при мысленном выполнении действий опираются в основном на зрительные представления, в то время как вторые — на двигательную память и воображаемые ощущения движений. Естественно, что у спортсменов с различным типом ориентировки в пространстве особенности применения идеомоторной тренировки будут существенно отличаться.

Предлагаемые игры-упражнения помогут тренеру не только разобраться в особенностях воображения каждого из участников, но и развить в своих подопечных эту ценную способность.

Упражнение 14. "Лабиринт"

Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных указаний-команд "заводит" своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной линии с прямыми углами он держит перед собой, но не показывает своему "ведомому". Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт, — "Прямо!". Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды "Направо!" или "Налево!", после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, "ведомый" должен развернуться на 180 градусов и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех своих перемещениях (посредством тех же трех команд). В это время "заводящий" по своей схеме контролирует путь партнера. Если "ведомый" справился с заданием успешно, то ему предлагается лабиринт с большим количеством поворотов и так далее. Затем напарники меняются ролями.

В некоторых случаях с "Лабиринтом" лучше работать не парами, а всей группой. При этом часть сидящих в кругу участников (четные) будет заводить в лабиринт, а оставшаяся часть — выводить из лабиринта. Тогда каждому как из "заводящих", так и из "выводящих" достается лишь часть общего пути.

В ходе обсуждения результатов тренеру следует обратить особое внимание на то, каким образом каждый спортсмен в качестве "ведомого" справлялся со своим заданием. Участники, у которых преобладает зрительная ориентировка в пространстве, используют обычно воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем же, у кого преобладает двигательный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить, где же это "налево", а где "направо", они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте "человечка", мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с двигательным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их. Обладая такой особенностью, спортсмен может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новыми для него движениями и совершенствования своей двигательной координации. Спортсмену же со зрительным типом ориентировки идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных комбинаций уже знакомых ему движений.

Оценивая работу участников, тренер может исходить из следующих нормативов: прохождение лабиринтов в 6—8 колен — "удовлетворительно", 9—12— "хорошо", свыше 12— "отлично". Опыт показывает, что большинство людей при известном старании достигают отличного результата.

Упражнение 15. "Акробат"

Участники рассаживаются в ряд. Ведущий стоит перед ними и держит в руках небольшую человеческую фигурку. Он объясняет участникам, что это — "акробат", который умеет выполнять четыре команды. "Направо!" — по этой команде "акробат" делает поворот на 90 градусов через правое плечо; "Налево!" — он поворачивается в противоположную сторону; команда "Вперед!" выполняется как вращение лицом вперед на 90 градусов относительно центра тяжести; команда "Назад!" — как вращение в противоположную сторону. После того как все участники ознакомятся с принципом управления фигуркой, они рассаживаются в круг и начинают внимательно следить за кувырками воображаемого акробата, команды которому подаются каждым по очереди. Те, кто не смог в какой-то момент уследить за игрой, выходят из круга, и так до тех пор, пока не выявится победитель.

Во избежание ненужных споров, ведущий с помощью своей фигурки может контролировать весь ход игры и в спорных ситуациях выступать в качестве арбитра. Это упражнение во многом аналогично предыдущему.

Упражнение 16. "Волшебный карандаш"

Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуются бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: "Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево!". По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом на листе вырисовывается ломаная линия. Все "ходы" карандаша должны быть равны по длине. На предварительном этапе игры участники подают по очереди свои команды, а карандашу выполнять свои обязанности "помогает" ведущий. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует игрокам, например с квадрата. Команды подаются по кругу. Ведущий должен объяснить игрокам, что они не имеют права договариваться о том, в какой точке начинать и в каком направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за командами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-либо из его товарищей допустил ошибку, он останавливает игру командой "Стоп!". По этой команде все, что уже нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала — делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную.

Как правило, игра проходит очень оживленно. Наличие общей цели и ответственность каждого за ее достижение приводят к значительной мобилизации зрительного воображения. И тем не менее в игре практически неизбежны серьезные трудности и разногласия.

Помимо своей непосредственной направленности на развитие зрительного и пространственного воображения эта игра интересна еще и тем, что является моделью сотрудничества нескольких человек при решении общей задачи. Особенно полезным это упражнение может оказаться при подготовке команд в игровых видах спорта, где коллективность является существенной чертой самой спортивной борьбы и успех во многом зависит от согласованности действий игроков на поле (о других игровых способах психологической подготовки спортивной команды см. в главе 5). Фигуры, предлагаемые обычно в качестве образцов, содержат в себе один подвох: даже после того, как начерчена значительная их часть (3, 4, 5 и более ходов), имеется несколько различных вариантов завершения рисунка. Для некоторых игроков такая многозначность вообще не является затруднением. Другие же держатся за свой, сложившийся у них в голове после нескольких ходов, вариант, и это мешает им видеть иные возможности. Неспособность участника переключиться приводит к тому, что в случае расхождения очередного хода с тем, который предусмотрен его собственным проектом, он вынужден прерывать игру. Рано или поздно участники сами обнаруживают причину недоразумений. А тренер на этом впечатляющем примере может проиллюстрировать, как важна на игровом поле гибкость мышления, способность отказаться от задуманной комбинации, если неожиданный поворот игры затрудняет ее проведение или открывает возможность для чего-то более подходящего.

В большинстве случаев каждый участник коллективного рисования будет демонстрировать тот же стиль поведения, что и на игровом поле, так же реагировать на неудачи, на свои или чужие ошибки. Возможно, кто-то из спортсменов возьмется следить за порядком, поправлять нарушающих правила и одергивать отвлекающихся на ненужные споры. Спортсмены такого типа нацелены на результат общего дела. Обычно они деятельны, инициативны и являются лидерами в команде. Если спортсмен некритичен к себе и склонен сваливать вину за свои просчеты на товарищей, то сходным образом он проявит себя и здесь: будет возмущенно реагировать на остановку игры из-за допущенной им ошибки, но ни за что не признается, что из-за собственной невнимательности, а не по вине другого сам останавливает игру. Вероятно, найдутся и такие, кто станет препятствовать скорейшему достижению общей цели, в бесплодных (ведь проверить правильность того или иного хода практически невозможно!) спорах доказывая свою правоту. Такая линия поведения изобличает повышенное самолюбие и показывает, что же больше всего волнует спортсмена во время игры.

По сравнению с реальной спортивной игрой эта модель имеет три серьезных преимущества. Первое состоит в том, что она предоставляет спортсменам возможность учиться на ошибках, ничем практически не рискуя. Второе — в том, что психология игры становится более наглядной: люди сидят в плотном кругу, не совершают никаких физических действий, и их переживания видны тренеру гораздо лучше, чем если бы это происходило во время настоящей игры. Третье преимущество в том, что это всего лишь игра. В несерьезном, не имеющем большой важности занятии человеку легче увидеть себя со стороны, осознать мешающие сотрудничеству черты характера, признаться самому себе в ошибках.

Для преодоления неизбежной субъективности в оценке своих подопечных тренер может вести протокол игры, записывая все ходы и реплики, чтобы потом, при "психологическом разборе", опираться только на неопровержимые факты.

При необходимости обострить игру или еще сильнее заинтересовать участников в конечном результате ведущий может ввести соревновательный момент: ограничить время, отведенное на выполнение заданий, или же разбить группу на две соревнующиеся на скорость рисования команды. Обычно эти меры создают высокий накал страстей даже среди неспортсменов. Сплочению участников и улучшению их взаимопонимания способствует такой усложненный вариант игры, при котором в каждой из соревнующихся команд присутствует тайно назначенный ведущим "диверсант", пытающийся помешать выигрышу своей команды, но так, чтобы не быть обнаруженным. Поиски "диверсанта" по ходу игры или после ее окончания сами по себе превращаются в особую коллективную задачу. Таким образом, "Волшебный карандаш" может пригодиться тренерам для решения самых разнообразных психологических проблем в спортивной команде.

Как правило, по мере приобретения участниками опыта коллективного рисования разногласия возникают все реже. Группа становится сыгранной и справляется со все более сложными фигурами. Эффект углубления взаимопонимания прослеживается довольно отчетливо. Он может проявляться не только в рамках психотехнических занятий, но и на игровом поле. С другой стороны, определенную роль в прогрессе изобразительных способностей группы играет и сама тренировка зрительного воображения. На тот случай, если "Волшебный карандаш" начнет приедаться, можно воспользоваться следующим упражнением, во многом аналогичным этому.

Упражнение 17. "Чехарда"

Для игры понадобятся заранее приготовленное линейное пяти-клеточное поле и четыре фишки — две черные и две белые. Все клетки поля пронумерованы слева направо. На первой и второй клетках размещаются черные фишки, на четвертой и пятой — белые, третья клетка остается пустой. Ведущий разъясняет участникам, что цель игры — перегнать черные фишки на те клетки, которые заняты белыми, а белые соответственно на место черных. В игре допустимы следующие виды ходов: перемещение фишки влево или вправо на соседнюю свободную клетку; перепрыгивание фишки влево или вправо через занятую другой фишкой клетку на следующую свободную. Сначала все участники делают ходы по очереди на нарисованном поле, а затем, после того как усвоены правила игры, — на воображаемом. При этом каждый ход обозначается двумя цифрами: номером клетки, с которой перемещается фишка, и номером клетки, на которую она перемещается (например, с 3-й на 5-ю).

Так же как и в игре "Волшебный карандаш", каждый из участников наделяется правом остановки игры. В том случае, если игра дается группе слишком легко, можно увеличить длину поля и соответственно количество фишек.

КЛЮЧИ ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

Многие отправления человеческого тела протекают автоматически и недоступны волевому контролю. Зрачок сужается при ярком свете, в жару расширяются кровеносные сосуды, а мы если и знаем об этом, то только из учебников физиологии. Первые техники произвольной регуляции исходно непроизвольных функций — мышечная релаксация, самогипноз, аутогенная тренировка — были созданы медиками. Сегодня методы саморегуляции применяются не только для борьбы с болезненными явлениями, но и в целях более гибкого и полного использования резервов здорового организма. Они позволяют регулировать уровень бодрствования, управлять процессом восстановления и мобилизации сил. Именно с внедрением в спортивную практику приемов саморегуляции связывают современные тренеры свои надежды на решение таких проблем, как повышение психологической надежности спортсмена, подведение его к состоянию наивысшей результативности в момент ответственного старта, реабилитации после неудачного выступления. Не чужды современному спорту и медико-профилактические задачи. Ведь даже у самых здоровых людей — спортсменов — в психологически напряженных ситуациях довольно часто возникают болезненные реакции. Это и страхи перед ответственным выступлением, и хандра, и упадок сил после неудачи на соревнованиях. Зачастую нежелательные последствия предстартовых напряжений проявляются в апатии, мышечной слабости, расстройстве координации и других снижающих спортивную форму нарушениях. Произвольная регуляция "человеческого механизма" и здесь позволяет компенсировать последствия нервных перегрузок.

В основе большинства приемов саморегуляции лежит умение расслаблять мышцы тела. Глубокое мышечное расслабление снижает уровень бодрствования, перестраивает режим работы нервной системы и делает организм более пластичным, более чутким к мысленным самоприказам. Открывается возможность управлять недоступными прежде рычагами человеческого тела и психики. Вместе с тем установлено, что глубокое мышечное расслабление (релаксация) само по себе является высокоэффективным средством восстановления физических сил и душевного равновесия.

В спорте умение быстро и глубоко расслабиться — это неоценимый дар. Искусство мгновенного отдыха позволяет спортсмену максимально использовать короткие перерывы между раундами, секундные передышки на игровом поле. Он оказывается в состоянии сбрасывать усталость и в миг полета над беговой дорожкой, и в промежутках между крутыми поворотами на скоростной лыжне. Классические приемы мышечной релаксации общеизвестны, и мы не будем на них останавливаться. Приведенные ниже групповые упражнения могут быть использованы тренером или спортивным психологом в качестве игрового дополнения к систематическому курсу занятий аутогенной тренировкой.

Каждый, кто знаком с аутогенной тренировкой, знает, что субъективно расслабленная мышца ощущается как более теплая и тяжелая. Этому ощущению соответствуют и объективные сдвиги: расслабленные части тела действительно несколько теплеют и утяжеляются за счет усиленного кровоснабжения. Вот как можно "обыграть" это небезынтересное явление.

Упражнение 18. "Термометр"*

Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке. По истечении некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, какая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнеров.

Как правило, участники, в достаточной мере овладевшие основами аутогенной тренировки, успешно справляются с этим заданием. Более уверенно и легко происходит отгадывание при нагревании правой руки (у правшей).

Ключевые слова: психотехнические игры и упражнения, «универсальный» психологический инструмент в деятельности тренера.

Аннотация. В данной статье представлены психотехнические игры и упражнения в качестве «универсального» психологического инструмента в деятельности тренера, а также приведены положительно зарекомендовавшие себя авторские упражнения и упражнения в модификации для юных спортсменов.

Keywords: psyhotechnic games and exercises, «universal» psychological technique in coach"s work.

Abstract. The paper presents psyhotechnic games and exercises as the «universal» psychological fear in coach"s work. There are good recommended author"s exercises and famous exercises in modification (for example, «Muxa» by N.V. Tsen and Y.V. Pakhomov) for young athletes in primary school aged children and teenaged athletes in it. These psyhotechnic games and exercises may be used in the training, in competitive activities of children in sports schools.

Актуальность исследования. Игра, являясь составляющей здорового развития ребенка, помогает ему раскрепоститься и постепенно справиться с трудностями, которые на данный момент кажутся ему неразрешимыми (например, «игра в соревнование»). Использование психотехнических игр и упражнений с учетом возраста спортсменов, с одной стороны, удовлетворяет их потребность в игре и, с другой, - служит актуализации и развитию соответствующих психических функций, коррекции психического состояния, налаживанию и поддержанию межличностных отношений в группе , являясь и средством реализации «двойной» карьеры .

Психотехнические игры и упражнения являются «универсальным» психологическим инструментом тренера в работе со спортсменами младшего школьного, подросткового и юношеского возраста: могут способствовать развитию показателей основных познавательных процессов, способности к саморегуляции неблагоприятных психических состояний, налаживанию, поддержанию и коррекции межличностных отношений в команде (спортивной группе) при систематическом применении, а также могут решать задачу снижения субъективного состояния усталости и формирования и поддержания мотивации спортсменов .

Цель исследования - апробировать психотехнические игры и упражнения в авторской модификации для их применения тренерами в работе с юными спортсменами.

Организация исследования. Исследование проведено в рамках собственной практической деятельности в ГБОУ ДОД СШОР №2 Невского района Санкт-Петербурга, детской школы картинга «PitStop Драйв» Санкт-Петербурга и др.

Испытуемые. В исследовании участвовали 32 тренера (18 мужчин и 14 женщин - в основном тренеры ГБОУ ДОД СШОР №2 Невского р-на Санкт-Петербурга и тренеры-студенты 6-го курса заочного обучения НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) и их обучающиеся - спортсмены 7-17 лет (сложно-координационные виды спорта, теннис, плавание, больная борьба, волейбол, баскетбол).

Методы исследования. Тренерами выполнялась оценка целесообразности/полезности психотехнических игр и упражнений по 5-балльной шкале.

Результаты исследования. Представим несколько положительно зарекомендовавших себя психотехнических игр и упражнений в авторской модификации для применения тренерами в работе с юными спортсменами.

1. «Муха» в модификации.

Упражнение подходит для развития концентрации внимания. На листе бумаги чертится поле как для игры в «крестики-нолики». В центр помещаем «муху» (можно нарисовать, положить кусочек пластилина и пр.). Инструкция: Вы видите поле с «Мухой» в центральном квадрате. Она может перемещаться с помощью команд: «вверх», «вниз», «вправо» и «влево». Сейчас я начну этой «мухой» управлять, Вам следует внимательно следить за ней и указать в каком квадрате она оказалась после того, как я перестану командовать. Внимание, начали!

Теперь пронумеруем квадраты: верхний ряд - 1, 2 и 3; средний ряд - 4, 5 и 6; и нижний ряд - 7, 8 и 9. Муха всегда начинает движение из центра! Теперь вы закрываете глаза и мысленно представляете перед собой это поле. После того, как я остановлюсь, вы должны сказать номер квадрата, в котором оказалась «муха». «Муха» может «улететь», например: она в центре и следуют команды «вправо», «вправо». В этом случае вам следует сказать: «муха улетела».

Варианты:

1) представляем, что «муха» - это противник (или теннисный, волейбольный, баскетбольный мяч), а поле - это сторона противника. Задача - как можно дольше «погонять соперника»;

2) поле - это сторона противника, мысленно представляем выполнение ударов по квадратам с обязательным возращением на свою заднюю линию;

3) перед началом команд, называем номер квадрата, из которого «муха» начнет движение.

Условия: постепенное увеличение количества команд и скорости их подачи, а также переход к выполнению других вариантов.

2. Упражнение на основе методики «Интеллектуальная лабильность» .

Суть методики - определение способности к переключению внимания при переходе от одной деятельности к другой в условиях дефицита времени. Суть психотехнического упражнения - развитие данной способности у юных спортсменов, особенно специализирующихся в единоборствах и спортивных играх.

Инструкция: «Перед собой вы видите бланк с пронумерованными квадратами. В некоторых квадратах есть цифры, в других - линии или фигуры. Я называю номер квадрата и задание, которое вам следует в нем выполнить. На выполнение одного задания дается до 5 секунд. Если не успели сделать, лучше переходите к следующему. Начинаем выполнять только после того, как задание мной сказано. Внимание, начинаем!» Условия: подготовить заранее бланк методики или собственный бланк; выбрать 20 заданий из данной методики при первом проведении упражнения, далее по аналогии свои собственные задания (до 30).

Результативность определяется по динамике правильно выполненных заданий (по количеству ошибок). При работе с юными спортсменами важно акцентировать их внимание, что это упражнение поможет им быстрее переходить от выполнения одного технического элемента к другому в процессе соревновательной деятельности.

Индивидуальный вариант (на примере тенниса): «На соревнованиях все спортсмены «сильные». Сравнение себя с другими не имеет никакой пользы, т.к. ты не может влиять на уровень их мастерства. Конечно, знать, как играет твой противник, как подает, как принимает, какие удары чаще использует - это неплохо. Но важнее относиться к себе как к сильной спортсменке (теннисистке). Дай 10 (лучше 15) ответов, чтобы закончить предложение: «Я сильная спортсменка (теннисистка), потому что...». Желательно эти ответы зафиксировать, рекомендовать к выполнению (проговариванию) сначала два-три раза в неделю перед сном, а также в предсоревновательных ситуациях.

Групповой вариант: в целом то же, только другие по очереди заканчивают предложение «Оля (Маша и пр.) - сильная спортсменка (теннисистка), потому что.». Участие тренера в данном варианте желательно, т.к. оценка значимого взрослого влияет на самооценку спортсмена, и чем младше спортсмен, тем в большей степени.

Обсуждение результатов исследования.

Тренеры начали применять психотехнические игры и упражнения в работе со спортсменами после самостоятельного выполнения, консультации с психологом и оценки степени их «целесообразности/ полезности», что свидетельствует в целом об их положительном отношении и опыте применения данного «универсального» психологического приема. В свою очередь, это может содействовать конструктивному взаимодействию тренера с психологом в процессе психологического сопровождения спортсменов в образовательной среде спортивной школы.

Выводы:

  1. Тренеры оценили степень «целесообразности/полезности» психотехнических упражнений, в том числе и выше представленных: в среднем оценка составила 3,5 балла по 5-балльной шкале.
  2. 87,5% участников посоветовали бы данные игры и упражнения и другим тренерам для работы со спортсменами в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ №17-06-00883.

Список литературы

  1. Вощинин, А.В. Рефлексия в структуре деятельности тренера: от рефлексивной позиции к рефлексивной культуре / А.В. Вощинин // Теория и практика физической культуры. - 2013. - №2. - С. 12-18.
  2. Маллаев, Д.М. Теория и практика психотехнических игр [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Д.М. Маллаев, Д.И. Гасанова. - М. : ВЛАДОС. - 2013. - 150 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234859 (дата обращения: 30.10.2016).
  3. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо. - 2006. - 608 с.
  4. Тихвинская, Е.О. Психология переживания в спорте: учебное пособие / Е.О. Тихвинская. - СПб. : Из-во Петербургского гос. университета. - 2007. - 48 с.
  5. Хвацкая, Е.Е. Применение тренерами ДЮСШ «универсальных» психологических приемов в профессиональной деятельности / Е.Е. Хвацкая // Материалы XII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» / под общ. ред. Ю.В. Байковского, А.В. Вощинина. - М. : РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК)». - 2016. - С. 303-306.
  6. Хвацкая, Е.Е. Профилактика страхов юных спортсменов в процессе обучения в ДЮСШ и СДЮСШОР / Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Латышева // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития». - Волгоград. - 2015. - С. 114 - 116.
  7. Хвацкая, Е.Е. Образовательная среда спортивной школы как внешний ресурс «двойной» карьеры спортсменов / Е.Е. Хвацкая // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации: сб.науч.трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием; КГУФКСиТ. - Краснодар, 2016. - С.234-237.
  8. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2-е., доп. / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. - М.: Независимая фирма «Класс». - 1999. - С. 39-41.

Literature

  1. Voshchinin, A.V. Reflection in the structure of Coaches" human activity: from reflective position to reflective culture / A.V. Voshchinin // Theory and practice of physical culture. - 2013. - No. 2. - P. 12-18.
  2. Mallaev, D.M. Theory and Practice of psyhotechnic games and exercises: : textbook / D.M. Mallaev, D.I. Hasanova. - M. : VLADOS. - 2013. - 150 p. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234859 (date accessed 30.10.2016).
  3. Psychological tests / ed. S. Kasyanov. - M. : Eksmo. - 2006. - 608 p.
  4. Tikhvinskaia, E.O. Psychology experiences in sport: a tutorial / E.O. Tikhvinskaia. - SPb.: St.-Petersburg Univ. Press. - 2007. - 48 p.
  5. Hvatskaya,E.E.Applicationofcoaches«universal» psychological techniques in professional activity / E.E. Hvatskaya // Materialy XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii psihologov fizicheskoj kultury i sporta «Rudicovskie chteniya» / under the General editorship of Y.V. Bajkovsky, A.V. Voshchinin. - M.: RSUPESYT (SCOLIPE). - 2016. - P. 303-306.
  6. Hvatskaya, E.E. Prevention fears of young athletes in the learning process in the sport school / E.E. Hvatskaya, N.E. Latysheva // Collection of scientific works of the international scientific-practical conference «Pedagogy and psychology: trends and prospects». - Volgograd. - 2015. - P. 114 - 116.
  7. Hvatskaya, E.E. Educational environment of the sport school as external resource of "dual" career / E.E. Hvatskaya // Collection of scientific works of the VI All-Russian scientific-practical conference with international participation "Resources in competitiveness of sportsmen: theory and practice of realization. - Krasnodar: KGUFKST. - 2016. - P. 234 - 237.
  8. Tsen, N.V. The psycho: games and exercises. Ed. 2nd., add. / N.V. Tsen, Y.V. Pakhomov. - M. : Independent firm «Klass». - 1999. - P. 39-41.