Когда на Ямале отмечается главный праздник кочевников – День оленевода. Муниципальное бюджетное учреждение культуры День оленевода что за праздник

Проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера .

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго?» Дело в том, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.

Для кого проводится праздник День оленевода? В первую очередь, конечно, для тундрового населения ведущего традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре, в своих чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое вместе со своими семьями и оленьими стадами.

Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. Олень – это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.

На День оленевода традиционно приезжает большое количество тундрового населения, ведь часто они встречаются друг с другом только раз в год, именно на празднике.

День оленевода, кроме награждения и чествования лучших оленеводов, можно условно разбить на культурную и спортивную часть.

Культурная часть праздника включает в себя следующие виды:

Конкурс женской одежды.

Конкурс детской одежды.

Конкурс мужских поясов.

Конкурс на лучшую оленью упряжку.

Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды:

Метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест).

Прыжки через нарты.

Перетягивание палки.

Национальная борьба.

Бег на лыжах (самодельных) с палкой.

Гонки на оленьих упряжках.

Гонки на снегоходах.

В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя. Но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь.

В муниципальном образовании Приуральский район День оленевода проводится ежегодно первые выходные дни апреля перед косланием на летние пастбища, которые проходят в районном центре с. Аксарка на берегу реки Обь, местный народ съезжается сюда пообщаться, поторговать и померяться силами.

Ключевыми моментами праздника являются именно соревнования, ведь за победу в них дают призы. Побороться за победы и призы в национальных видах спорта в Аксарку съежаются самые сильные и ловкие мужчины местной тундры.

Жизнь в природе, помимо множества умений, требует от человека больших физических нагрузок. Для перетягивания палки нужны, например, не столько сильные бицепсы, сколько сильные пальцы. А метание тынзяна на хорей требует от пастуха очень точного глазомера. Попробуйте-ка поймать в огромном бегущем стаде именно того оленя, который вам нужен.

Ловкость и выносливость — жизненно важные умения каждого тундровика. От способности владеть своим телом зависит, сможет ли хозяин управляться с оленьим стадом и кормить семью. На этом празднике прыжки через нарты – часть состязаний.

На самом деле, День оленевода – самый древний из местных национальных праздников. Много веков в удобное для всех место съезжаются жители тундры. Молодые мужчины – чтобы похвалиться силой и удалью, женщины – красотой и уменьем вести домашнее хозяйство.

На Севере много интересного и необычного для жителей более южных регионов. Самое красочное представление обычно проходит в поселках, где эти оленеводы и проживают или в районе которых кочуют, но иногда проводят основные мероприятия и в городе, чтоб горожане тоже могли прикоснуться к культуре народов, оленей живьем посмотреть, национальные блюда попробовать.

Лаптандер Савватей Александрович ПМОФ-3125_2 ПМНВФ-748 День оленевода спортивные соревнования 1 ПМНВФ-749 День оленевода, Ледков Иван Серафимович 1
ПМНВФ-826 На собрании оленеводов Полуй 1987 г. 1 ПМНВФ-828 Лаптандер З.Х ПМНВФ-848 На оленьей упряжке
ПМОФ-132 Фото. Оленья упряжка ПМОФ-391 Атаман Владимир — оленевод, стада №9 совхоза Байдарацкий ПМОФ-1301 Фото. Оленья упряжка п. Аксарка 1995 г.
ПМОФ-1302 Фото. Оленья упряжка. ПМОФ-1446 Фото.Филиппов Фёдор Степанович оленевод с-за Байдарацкий 10 бригада, бригадир 1984 г.1 ПМОФ-1617 Фото. Оленеводческая упряжка 1
ПМОФ-1641 Фото сборка чума в тундре Байдарацкая тундра Приур. района 1988 г. фото Лаптандер Г.А.1 ПМОФ-1642-1 Фото. Олени гора Нямдуре’ — пэ авка Тэмуйкот 1990 год 1 ПМОФ-1837 Фото На планшете ‘В оленьем стаде’
ПМОФ-2159 Фото на паспорту ‘Оленья упряжка’ 1 ПМОФ-2160 Фото на паспорту ‘Оленья нарта’ 1 ПМОФ-2164 Оленеводы (групповой партрет)
ПМОФ-3423 Семья Серасхова Данила Ивановича — оленевод савхоза Байдарацкий ПМОФ-3429 Оленевод Серасхов Данил Иванович ПМОФ-3431 Семья Тользина Никиты (оленевод) Берёзкина В.Д.
Оленевод Тайшин К.М. Семья оленевода Салиндер Н.В. Стойбище весной

⇐ Предыдущая часть | ⇒

Давно я мечтал забраться в самую глубь центральной России, куда-нибудь в Сибирь, подальше от больших городов и дорог, в места, куда можно добраться только на вертолете, или зимой по зимнику. Очень мне хотелось посмотреть в таких удаленных местах на настоящую, нетронутую цивилизацией жизнь местных народов. И вот настал этот шанс - заброситься в самое сердце нашей станы - в Эвенкейский район Красноярского края. Да и не просто так, а на главный праздник в году - день Оленевода!

Почему вместо радостных эвенков и стада олений на заглавной фотография буровиков? - спросите вы. Ответ на этот вопрос вы найдете под катом.

1. Началось все с Красноярска. Я уже третий раз прилетаю в этот город, но не успеваю его посмотреть. При этом город мне все больше и больше нравится. Вот такой неплохой вид открывается из окна гостиницы «Красноярск» на Коммунальный мост и Енисей. В Красноярске замечательные рестораны с вкуснейшей едой. Таких вкусных роллов я ни ел нигде! А еще на рынке я купил мегавкусную рыбу местного производства, но забыл ее название. О, я никогда не забуду этот вкус!

2. Красноярск - это миллионник, крупнейший культурный, экономический и образовательный центр Восточной Сибири. Город основан в 1628 году и является крупнейшим из старинных городов Сибири.

3. Вернемся к теме рассказа. Путь к оленеводам оказался не прост. Начнем с того, что в Сибири и на Дальнем Востоке другие расстояния. На карте все рядом, а на деле нет. Один только Красноярский Край по своей площади входил бы в десятку крупнейших стран мира, а Эвенкейский муниципальный район по своим размерам больше всей Германии в два с лишним раза! Чтобы попасть на праздник Оленевода в поселок Суринду, нужно пролететь всего 800 километров на северо-восток. Аэродромов в тайге нет, поэтому вариант только один - вертолет.

4. Это был мой первый мой полет на МИ-8. И в первый полет мне повезло - мне досталось место в навороченном вертолете нефтяников! По компоновке салон был похож на АН-24, а в передней части был даже столик. За ним сидели важные экологи.

5. Первые пару часов летелось прекрасно. Светило солнце, внизу проплывали бескрайние сибирские леса. Красота!

7. Вертолет шел ровно и плавно. Совсем не как вертолет. К шуму винтов голова постепенно привыкла и перестала его замечать. Желающие могли одеть звукопоглощающие наушники, но тогда не получалось разговаривать с соседями и экологами.

09. Любоваться тайгой получалось только через передние иллюминаторы. В остальных было мало что видно - весь вид перекрывали дополнительные топливные баки. А без дополнительных топливных баков в этих краях нельзя.

10. Пролетели Енисей...

11. Пролетели Ангару.

12. Хвостовой вид. Сверху жужжал карданный вал, передающий крутящий момент на задний винт. По соображениям безопасности, я решил сделать этот кадр только во время стоянки.

13. После Ангары погода резко испортилась. Очень зря.

16. Когда вертолет начал снижаться, слева по борту показалась одна из кустовых площадок на Юрубчено-Тохомского нефтегазового месторождения. Здесь по плану мы садились на дозаправку.

Добыча в промышленных масштабах на Юрубчено-Тохомском месторождении пока не ведется. В год добывается всего 50-60 тысяч тонн на собственные нужды и на обеспечение топливом северных территорий. Раньше в тех краях в качестве топлива использовали завозимый по рекам мазут, теперь - свою местную юрубченскую нефть, которая с учетом доставки выходит в 2-3 раза дешевле.

Когда же через пару лет сюда дотянутся нити нефтепровода Куюмба - Тайшет, нефть станут добывать в промышленных масштабах миллионами тонн в год.

17. Пока техники заправляли вертолет, все пассажиры убежали в здание мини-аэропорта - после трех часов полета с предложенными на борту минеральной водой и чаем в туалет захотелось всем без исключения. Я бежал одним из первых, и не сразу обратил внимание, что на месторождении построен настоящий мини-аэропорт. С залом ожидания и полноценной зоной досмотра. Причем досматривают не только на вылет, но и прилетающих - на месторождении действует строжайший запрет на алкоголь. Попавшихся увольняют без разговоров и предупреждений. А бонусом выкатывают серьезный штраф.

Пока мы рассматривали здание аэропорта, пришло сообщение, что диспетчеры закрыли северные квадраты из-за погоды. Лететь к оленеводам было нельзя. Да и вообще в этот день летать куда-либо не советовалось.

18. Из красноярской весны и +10º мы попали в обычную зиму с ветром и снегом. Согревала мысль о том, что недалеко есть жизнь - поселок нефтяников. А значит есть столовая и теплые помещения. Такой вариант мне нравился гораздо больше, чем ночевка посреди тайги в вертолете. Во втором варианте вряд ли бы мы нашли магазин и вообще никого бы не встретили. В Эвенкейском районе феноменальная плотность населения - 1 человек на 50 км 2 . Один человек на ПЯТЬДЕСЯТ квадратных километров! С такой же плотностью на всей территории Москвы жило бы всего 55 человек.

19. Когда стало ясно, что к эвенкам вертолет не полетит, организаторы поездки быстро согласовали экскурсию по буровой установке на четвертом кустовом основании. За что им огромное спасибо! Так, день оленевода я провел не в чуме с оленеводами, а на буровой установке с буровиками. Мы оперативно прошли инструктаж и отправились на экскурсию. Дальше рассказ пойдет в этом направлении.

Попасть на нефтяное месторождение просто из праздного любопытства первый встречный не сможет - объект режимный, повышенной опасности, бригады работают вахтовым методом, случайных людей нет. Но нам повезло - с нами в вертолете летели нужные люди)

Современное бурение скважин ведется безамбарным способом. Понятие безамбарное бурение подразумевает систему с высокой степенью очистки буровых растворов. В советское время отработанный раствор, относящийся к третьему классу опасности, сливали в амбар - некую «организованную лужу», а когда вышку демонтировали, амбар засыпали реагентами, гасили и просто закапывали в землю. Амбар, кроме сжигания попутного газа - являлся основном источник загрязнения окружающей среды, побочным продуктом нефтегазовой отрасли.

20. На переднем плане - готовая и законсервированная эксплуатационная скважина. Внутри нее находится бетонная пробка, которая компенсирует высокое давление нефти. После ввода в эксплуатацию кустового основания и присоединения его к нефтепроводу, пробка будет пробурена и начнется добыча нефти.

Скважины имеют горизонтальное или наклонное окончание и расходятся в разные стороны в радиусе полутора километров. Длина скважины может достигать более четырех километров - это как расстояние от Кремля до СИТИ, только под землей. Современное «интеллектуальное бурение» позволяет выискивать те самые расщелины и каверны, где залегает нефть. Получается некий спрут, который стараниями геологов на ощупь находит залегания нефти. Теперь нефтяники не «засеивают» осваиваемую территорию "частоколом" буровых. На каждом кустовом основании пробуривается в среднем 6-8 скважин. Это позволяет до 8 раз уменьшить территорию под буровые, следовательно уменьшить воздействие на природу.

21. Технические колонны.

22. Процесс спуска технические колонн. К моменту нашего приезда, на установке велось бурение на глубине 2375 метров. До финиша оставалось еще больше километра.

Прежде, чем бурить горизонт, при бурении «технички» уже идет набор угла, а остатки набираются при бурении под эксплуатационную колонну. При выходе из колонны, угол скважины достигает 90º. Радиус поворота в данном конкретном случае составляет около 2,5 километров.

23. Кран буровой установки.

24. Труба НКТ.

26. Соединительная муфта на технической колонне. С помощью специального гигантского ключа трубу вкручивают в муфту с чудовищным усилием, чтобы вся колонна могла выдержать давление до 200 атмосфер. В процессе бурения диаметр технических труб и самого долота уменьшается с 40 сантиметров до 15. Пустоты за стенками колонны заполняются цементным раствором.

27. Вот они, настоящие сибирские мужики. Целый месяц они работают посменно, не обращая внимание на погоду.

28. Особенно сложно бывает в сибирские сорокаградусные морозы, когда вся установка покрывается инеем и льдом. Это вам не в офисах в белых рубашках сидеть и лайки в фейсбуке ставить! Это настоящий труд. Несмотря на суровую профессию, буровики, вначале смущались и стеснялись фотографироваться, а потом разошлись и начали позировать)

Хотел бы я попробовать провести с буровиками одну месячную вахту. Пожить в поселке, прочувствовать все, погрузиться в быт. Но не бурить, а снимать процесс - для бурения я слабоват.

29. В состав буровой вахты входит семь человек: бурильщик, четыре его помощника, слесарь по обслуживанию бурового оборудования и электромонтер. Также здесь находится персонал подрядчиков по наклонно направленному бурению, по буровому раствору, по обслуживанию электрической части и механической части площадки. Всего единовременно на территории кустовой площадки работают более 50 человек.

30. Вахта длится четыре недели, потом четыре недели отдых дома. Многие рабочие не проводят четыре недели отпуска на диване, а идут подрабатывать.

32. Ах, какие лица!

34. В закрытых блоках бурильной установки (насосного блока и блока очистки раствора) шумно и нет ничего интересного для съемки. Самое интересное на установке - это работяги.

35. Зарплата нефтяников зависит от многих факторов. Например, у буровиков она выше, чем у операторов, работающих на готовых скважинах. Но если все сильно усреднить, получится около 100 тысяч рублей за вахту.

36. В поселке есть магазин и столовая. Полноценный обед стоит всего 120-150 рублей (для регионов крайнего севера это дешево). Мясо - говядина, свинина и оленина, купленная у местных охотников.

37. Через пару часов снова запросили разрешение на полет. В Суринду опять отказ, а домой в Красноярск разрешили. В итоге пришлось выгружать из вертолета подарки, подготовленные к празднику, и отправлять их по зимнику.

38. Вся тайга расчерчена бесконечными просеками геодезистов. Такая большая тетрадь в клеточку.

40. Россия.

41. Через три часа мы приземлились в аэропорту Черемшанка. Так я провел день оленевода.

Огромное спасибо сотрудникам «Восточно-Сибирской нефтегазовой компании» за интересную экскурсию и место в вертолете! А до оленеводов я еще доберусь...

День оленевода

Исторически так сложилось, что самый главный праздник северян – День оленевода. В этом году он отмечался с 14 по 16 апреля. Это красочный, эмоциональный, с множеством национальных спортивных и культурных мероприятий, праздник, Он незабываем! У того, кому посчастливилось увидеть его хотя бы раз, сохранится впечатление на всю жизнь.

В последние годы так сложилось, что День оленевода в сельском поселении Хатанга традиционно отмечается в трех населенных пунктах. Это оленеводческие поселки так называемого «северного куста»: Новорыбная, Сындасско и Попигай. Ежегодно в администрации поселения создается рабочая группа по подготовке к празднику, выделяются средства на его проведение.


Сами сельчане готовятся к торжеству долго и тщательно. Праздник является некой вехой в жизни оленеводов, и его не случайно отмечают именно в апреле. После длительной подготовки к летовке (летнее кочевье), оленеводы уходят в тундру на многие месяцы, следуя за стадами своих питомцев. День оленевода является стартом, по сути, проводами в тундру.

В этом году самый отдаленный от административного центра поселок Попигай стал центральной площадкой, основным национальным этническим подворьем Дня оленевода. Как правило, именно на центральное подворье приезжает основная масса гостей, поэтому жители Попигая готовились к празднику особенно тщательно. Тем более, что высокие почетные гости действительно прибыли.

Что называется, «понаехало гостей из окрестных волостей»: представители местной и краевой власти, земляки из Новорыбной и Сындасско, из соседней Якутии. Не обошлось и без иностранных гостей, так, например мне, удалось пообщаться с немцами. Их восторгу и впечатлениям не было предела.

Некоторые из прибывших оказались впервые не только на этом национальном празднике, но и на Таймыре. Но все без исключения выразили свой восторг от организации и проведения праздника.

Радушные попигайцы принимали всех с традиционным хлебосольством и искренностью. В празднично убранных балках и чумах угощали горячим чаем и лучшими образцами уникальной долганской кухни. Тут же прошли конкурсы: на лучшее блюдо долганской кухни, конкурс национальной одежды. Впрочем, изумительные образцы долганской одежды можно было увидеть непосредственно на участниках торжества – в национальные костюмы было одето практически все население Попигая, включая детей.


На выставке-продаже изделий декоративно-прикладного искусства можно было приобрести на память приглянувшийся сувенир.

Гости, в свою очередь, приехали не с пустыми руками: ежегодно награждаются лучшие оленеводы. В этот раз поздравить виновников торжества и пожелать удачной летовки оленеводам прибыли представители краевого руководства, депутаты Законодательного Собрания, в том числе – избранные жителями Таймыра. Дудинская группа почетных гостей была представлена руководителями района и их заместителями.


Оленеводов поздравили также руководители Хатангского сельского поселения. Лучшие оленеводы были награждены почетными грамотами, благодарственными письмами и ценными подарками.

Праздник проводится на крепком льду реки Попигай. Крутой берег с расположенным наверху поселком спускается к реке амфитеатром. Поэтому все без проблем могли наблюдать происходящее вокруг. Хозяевами была организована и прошла большая зрелищная программа, которая порадовала как участников, так и зрителей. Открылось торжество традиционным танцем «Хейро», который задорно исполнили девушки в красочных национальных нарядах. Далее вниманию гостей были предложены спортивные соревнования по национальным видам спорта, в том числе, по метанию маута на хорей, гонкам на собачьих упряжках, прыжкам через нарты, беге на 100 метров. Отдельные соревнования для детей. Все это великолепие не ускользнуло от внимания гостей.

В состязаниях так или иначе приняли участие все сельчане: одни в качестве непосредственных участников, другие как активные неравнодушные болельщики. Гвоздем программы всегда остается захватывающее, зрелищное мероприятие – гонки на оленьих упряжках. При этом, на нарты с запряженными оленями с хореем в руках садятся как мужчины, так и женщины: соревнования проходят отдельно по разным трассам и являются поводом для максимального проявления зрительских эмоций. Нужно обладать истинным искусством общения с оленями, чтобы при помощи хорея направлять упряжки по указанному маршруту, да еще и добиться от них максимальной скорости движения. На финише - овации, поздравления, награждение победителей соревнований, концертная программа. Так что гонки прошли динамично и эмоционально.

Большой концерт местной самодеятельности завершил многогранную программу торжества. Подобным образом с теми или иными нюансами состоялся праздник и в двух других поселках – Новорыбной и Сындасско. Празднование прошло на высокой позитивной эмоциональной ноте. Все участники остались довольны. Для гостей, прибывших сюда впервые, открылись новые грани традиционной культуры сельчан, проживающих в поселках северо-восточной части сельского поселения. Ведь в каждом поселке есть своя неповторимая изюминка.

Апрель-2017

raven_ptitsa по опыту прошлого года обещал там что-то интересное. Во дворе мы тут же попались на интервью местному видеоблоггеру - это где-то с середины 4-й минуты, хотя на меня там страшно смотреть.

В прошлом году, по словам Максима, тут был своеобразный "Детский День Оленевода" с постановками сказок и выступлениями детей, певших песни на столь странно звучащем ненецком. С постановки сказки всё и началось, и сюжет её был о незапамятных времена, когда один молодой охотник, самый сильный юноша своего племени, увидел невероятно красивого оленя, а погнавшись за ним, вдруг услышал из под земли стук, "словно сердце встревоженное бьётся". Он заглянул в расщелину, и в глаза ему ударил голубой свет, и он понял, что нашёл Сердце Тундры:

Сердце билось болезненно и надрывно, словно близка была смерть. Охотник узнал, что в тундру пришли злые великаны из глины и камня, и из-за них гибнут леса, мелеют реки, уходит рыба... Охотник пообещал спасти Сердце Тундры, и созвал своих друзей на бой. Но сколько они бились с великанами, кидали в них копья, стреляли из луков - великаны оставались невредимы. Много лучших людей полегло в том бою...

А потом наш герой заметил, что лица великанов не только злы, но и несчастны, и стал просить о помощи Сердце Тундры. И сердце забилось сильно, ровно и размерено, а великаны окаменели и стали обыкновенными сопками да буграми (подозреваю, речь идёт про бугры пучения). Впрочем - так мы с попутчикам подумали не сговариваясь, - звали великанов соответственно Газпром, Роснефть и Лукойл...

Дальше я забрался на сугроб, откуда должно было быть лучше видно следующую сказку... но оказалось, что следующей сказки не будет. Вообще, прошлогодний День Оленевода был юбилейный, 20-й, а нынешний - какой-то там 21-й, поэтому со слов того же Максима я понял, что обычно эти праздники масштабнее, сложнее и красочнее. После сказки же всей толпой мы пошли в стоявший рядышком чум, где ненцы, видя наш интерес к их культуре, усадили нас за столы, а когда за разговором оказалось, что мы и уходим последними - скормили нам всю оставшуюся от фуршета строганину и оленью колбасу. Общался я в основном с женщиной, которая на этом фото справа - спокойная и интеллигентная, она напоминала учительницу, и так и не скажешь, что позади у неё - годы косланий в тундре. Как и многие встреченные мной в эти дни ненцы, она была из Яр-Сале - именно туда уходили с зимних пастбищ через Надым и Салехард олени...

Но это была прелюдия, а сам День оленевода проходил в выходные. На Площади бульвара Стрижова успели наморозить ледяной подиум и три ледяные трибуны вокруг него, и выйдя туда утром субботы, мы увидели вот что:

Надымский День Оленевода, как уже говорилось в прошлой части, праздник не столь ритуальный, сколько спортивный, вот только виды спорта тут своеобразные. Первым шло метание тынзяна на хорей, то есть аркана на шест для погона оленей:

Все участники сюда приехали в командах - одни от целого района, другие от одной-единственной общины или совхоза. Соответственно, как такового противоборства не было: от каждой команды выходили по два человека и кидали тынзян на скорость, а жюри подсчитывали как число бросков, так и процент попаданий (правда, что лучше - 11 бросков - 11 попаданий или 15 бросков - 13 попаданий, я так и не понял), а победтелей отбирали как среди команд, так и среди отдельных участников. И хотя петля тынзяна в полёте разрастается на пол-неба, промахивались очень часто, а в случае попадания специальный человек выдёргивал на секунду хорей из лунки, давай вытащить тынзян:

Есть устойчивый стереотип, что ненцы все мелкие да щуплые... Надымский День оленевода это как бы опровергает:

У отличившегося тынзянометателя берут интервью:

А команды готовятся к построению - почему-то первые соревнования прошли ещё до официальной церемонии октрытия, намеченной на полдень:

В полдень народу на площади резко прибавляется, и на ледяной трибуне я едва-едва успел занять место в самом углу. На сцену с четвёртой стороны помоста начинают выходить всякие серьёзные люди:

Пока суть да дело, на подиуме танцевальный номер. Надпись на сцене - приветствие по-ненецки, и хотя тут есть и селькупы, и ханты, всё же именно ненецкий язык на празднике основной после русского:

Хей-хей-хей, увидеть бы скорей
Как борцы решают, кто же всех сильней,
Чьи нарты быстрей
И кто точнее бросит тынзяна на хорей
!
В завершение сложилась ещё одна вариация на тему бугров пучения (хотя конечно имелось в виду что-то другое):

P.S.
Ну а темп "два поста в день" был взят совсем не случайно - не далее как завтра пропадаю с экранов примерно на две недели.