Газета на тему дети войны. Исследовательский проект "дети войны"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 города Зеленокумска

Советского района» Ставропольского края

Дети Войны

(исследовательский проект)

Работу выполнила ученица

Авдеева Влада

Руководитель - Коваленко О.С.

2015 учебный год

1.Введение

2.Основная часть.

2.1.Бухенвальд

2.2.Это раздается в Бухенвальде... Освенциме

2.3.Это раздается в Бухенвальде... Саласпилсе

2.4. Это раздается в Бухенвальде... Лодзе

2.5.Это раздается в Бухенвальде... Гданьске

2.6.Это раздается в Бухенвальде... Сокольниках

3.Заключение

4.Список литературы.

5.Приложение 1. Презентация

Введение.

Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь, жизнь ребенка можно оборвать в печи крематория.

« Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, должен был мой проект « Дети войны».

Актуальность моего проекта в том, что я хочу рассказать, какой ценой заплачено наше мирное детство. 13 миллионов детей погибло в годы войны. Сейчас, когда неизвестные лица разгромили кладбище узников концлагеря смерти Саласпилс в Латвии. Местные СМИ сообщают, что вандалы разгромили могилы, снесли православные кресты, вытоптали цветы и зеленые насаждения. Православная часовня, находящаяся на территории кладбища, также была разгромлена. В ней размещались траурные венки и ленты в цветах российского государственного флага. Полиция не смогла задержать вандалов по горячим следам. Мы возмущены этими событиями и хотим, чтобы наш проект показали всем детям

Цель проекта :

воспитание уважения к истории, интереса к жизни сверстников в военное время, воспитание гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей.

Задачи проекта:

-по знакомиться с историческими фактами Великой Отечественной войны, условиями жизни детей в период ВОВ.

-узнать географическое местоположение концлагерей.

Гипотеза:

Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых, детей шестидесятых и сегодняшней молодежи. Считаю, что еще не утрачены моральные принципы самоутверждения, умения сопереживать, любить Родину и трудиться, создавая что-то новое и необходимое те только себе, но и всем людям. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения в годы войны, их страшном и жестоком детстве, не все понимают что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.

Объект исследования:

События Великой Отечественной войны.

Предмет исследования:

Условия жизни детей в период оккупации и вклад в дело борьбы с фашизмом.

Хронологические рамки: период Отечественной войны.

Методы исследования: интервьюирование; чтение литературы по теме; анализ фотоматериалов о детях военных лет; анализ проблемы в СМИ.

Участники проекта – обучающиеся 5-7 классов.

Ожидаемые результаты реализации проекта: участие в конкурсе патриотических проектов, посвященных Великой Отечественной Войне

Средства реализации проекта: программа создания презентаций, документы в Word , Интернет, песня «Бухенвальдский набат»,

Формы активных мероприятий:

1.Проведение классного часа «Дети войны»

2.Выступление на общешкольной линейке, посвященной Дню Памяти участников Великой Отечественной Войны

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный

Выбор темы

Определение цели, формулирование задач.

2. Поисково-исследовательский этап

Определение источников информации.

Планирование способов сбора и анализа информации.

Подготовка к исследованию и его планирование.

Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций.

3. Трансляционно-оформительский этап

Предзащита проекта (в классе)

Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

Подготовка к публичной защите проекта:

Определение программы и сценария публичной защиты;

4. Заключительный этап

Публичная защита проекта.

Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Основная часть.

А ведь детство – самая счастливая пора в жизни каждого ребенка. Но так случилось, что многие дети не видели этой поры. У них не было детства. Они уже в свои 8-12 лет совершали подвиги наравне со взрослыми. Не детская это доля! Скитаться по лесам и поселкам, видеть врагов не в кино, а живыми, смотреть смерти в лицо, брать в руки оружие и стрелять, мстить за родителей, братьев и сестер. Но так было!

Война стала биографией целого поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба в этой войне.

Маленькие герои большой войны, они сражались повсюду. Это пятиклассник Марат Казей, юный партизан посмертно награжденный званием Героя Советского Союза. Пятнадцатилетний Леня Голиков, Герой Советского Союза, погибший в неравном бою 24 января 1943 года. Четырнадцатилетний партизан Валя Котик.

И кажется, снова в борьбе и в походе

Сегодня в рядах своих верных друзей

Голиков Леня, Дубинин Володя,

Котик, Матвеева, Зверев, Казей... (П. Железнов)

Зина Портнова, Лариса Михеенко..

На море сражался Боря Кулешин, а в небе Аркаша Каманин,.

Другие дети выдержали блокаду Ленинграда – 900 дней. Таня Савичева она не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе. Фашисты виноваты в том, что обрекли ее и тысячи детей на муки голода, на медленное умирание в ледяной квартире, наполненной трупами родных и соседей.

Дети войны, они сражались на трудовом фронте, работая по 12-14 часов, недоедая и недосыпая. И когда их рост не позволял встать станку, они вставали на ящики и работали. Их враг был не в каске и с автоматом, он чаще всего безлик, как, например, всегда безликим бывает голод, и незрим, как всегда бывает незримой подступающая смерть. Все для фронта – все для Победы. Это они собирали металлом для строительства танков и самолетов. Собирали теплые вещи, вязали варежки и шили одежду. Выступали в госпиталях, ухаживали за ранеными. Но были дети, которые попали в концлагерь. Валентин Нестеров, тогда ему было 9, уходил из Николаева вместе с матерью. Во время бомбежки они потеряли друг друга. Его, прятавшегося в воронке, питавшегося тем, что найдет на огородах, немецкие полицаи отправили под арест. Юного партизана Владимира Мациенко – ему было 12 лет, схватили во время облавы, когда он шел на связь с подпольщиками. Четырнадцатилетнего Павла Каюна забрали за то, что он пытался спрятаться в лесу, когда в их селе молодежь угоняли на работу в Германию. В одной только Германии 1100 концлагерей, в каждой умирали 1200- 2000 людей в день. А в Латвии, Белоруссии, в Польше и в других странах?!

Даже в Сокольниках был детский дом, который стал лагерем...

Вот им безвинно погибшим мы посвящаем свой проект.

2.1.Бухенвальд

Люди мира на минуту, встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –

Это раздается в Бухенвальде...

К концу войны Бухенвальд являлся крупнейшим концентрационным лагерем на территории Германии. С 1937 по 1945 сюда было депортировало около 250 000 человек со всей Европы. Когда американцы заняли Бухенвальд, им удалось освободить 21 тысячу заключенных, среди них 904 ребенка, самому младшему узнику не было 4-х лет. Маленьким узникам концлагеря надо было не просто выжить

…Как дети попадали в Бухенвальд? У каждого – своя судьба. Все они оказались на нарах концлагеря Бухенвальд. И сквозь зарешеченные окна видели, как около крематория сваливают, будто древа, исхудавших, надорвавшихся на непосильной работе людей, в которых еще теплилась жизнь. В августе 1944 года Интернациональный комитет Бухенвальда решил найти среди узников-подпольщиков учителей, которые будут вести уроки в детском бараке. Следом за педагогом Н.В. Федосенко к детям пришли историк Николай Федорович Кюнг, биолог Михаил Васильевич Левшенков и артист Ростовского цирка Яков Гофман. Последний принес с собой консервную банку, на которую натянул струны. Яков Гофман играл на этом «музыкальном инструменте», показывал фокусы, надевал смешные маски, чтобы дети хотя бы улыбнулись.

Николай Федорович Кюнг рассказывал: «Однажды вечером меня вызвали из барака и передали, чтоб я подошел в условленное место. Там меня ждал связной. Он сказал, что подпольный комитет дает мне задание – вести уроки в детском бараке. Когда я отправился на первый урок, то волновался до слез. Ведь у меня самого было двое детей. Что с ними? Я не знал. В бараке меня уже ждали. Дети сидели на нарах, на полу. Лица исхудавшие: огромные торчащие уши, глаза с выражением привычного испуга. Уроки обычным порядком: вопросы – ответы, задания на дом. Весь смысл наших занятий был в том, чтобы попытаться отвлечь детей от страха, в котором они жили, помочь им поверить, что не вечно будет длиться каторга. Придет наша Победа. Когда стал говорить, то увидел по глазам ребят – как трудно отвлечься им от горестных дум». Фашисты запрягали детей вместо лошадей, забирались в повозки, брали кнут и с громким хохотом погоняли их. При этом кричали, чтоб те пели на ходу. Они их так и называли: «поющие лошади». «Перед бараками стоял деревянный «козел» для порки. Экзекуции шли каждый день, - вспоминал в разговоре со мной И. П. Николенко (когда он попал в концлагерь, ему было 14 лет). За что охранники могли наказать, в том числе и детей? Даже за то, что им показалось, будто ты недостаточно быстро сдернул свою полосатую шапку, приблизившись к нему, или посмотрел слишком дерзко. Могли тебя тут же стукнуть рукояткой пистолета, или огреть хлыстом. Со мной не раз проделывали такую «забаву»: спускали на меня собаку, на пасть которой был надет намордник. Громадная собака сваливала меня с ног, катала по земле. Стоявшие вокруг охранники смеялись». Другой узник из детского барака И.А. Борисов рассказывал: «Нам в концлагере охранники говорили, что выйти из Бухенвальда можно только через трубу крематория. Что бы ты ни делал – получал ли миску баланды, тащился в шеренге на перекличку, - отовсюду было видно, как выходит дымок из трубы. Сгорает чья-то жизнь. А кто туда попадет завтра? С этой мыслью жили». И все-таки подпольная школа работала. Учителя знали, что детям надо не просто выжить, но и сохранить свое психическое здоровье. Они не должны от перенесенных страданий стать озлобленными зверьками. если дети увидят, что к ним пришли с добром, то, возможно, смогут сохранить доверие к человеку. Подпольщики работали и на вещевом складе, и в канцелярии. Так, по листочку, собрали для детей бумагу, карандаши. Нашли кусок фанеры, которую вывешивали как классную доску. Когда стали спрашивать детей, то оказалось, что от повседневного страха некоторые забыли, как слова пишутся. И каждый, приходя на урок, начинал с азов. Но вот что осталось у учителей в памяти: они чувствовали – дети хотят учиться!

После уроков, по ночам, сгрудившись на нарах, они вспоминали о книгах, которые успели прочесть до войны. Несколько вечеров подряд пересказывали друг другу «Спартака» и «Овода». О том, что учиться было опасно, понимали все обитатели детского барака. Всегда у входа и на подступах к сараю сидели дети, будто играя, передавали друг другу сигналы. Они были зоркими стражами и умели молчать. Не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь из них, хотя бы за кусок хлеба, донес или проговорился о том, что в бараке идут уроки. А потому никогда их не застали врасплох. Дети оказались хорошими конспираторами. Они по-своему понимали, что подпольные уроки – это тоже сопротивление фашистам. И если к ним приходят учителя, значит, они – не безмозглое быдло, в которое их хотят обратить в концлагере. Однажды подпольщики решили устроить ребятам праздник. Под Новый год привезли елку в один из бараков: ее срубили в лесу и спрятали на дне лагерной тележки. Из бумаги смастерили игрушки. На елку пришли только те дети, кто был способен скрытно, по-пластунски, проползти ночью между бараками. Здесь каждого ждал необычайный подарок. В пакетиках, где были картошка и морковь, они нашли такие вот письма: «Здравствуй, сынок! Я знаю, как тебе тяжело. Но ты терпи. Скоро придет Красная Армия. И тогда мы встретимся. Я тебя найду! Твоя мама».Письма, конечно же, написали сами узники. Но дети были потрясены, читая их строки. Разве под Новый год не происходят чудеса? Милосердие всегда сопровождалось угрозой смертельной расправы. Как-то в лагерной бане дежурил подпольщик Федор Дрябкин. В тот день через Бухенвальд прогоняли колонну узников в другой лагерь. Их пригнали из загонов, чтобы помыть в бане. Один из них ни за что не хотел оставлять свой чемодан. Плакал, прижимал его к себе. И все-таки, в конце концов, он доверился Федору Дрябкину. Оказалось, что в чемодане спрятан… его сын Стефан. Он был маленький, тщедушный, лет 5-ти от роду. Федор Дрябкин убедил отца, что надо оставить мальчика в лагере на попечение подпольщиков. Заботу о маленьком Стефане взял на себя Интернациональный подпольный комитет лагеря. Мальчика нельзя было отвести в детский барак – все дети были на учете. Сначала его прятали на вещевом складе за стопками одежды. Потом перевели в лагерную санчасть. Здесь Стефана укрывали в бачке, в который бросали окровавленные бинты. Потом перевели его в свинарник. И этот ребенок ни разу не вскрикнул, не заплакал. Он уже понимал – что такое опасность. Стефан выжил. Своего отца он нашел через двадцать лет. Дети не знали, что во многих бараках создаются боевые группы. Узники готовились к восстанию. Многие из них работали на военных заводах. Детали пистолетов приносили с заводов в лагерь в пайке хлеба, в подошвах деревянных колодок. Детали автоматов укрывали на повозках с углем. Оружие собирали и прятали под полом бараков. Узники детского барака, уже чувствовали – что-то готовится, - рассказывал И.П. Николенко. – Вдруг нас, самых старших, стали учить делать перевозки. Зачем это? Мы не спрашивали». Так же скрытно, как собирали оружие, в концлагере вели разведку: где проход к складам с оружием, как можно отключить ток, который пропускался по проволоке. Подготовку восстания вели опытные офицеры. «Однажды к нам вбежал Володя Холопцев – он тоже опекал наш детский барак, - продолжал И.П. Николенко. – Он сказал, чтобы все дети легли на пол, спрятались под нары. Он ничего не объяснял, но мы, старшие, выбежали из барака, бросились за ним».

Это было 11 апреля 1945 года. Накануне подпольный комитет вынес решение о начале восстания. В те дни из Бухенвальда вывезли большую группу узников. Сопровождать их уехала и часть охраны. Удар лагерного колокола – сигнал к началу восстания. Следом за вооруженными подпольщиками из бараков бросились тысячи заключенных. Это было отчаянние людей, которые привыкли каждый день видеть смерть. Изможденные, изголодавшиеся они стреляли по вышкам, проламывали проходы в ограждении.Бухенвальд восстал и победил. Еще до подхода фронтовых частей узники сами заперли в бараки своих охранников. А тех, из них, кто разбежался, выловили в лесах.

Подростки из детского барака тоже стали участниками восстания. Как знать, может быть искра этой их решимости затеплилась на уроках в подпольной школе?

Бывшие юные узники Бухенвальда вспоминали о первом дне свободы:

Я видел, как часовой от страха сбросил с вышки пулемет.

Я обрадовался, когда увидел прорванную проволоку. Не помню, как выскочил наружу.

В тот день захватили немецкую кухню. Я съел полведра варенья. Чуть не умер.

Помню, как над Бухенвальдом подняли флаг освобождения.

2.2. Освенцим

Освенцем. Мы привыкли называть его «Освенцим». Это слово знакомо с детства. Со школьных уроков и фильмах о войне. Весь мир называет его немецким словом Аушвиц. Называет не милый польский городок, но место, где был концлагерь. По степени продуманности, технической организованности, по массовости и жестокости истребления людей этот лагерь оставляет за собой далеко позади все известные немецкие «лагеря смерти» Освенцимский лагерь был построен в 1939 году по приказу рейхсфюрере СС Гиммлера. В Освенцимском лагере немцы ежедневно умерщвляли и сжигали от 10 000 до 12 000 людей. Путем расстрелов, голода, отравлений и чудовищных истязаний немцы истребили в Освенцимском лагере свыше 4 миллион граждан Советского Союза, Польши, Франции, Бельгии, Голландии, Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии и других стран. Немецкие профессора и врачи произвели в лагере так называемые "медицинские" эксперименты над живыми людьми - мужчинами, женщинами и детьми. Заключённые лагеря делились на классы, что было визуально отражено нашивками на одежде. 6 дней в неделю, кроме воскресенья, заключённые были обязаны работать. Изматывающий график работ и скудная пища стали причиной многочисленных смертей. В лагере Аушвиц 1 существовали отдельные блоки, служившие для различных целей. В блоках 11 и 13 производились наказания для нарушителей правил лагеря. Людей по 4 человека помещали в так называемые «стоячие камеры» размером 90x90 см, где им приходилось стоять всю ночь. Более жёсткие меры подразумевали медленные убийства: провинившихся либо сажали в герметичную камеру, где они умирали от нехватки кислорода, либо морили голодом до смерти. Между блоками 10 и 11 находился пыточный двор, где заключённых пытали и расстреливали. Стена, у которой производился расстрел, была реконструирована после окончания войны.

3 сентября 1941 года по приказу заместителя коменданта лагеря оберштурмфюрера СС Карла Фрицша было проведено первое испытание травления газом Циклон Б в результате которого погибло около 600 советских военнопленных и 250 других узников, в основном больных. Опыт был признан успешным, и один из бункеров был переконструирован в газовую камеру и крематорий. Камера функционировала с 1941 года по 1942 год, а затем её перестроили в бомбоубежище СС. Впоследствии камера и крематорий были воссозданы из оригинальных деталей и существуют по сей день в качестве памятника жестокости нацистов

В Аушвице 2 было 4 газовые камеры и 4 крематория.

Новые заключённые ежедневно прибывали на поездах в Аушвиц 2 со всей оккупированной Европы. Прибывших делили на четыре группы.

Первая группа , составлявшая примерно ¾ всех привезённых, отправлялась в газовые камеры в течение нескольких часов. В эту группу входили женщины, дети, старики и все те, кто не прошёл медкомиссию по полной пригодности к работе.

Вторая группа заключённых отправлялась на рабскую работу на промышленные предприятия различных компаний.

Третья группа , в основном близнецы и карлики, отправлялись на различные медицинские эксперименты, в частности к доктору Йозефу Менгеле, известному под прозвищем «ангел смерти».

Четвёртая группа , преимущественно женщины, отбирались в группу «Канада» для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов, а также для сортировки личного имущества заключённых, прибывающих в лагерь.

В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключённых искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях.

2.3. Саласпилс

Са́ласпилс (концлагерь «Куртенгоф») - концентрационный лагерь, созданный во время Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии. Официальное название -Саласпилсская расширенная полицейская тюрьма и лагерь трудового воспитания. Существовал в 18 километрах от Риги рядом с городом Саласпилс с октября 1941 года до конца лета 1944 года. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нем малолетних узников, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. В детском концлагере Саласпилс каждый день убивали 150 детей, всего там было убито 7 тысяч. Это фотография детей, освобожденных в Саласпилсе. Несколько лет назад, президент Латвии Вайра Вике Фрейберга рекомендовала всем к прочтению книгу «История Латвии –ХХ век». Ее автор утверждает, что концлагерь Саласпилс был «воспитательно-трудовым лагерем». А это документы:

…Если при взятии трупов по одному из могилы из 54 ям, в 29 обнаружено насильственное умерщвление детей мышьяком, то следует считать доказанным, свидетельскими показаниями и объективными данными, что каша и кофе, которыми кормили советских детей немецкие сестры «милосердия» в концентрационном лагере Саласпилс, были сознательно фашистскими варварами отравлены мышьяком с целью умерщвления советских детей, для того чтобы освободить руки матерей для отправки их на рабство в Германию… - «Латвия под игом нацизма», стр. 107

«…Факт систематического взятия крови у детей Комиссии подтвердили 33 бывших заключенных лагеря Саласпилс, в том числе 17 детей в возрасте до 12 лет, спасшихся из Саласпилса из числа тех, у которых немцы выкачивали кровь…»

Убийства детей.

…Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-ти-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5–6 суток. Страшный час для детей и матерей в лагере наступает тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывают малюток от несчастных матерей… …Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Грудных младенцев и детей до 5 лет помещали в отдельный барак, где они умирали в массовом порядке. Только за один год таким образом погибло более трёх тысяч детей. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишённых даже примитивного ухода. За грудными младенцами присматривают 5–8 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные причины массовой гибели несчастных детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи – детоубийцы с докторскими дипломами больным детям делают инъекции – впрыскивают разнообразные жидкости, вводят в прямую кишку мочу, заставляют принимать во внутрь разные средства…

2.4. Лодзе

В Польше в городе Лодзь был детский концлагерь. Там собирали детей для уничтожения. Прямо из подошедших эшелонов их вели в газовые камеры, где помещалось 2 тысячи людей. А когда не справлялись с людским потоком, детей заживо бросали в раскаленные жерла печей крематория. Отчаянный детский крик стоял над лагерем постоянно. Совсем маленьких эсесовцы отбирали у матерей и убивали на их глазах.

После войны в Лодзи поставили памятник – огромное разорванное материнское сердце.

2.5. Гданьск

В Гданьске фашисты производили мыло из человеческих тел и дубления кожи, сдираемых с умерщвленных людей. Об этом написано в книге С.Кузьмина «Сроку давности не подлежит»: Мы увидели горы человеческих голов и черепов, гильотинированные трупы в ваннах, вымачивающаяся и дубящаяся человеческая кожа в чанах. Нам объяснили, с какой части тела и на что шла человеческая кожа – на перчатки, на абажуры, сувениры, разные поделки. Из трупов варили мыло и потом брали, мылись, стирали!!!»

2.6. Сокольники

Каждый год они совершают марш памяти - несколько километров по местам трагического детства. До сегодняшнего дня дожили 13 человек, но только трое нашли силы прийти туда, где погибли тысячи детей, в лесопарк «Сокольники». Николай Калашников: «Там были дети от месяца до десяти лет. Самый старший был я, мне было 10». Страшные кадры были сделаны в «Сокольниках» 70 лет назад. Здесь фашисты расстреливали не только мирных жителей, но и выбрасывали тела детей, умерших после медицинских экспериментов. Николай Калашников: «Они приходят, берут грудных деток. За ноги берут и бросают прямо в машину». В 42-м году Вере Петровой было 6 лет, Елене Гончаренко - 5. Тогда они и попали в спецприют на окраине Харькова, который фашисты превратили в концлагерь доноров. Детей морили голодом, ежедневно брали кровь и спинномозговую жидкость.
Вера Петрова: «Мы не понимали, что это такое, что они брали у нас. Они говорили: просто укол сделаем вам и все. Ложимся спать - на кровати четыре человека. Утром встанешь, один живой остался».
По вечерам, вспоминают бывшие детдомовцы, немцы приезжали в «Сокольники» развлекаться. Елена Гончаренко: «Когда немцы напивались, особенно в черной форме, они гонялись за нами на мотоциклах. Кого догоняли, того уже не было». Уезжающие черные машины с красным крестом и брошенные полумертвые дети. Чтобы как-то избавиться от страшных воспоминаний, Анатолий Рева решил их рисовать. Шестилетнего Толю фашисты сделали очередным донором под № 1805.
Анатолий Рева: «По 150, по 200 человек, по 250 умирало в месяц». Он никогда не забудет пятилетнюю Зою, которая прожила в приюте всего две недели. Они вместе искали желуди, ели траву и разделили пополам сгнивший помидор. Зоя была среди тех детей, у кого кровь брали, пока она шла.
Анатолий Рева: «У нее выкачали все-все. И она там умерла».
Умерших детей на тачке вывозили в лесополосу, хоронили в окопах, в оврагах, в воронках от бомб. После войны поисками детских захоронений никто не занимался. Сколько в «Сокольниках» таких безымянных могил - до сих пор не известно. Старый корпус детского дома уже снесли, бывшие его заключенные своими силами недавно установили рядом небольшой памятник. Поминальный марш они завершают в детском саду «Соколенок», где находился второй корпус приюта.
Николай Калашников: Спали на соломе. Тех, кто не дожил до утра, хоронили в воронке от бомбы. После войны здесь эксгумировали останки более 500 детей.
«Одни умирали, а другими пополнялось, все время пополнялось. Это была как… машина смерти». Страшная тайна детского дома в «Сокольниках» могла быть и не раскрыта. При отступлении фашисты уничтожили все документы, подтверждающие факт медицинских экспериментов над детьми. Бывшим детдомовцам понадобилось больше полувека, чтобы восстановить историческую правду.

Это раздается в Бухенвальде... Маутхаузене, Дахау, Майданеке, Заксенхаузене...

Заключение

Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя… Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь они уже глубокие старики. Война узурпировала их детский быт. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да щемящим душу переживаниям: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей.

Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг, самопожертвование во имя Победы правого дела отечественной войны советского народа. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством, а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны.

Мне в своей работе хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. В основу своей работы я положила воспоминания старожилов нашего села. Некоторые факты потрясли меня. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме.

Несмотря на никакие трудности, ветераны живут. Они для нас являются образцами настоящих сыновей и дочерей нашей Родины. В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Прежде всего, это “Зарница. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество - общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание.

… Прошла война, прошла страда,

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…»

А. Твардовский

Литература:

    Журнал «Читаем, учимся, играем» №4 2011

    Журнал «Читаем, учимся, играем» №6 2011

    Э. Максимова сост. «Дети военной поры» М. Политиздат 1988

    С.Кузьмин «Сроку давности не подлежит»

Интернет ресурсы:

    http://www.stoletie.ru История о Бухенвальде.

    http://go.mail.ru

    Проект «Дети войны»

    Обоснование выбора темы

    70 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть совсем ребенком, но ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко (лишь в канун праздника Победы) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику по причине господства на телевидении низкопробной продукции. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне.
    Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности.

    Во время Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок взяли в руки оружие. Кто эти дети, почему они пошли на фронт?
    Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломится, не ожесточиться, стать достойными людьми? « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность и крушение моральных устоев у молодого поколения, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи должен был помочь детям наш проект «Дети воины».

    С 1 ноября по 14 ноября: подготовка участников, знакомство с основными вопросами и ходом проекта.

    Кураторы проекта: Майданова Е.В

    Зинченко Е.М.

    Участники проекта : воспитанники 8, 9 и 10 классов.

      Презентации:

      Выставка художественной литературы: «Дети Воины» (библиотекарь Медведева Ксения Александровна)

      Стихотворения посвящённые детям воины (Деулин Кирилл, Алексеев Эдуард)

    Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

    Задачи:

      Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

      Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

      Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

    Методическое сопровождение проекта:

    Информационные источники в интернете;

    Стихотворения о детях воины;

    Презентации

    Книги посвященные детям воины

    Перед воспитанниками стояла задача:

      Найти фотографии детей в годы Великой Отечественной войне;

      Посетить библиотеку. Ознакомиться с литературой имеющейся по данной теме.

      Собрать материал о детях-узниках концлагерей. Составить презентацию.

      Собрать материал о детях партизанах ВОВ. Составить презентацию.

      Собрать материал о детях блокадного Ленинграда. Составить презентацию.

      Дети пионеры – герои. Составить презентацию.

    Ожидаемые результаты

    После завершения проекта учащиеся смогут:

      демонстрировать знания об этапах организации проектной деятельности;

      использовать ИКТ технологии для поиска информации и оформления результатов исследования;

      анализировать и сравнивать исторические источники;

      организовать командную работу.

    Этот проект подготовлен к празднованию 70-лети со Дня Победы.

    Оборудование: плакаты, компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных лет, Презентации подготовленные детьми.

    Формы работы: беседа, диспуты, презентации.

    Ход отчетного союзного часа

      Дети войны. Последние свидетели.

    Рассказывайте детям о войне,

    Не бойтесь испугать жестокой правдой,

    Рассказывайте детям о войне,

    Им это знать и помнить надо

    Рассказывайте детям о войне,

    Пусть ваша память к ним в сердца стучится

    Рассказывайте детям о войне… Н.Верб

    Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

    Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

    Мы сегодня узнаем, как жили:

      Дети в блокадном Ленинграде (Ахметов Данияр, Черепанов Андрей)

      Дети партизаны (Кучин Андрей, Неизвестных Кирилл, Константинов Дима)

      Дети в концлагерях (Травянов Олег, Степкин Павел)

      Дети пионеры – герои (Сарсакеев Олег)

    Дети в концлагерях.

    Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.

    Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище.

    Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).

    «Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами.

    Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».

    В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. Медицинская помощь не оказывалась. При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали. Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.

    А теперь мы посмотрим презентацию о детях концлагерей подготовленную Травянов Олег.

    Дети пионеры – герои.

    За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями:

      Ордена Ленина были удостоены - Толя Шумилов, Витя Коробков, Володя Казначеев;

      Ордена Красного Знамени - Володя Дубинин, Юлий Кантимиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;

      Ордена Отечественной войны 1-й степени - Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;

      Ордена Красной Звезды - Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович;

      Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 - медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».

      Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

    Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».

    О пионерах-героях расскажет Сарсакеев Олег.

    А теперь мы узнаем о том, как жили дети в блокадном Ленинграде. И расскажет нам об этом Ахметов Данияр.

    О детях партизанах мы узнаем из презентации Кучина Андрея.

    Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужаса». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.

    Вечная память всем погибшим.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач социальных организаций. Детство и юность – самая благодатна я пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства, поэтому проблема нравственно–патриотического воспитания молодежи становится одной из важных для нашей страны. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее ценных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящих героических поступков: самопожертвования и ответственности за свою семью, страну. Но очень важно для молодежи, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими, а не далекими книжными, тогда молодежи легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Все меньше и меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны, наши дедушки и бабушки, чье детство выпало на годы войны, остаются последними очевидцами тех событий, которые могут без прикрас поведать правду об этом времени. Их детство не было безоблачным и счастливым. В детстве они узнали, что такое голод и холод, боль, смерть, страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны после войны. Они выжили, не сломились, не ожесточились, стали достойными людьми. Именно накануне 70 летия Победы в каждой семье нашей страны вспоминают своих погибших, выживших и переживших это тяжелое время. Это важное время для формирования ценностных установок, жизненных идеалов молодежи, передачи исторической преемственности и социального опыта новым поколениям. Поэтому наш проект как никогда актуален, он есть дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны, которые еще живы. Новизна и уникальность этого проекта в том, что все исторические моменты, представленные в нём - это судьбы людей, живущих рядом, жителей города Петровска-Забайкальского, это не просто участие старшего поколения в передаче исторической правды об этом времени молодежи, а прежде всего укрепление социальной значимости и важности старшего поколения в сегодняшнем дне. ОБОСНОВАНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: Историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Ведь чем больше имен своих героев будет помнить общество, тем богаче его внутреннее наследие, тем крепче его патриотический дух, тем сильнее страна. И лишь через краеведческий материал подрастающее поколение сможет увидеть жизненный подвиг людей, живущих рядом. Встречи с детьми войны, записи воспоминаний, позволят по – новому открыть это время, взглянуть на войну глазами своих близких, ощутить их эмоции, чувства, понять значимость Великой Победы для каждого русского человека. Нынешнее поколение школьников станет последним поколением, успевшим увидеть «детей войны». Данный проект будет являться несомненным вкладом в изучение регионального аспекта истории Великой Отечественной войны, даст фактический материал о жизни петровчан в военное лихолетье. Его реализация позволит привлечь внимание молодежи к событиям Великой Отечественной войны, истории своей малой родины. Особая значимость проекта в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У пожилых людей появляется уверенность в будущем своих внуков, а у детей истинные идеалы. ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: -культурно-образовательная деятельность (уроки мужества, мероприятия-встречи) - издательская деятельность: сборник воспоминаний детей войны, газетные статьи, телепередачи.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    2 слайд

    Описание слайда:

    Память, которой не будет конца Война не щадила никого Давным-давно была война Военное детство моего прадеда Юры (семья Щелчковых) Щелчков Юрий Николаевич Трудное детство моего прадедушки Голодное детство прадеда Воспоминания о детстве моего прадеда След войны Справка о ранении прадеда Детские годы прабабушки Нины (семья Пермяковых) Война украла наше детство Грустное детство Раненое детство С разницей в 70 лет «Дети войны»

    3 слайд

    Описание слайда:

    Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу… Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб.

    4 слайд

    Описание слайда:

    В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше, и если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории. Война! Великое оружие разрушения и трагедии... По данным Государственного архива Волгоградской области, до начала войны в нашей области проживало 194 300 детей. Угнано фашистами в рабство 1 940 детей, 431 ребенок погиб от бомбежек, расстреляно 207 детей. Война не щадила никого.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Шла война, но жизнь продолжалась. Дети рождались и росли, играли, учились... У нас, современных детей, первыми книжками были азбука и букварь. Можете ли вы представить себе, что осваивать азы чтения можно не по азбуке, а по газетным заголовкам? А ведь многие наши бабушки и дедушки учились читать именно так. Перенесемся в прошлое и узнаем, что было написано на страницах газет 1941-1945 года: «Наш лозунг - победа!» «Что ты сделал для фронта?» «Все женщины и подростки - в ряды бойцов трудового фронта» «В военное время работать по-военному» «Все силы на разгром врага!» «Буду работать за двоих» Мог ли ребенок что-либо сделать для фронта, скажете вы. Сегодня трудно поверить в то, что ваши ровесники, едва научившись складывать буквы в слова, начинали помогать фронту наравне со взрослыми. Работая в поле, на военном заводе, в госпитале, они приближали день Победы. Было ли детство у ваших бабушек и дедушек? Если было, то каким? В какие игры играли они в годы войны? О чем мечтали?

    6 слайд

    Описание слайда:

    Однажды я спросила своего прадедушку: - Дедуль, а ты помнишь Великую Отечественную войну. Как на войне, страшно? - Во время войны я был маленьким и воевать мне не пришлось, но воспоминания о том как плохо нам жилось тогда, как приходилось работать для фронта и для победы, как ждали весточки с фронта от родных, а после и возвращения фронтовиков домой, - это я запомнил на всю свою жизнь, - ответил мне дед. - Дедушка расскажи, - попросила я. - Ну, слушай. Военное детство моего прадеда

    7 слайд

    Описание слайда:

    Я, Щелчков Юрий Николаевич, родился в1939 году. Мои детские и юношеские годы прошли в д. Малые Трубицы Богородского района, находившейся на расстоянии 7км от районного центра. Раннее детство совпало с Великой Отечественной войной. Вспоминаются отдельные более яркие эпизоды личной жизни, а также из рассказов родителей.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Меня заинтересовал рассказ дедушки. А как жила в то время семья бабушки? И я решила расспросить и ее о том тяжелом времени. И вот что она мне поведала в своем коротком рассказе:

    9 слайд

    Описание слайда:

    Во время войны и долго после неё вся полученная продукция в деревне, в колхозах и личных хозяйствах изымалась государству. Главной тягловой силой были лошади. Лучшие из них забирались на фронт, оставшиеся были не способны выполнять сельскохозяйственную работу. Поэтому использовали лопату или сами женщины впрягались в плуг и тащили его. Хлеб выпекали из лебеды, торфа и хвоща. Картофель получали на личном участке. У всех были коровы, поэтому часть молока оставалась и для себя – этим и выжила деревня.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Без папы очень трудно было жить. Мама все время была на работе, все работы выполняли женщины. В колхозе землю пахали на лошадях и их очень берегли. А дома свой участок люди пахали сами: собирались женщины и впрягались в плуг, много их было и тащили плуг, а дедушка мой был уже старенький и он держался за плуг и направлял его. Так пахали по очереди: сначала у одного, потом у другого, и так далее. Жили дружно.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Потом получали зерно, мололи его сами на мельницах и пекли хлеб в печах своих. Зерна было мало, поэтому хлеб пекли с травой. Мы, дети войны, ходили на луга и собирали головки от клевера, называли их «кумушки». Их высушивали, растирали в деревянных ступах пестами или растирали руками. Еще собирали лебеду, полевой хвощ, щавель и др. Боронили колхозные поля на быках, были большие быки, им прокалывали ноздри, вставляли железное кольцо, чтобы привязать к нему вожжи.

    12 слайд

    Описание слайда:

    13 слайд

    Описание слайда:

    Детские годы прабабушки Нины Я была совсем маленькая, когда отец ушел служить на действительную службу или отдать свой долг Родине. Тогда служили в армии 3 года. После армии папа вернулся домой, но пробыл дома недолго, так как началась в марте 1939 года Финская война. Папу взяли на фронт в кавалерию, и там он был ранен в ногу. Служил он в конной армии до конца Финской войны, а затем сразу попал на Великую Отечественную (Германскую) войну. Там воевал в составе Белорусского фронта.

    14 слайд

    Описание слайда:

    «Я, Щелчкова (Пермякова) Нина Васильевна, родилась в деревне Гурино, Лобанского совета, Богородского района, Кировской области 23 февраля 1935 года. Деревня наша была маленькая, всего 21 деревянный домик, расположена на берегу речки Андык. В реке было очень много рыбы, и водяных мельниц. Для них речку запруживали и вода поднималась. В годы войны рыба в реках была большим подспорьем. В деревне было много жителей, так как в семьях было много детей.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Мы, маленькие дети в основном пасли скот, иногда боронили, возили навоз. Я пошла в школу в первый класс 1 сентября 1943 года. Училась я в селе Лобань – это в 4-х км от деревни Гурино. Летом мы каждый день ходили домой, а зимой ночевали прямо в школе.

    Дети войны 1941-1945г.

    руководитель:

    Лемешко Л.М.




    • Цель проекта: исследовать факты участия детей в событиях Великой Отечественной войны. Ход исследования: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Провести опрос в среде своих сверстников в школе, что им известно об участии детей в годы Великой Отечественной войны, расспросить у взрослых. 3. Сделать выводы.

    Задачи

    Узнать о жизни детей в военное время.

    Провести анкетирование.

    Проанализировать полученную

    информацию и сделать выводы.


    • Гипотеза:
    • В тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.

    Пути решения задач

    Составление плана действий.

    Разработка анкеты для учащихся.

    Сбор информации по теме проекта.




    В тылу

    В деревне На заводе

    Девочки и мальчики выращивали хлеб, собирали урожай, стояли у станка.




    Дети на войне

    Сколько их маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине…


    На фронте

    Мальчики и девочки шли на фронт в военные части, становились сыновьями и дочерями полков.


    Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

    Марат Казей


    Шли напряженные дни и месяцы суровой партизанской жизни. Вместе с другими боевыми товарищами Леонид взрывал железнодорожные мосты, склады боеприпасов и продовольствия, уничтожал фашистские эшелоны. С группой партизан Голиков сопровождал большой обоз (250 подвод) с продовольствием из партизанского края для голодающего Ленинграда. Фронт он переходил ночью под прикрытием артиллерии. Операция прошла успешно. Партизаны благополучно вернулись в отряд с подводами, груженными оружием и боеприпасами. За доблесть и отвагу Леонид был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу», он стал бригадным разведчиком. Всего он истребил 78 фашистов, подорвал два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сжег два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами».; Отдельно в характеристике отмечался подвиг, совершенный Леонидом 13 августа 1942 г.

    Президиум Верховного Совета Указом от 2 апреля 1944 г. присвоил ему звание Героя Советского Союза

    Лёня Голиков



    Когда в городе Оболь была организована подпольная комсомольская организация "Юные мстители", Портнова стала ее членом. "Мстители" не только распространяли и расклеивали листовки, но и добывали для партизан сведения о действиях немцев. С их помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подпольщики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков. Зине удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. Чтобы избежать ареста, ей пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов.

    Зина Портнова


    Дети Блокады

    11-летняяТаня Савичева .

    «28 декабря 1941 года. Женя умерла…. Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта - Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля, 10 мая - дядя Леша. Мама - 15 мая». А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».


    Школьники Блокады

    В осажденном городе работали 30 школ. Дети учились. Это был подвиг !


    Помощь фронту

    Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах…



    Назови даты начало и окончания Великой Отечественной войны.

    • Дали правильный ответ – 62 человека
    • Не смогли ответить – 7 человек

    Почему эта война называется Великая Отечественная?

    • Большая, долгая война- 10 человек
    • Все поднялись на борьбу с врагом – 8 человек
    • Не знают -20 человек
    • Затруднились- 38 человек

    • Смерть, голод,разруху – 59 человек
    • Затруднялись ответить – 10 человек

    Какие беды принесла Великая Отечественная война?

    * Смерть,голод,разруху-59 человек

    *Затруднялись ответить- 10 человек

    Какие герои войны тебе известны?

    *Назвали- 12 человек

    *Не смогли -57 челове к


    Вывод

    Б ольшинство учащихся знают, что такое война. Какую боль и утрату несет она собой жестокость и разрушение, страдания многих людей и в первую очередь детей.

    • Из беседы с классным руководителем мы узнали о детях, которые наравне со взрослыми сражались в Великой Отечественной войне-были связными, разведчиками, радистами в партизанских отрядах.
    • Мы считаем, что будущее невозможно без прошлого и настоящего. Мы должны знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи.

    Вывод

    Наша гипотеза подтвердилась. Дети внесли огромный вклад в победу над фашистами. Они помогали Советской Армии в тылу, на фронте и в партизанском подполье. Их было много, обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками, связистами, радистами и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы мы могли спокойно расти в мирное время.


    Вывод

    Давно отгремели военные залпы. Живем мы на мирной земле. Но помним о мужестве, Силе и братстве, Минувшей войны седине. О подвигах - стихи слагают. О славе – песни создают. “Герои никогда не умирают, Герои в нашей памяти живут!”



    Информационные ресурсы

    • Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Екатеринбург, «Урал - Советы» («Весть»), 2006
    • Энциклопедии Авантаж. История XX век.
    • Интернет – ресурс: http://ru.Wikipedia.org/ и др.

    Благодарим за внимание

    Благодарим за внимание!