Цель и задачи воспитания и обучения. Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи Дидактика — это

Цели воспитания

1)Сократ; познание самого себя, совершенство нравственности.

2)Платон ; у мальчиков - воспитание мужественного и умелого воина, подготовить к управлению государством. У девочек ведение домашнего хозяйства.

3)Аристотель ; воспитание: -физическое –нравственное –умственное. Цель воспитания- развитие высших сторон, души - разумной и волевой (гармоническое развитие всех сторон души.

4)Квинтиллиан ; развитие речи ребёнка с раннего возраста, учить по многому, но основательно развитие в дошкольном возрасте, развитие нравственности через разлучение стихов.

5)Песталоцци ; цель: развить все природные силы и способности человека, при чём это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

6)Гербарт ; он считал, что цель воспитания заключается в формировании добрадеятельного человека. Цели: могут быть подразделены на: -цели возможные: это те, которые сможет когда-нибудь поставит перед собой в области опрд. специальность –цели необходимые: это те, кот. нужны человеку в любой области его деятельности. *Процесс воспитания делится на 3 раздела:- управление –обучение – нравственное воспитание.

7) Руссо ; рассматривает вопросы о воспитании окружающего нас мира, Руссо рассуждал как сенсуалист: нет ничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредственном ощущении через органы чувств. Он отрицал официальную религию и был сторонником «религии чувства» полагал что каждый человек свободен верить по своему. Воспитание ребёнка следует вне испорченного общества. Он говорил, что детей тружеников воспитывать не надо они уже воспитаны самой жизнью.

8) Локк ; воспитание джентльмена, а не просто человека; джентльмена умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, выработка характера, развитие воли, нравственной дисциплины, главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребёнка.

9)Монтессори ; педагогическая теория: свобода личности, самовоспитание, самообучении. Цель воспитания: воспитание свободного, самостоятельного человека, самоуправляемого и ответственного (активного содействия норм. развития жизни ребёнка). * умственное воспитание (развитие органов чувств).

10)Дьюи ; воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства. Провозгласил ребёнка Солнцем, во круг которого вращаются все средства образования; он центр, во круг которого они организуются.

11) Штайнер ; цель: организация нравственного воспитания, в основу кот. положено: добро, красота, правда. Задача педагога: привести в гармоническое взаимодействие 3 составляющих: тела, души и духа.

12)Фельтре; природное воспитание, развитие физических и духовных сил человека. Чтоб в школе было много света и воздуха. Физическое развитие детей.

13) Рабле; духовное и телесное развитие личности.

14) Монтень; развитие всех сторон личности ребёнка, теоретическое образовании должно управляться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитание высоко – нравственных качеств.

15)Роттердамский; формирование человека «люди не рождаются а воспитываются». Сочетание античной и христианской традиции. Воспитание ощущения морального долга и религиозного послушания.

16) Ломоносов ; задача: создание центра отечественной науки. Ломоносов доказывал, что новый центр науки необходимо организовать в Москве.

17)Дистервег ; высшую степень воспитания он определил как «самодеятельность на служение истине, красоте и доброте». Задача обучения: развитие умственных сил и способностей детей.

18) Ушинский; физическое, умственное, нравственное, гармоническое развитие, воспитание патриотического человека. Ушинский считал, что чел. Должен быть совершенным физически, умственно и нравственно гармонически развит. Внимание – он определял как целеустремлённый сознательный процесс формирование гармонически развитой личности. Главное место отводил воспитанию нравственности, а именно таких качеств в реб, как гуманность – честность и правдивость, трудолюбие - дисциплинированность (чувство ответств-ти), чувства собственного достоинства сочетаемое со скромностью, искренне доброжелателен и справедливое отношение к ним.

19)Коменский ; Задачи воспитания: - познание себя и окружающего мира(умственное воспитание), - управление сабой(нравственное воспитание, - стремление к Богу(религиозное воспитание). Оценивал роль воспитания очень высоко, человек делается человеком, говорил он, только благодаря воспитанию, кот должно даваться в наиболее подходящем возрасте- детстве. Он утверждал, что «из всякого ребёнка можно сделать человека». Считал, что на ряду с детьми прилежными, способными под воздействием пед. есть очень небольшое число детей неспособных, ленивых и упрямых. Он уверял, что и этих детей следует воспитывать и обучать.

20)Крупская : Гармоничная всесторонне развитая личность; получить определенный тип человека, ребят-коллективистов.

21)Макаренко: воспитание в коллективе и через коллектив.

Сущность воспитания

Определение 1

Воспитание – это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.

Процесс воспитания известен со времен Античности, именно в это время философы впервые задались мыслью, что подрастающее поколение необходимо целенаправленно воспитывать, то есть передавать им накопленный опыт и знания, прививать необходимые умения и навыки жизни в обществе.

Сущность процесса воспитания состоит в его двусторонности. Двусторонность подразумевает наличие минимум двух участников воспитательного процесса и их взаимодействие друг с другом. Сторонами воспитательного процесса выступают педагог (воспитатель) и воспитанники.

Объектом и одновременно субъектом воспитания выступает воспитанник. Это объясняется тем, что он сам совершает определенные действия, в результате которых происходит усвоение им норм поведения и постепенное формирование собственной линии поведения с окружающими.

Замечание 1

Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя (руководящей стороны) и воспитанников (воспринимающей стороны). Сущность процесса воспитания заключается в формировании у воспитанников устойчивых норм и правил поведения, принятых обществом.

Цели воспитания

Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.

На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.

Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.

Выделяют следующие цели воспитания:

  1. Общие цели воспитания – заключается в формировании у детей тех качеств, которые присущи конкретному обществу, то есть, сформированы у всех его членов.
  2. Индивидуальная цель воспитания – предполагает индивидуальное воспитание отдельного ребенка, с учетом его особенностей.
  3. Перспективные цели воспитания – составляются на несколько лет. Направлены на воспитание у ребенка устойчивых качеств личности, необходимых для жизнедеятельности ребенка в рамках определенного коллектива.
  4. Среднесрочные цели воспитания – устанавливаются чаще всего на год. Связаны с решением задач, являющихся актуальными для определенного возраста. Формулируются согласно особенностям, потребностям и возможностям возраста детей.
  5. Текущие цели воспитания – установлены на короткий промежуток времени, от недели до месяца. Направлены воспитание детей, исходя из их уровня воспитанности, то есть корректируют и направляют среднесрочные и перспективные цели воспитания, путем подбора эффективных средств.

Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.

Замечание 2

Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач. Цели и задачи воспитания являются единым целым и находятся во взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Задачи воспитания

Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.

Общие задачи воспитания:

  • усвоение ребенком необходимого количества знаний, умений и навыков;
  • формирование у каждого ребенка научного мировоззрения и общей картины мира;
  • развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения и заложенных самой природой;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие потребности к постоянному самообразованию.

Конкретные задачи зависят от вида воспитания.

Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление и сохранение физического здоровья;
  • правильное физическое развитие;
  • формирование привычки и стремлению к ежедневным занятиям физической культурой;
  • развитие основных двигательных качеств и их совершенствование (сила, ловкость, выносливость и т.д.);
  • формирование и развитие навыков гигиены; развитие стремления быть здоровым, соблюдать ЗОЖ и т.п.

Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.

Задачи трудового воспитания:

  • формирование трудовых навыков, умений и действий;
  • формирование уважительного отношения к собственному труду и труду других людей;
  • развитие технических способностей, экономического мышления, изобретательности и т.д.

Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.

Задачи нравственного воспитания:

  • формирование нравственных понятий, чувств, суждений, навыков и привычек;
  • формирование и развитие нравственных компетенций.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,

Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:

  • формирование эстетических знаний;
  • воспитание эстетической культуры;
  • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование эстетического идеала;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Воспитание – это процесс привития человеку моральных, духовных и этических ценностей, а также передача знаний и профессиональных навыков. Процесс воспитания человека начинается с момента рождения и заканчивается тогда, когда заканчивается его жизнь. Цели воспитания ребенка зависят от возраста человека. Поэтому, чем старше становится ребенок, тем больше воспитательных целей стоит перед взрослыми. Далее мы рассмотрим, какие существуют цели и содержание современного воспитания человека.

Цели обучения и воспитания

Так как и обучение, и воспитание – это передача накопленного опыта, то они тесно связаны между собой, и зачастую их рассматривают совместно. Итак, целью воспитания принято считать то, что бы мы хотели видеть в конечном итоге (к чему стремимся). Перечислим основные цели воспитания: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, профессиональное и духовное развитие человека. С взрослением ребенка воспитательных целей становится все больше.

Возрастные периоды, их роль в процессе воспитания

Главными людьми, которые передают ребенку свой жизненный опыт, являются его родители. Именно в семье малыш учится любить, делиться, ценить вещи или родительский труд, восхищаться прекрасным. Вторыми воспитателями для ребенка становятся работники детских дошкольных учреждений. Основная цель – это научить ребенка жить в коллективе, находить общий язык с такими же по возрасту, как и он. На этом этапе огромное внимание уделяется умственному развитию. Процесс обучения построен в виде игры, что побуждает интерес у ребенка в освоении новых знаний (изучению букв и цифр, цветов, форм предметов).

Целей воспитания в школьные периоды гораздо больше, здесь на первое место можно поставить умственное развитие. Однако, школа несет ответственность и за другие виды воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, трудовое). Именно школьный учитель должен определить к каким предметам ребенок имеет большие способности, а быть может и талант, чтобы в будущем профессионально сориентировать его.

В старшем школьном возрасте к общим целям воспитания присоединяется еще и профессиональная, ведь юноши и девушки в этот период определяются с видом профессии и посещают дополнительно кружки, секции или курсы.

Коротко мы рассмотрели воспитательные цели, главной задачей который является формирование разносторонне развитой личности, высококлассным профессионалом в работе и достойным гражданином общества.

Одним из факторов, влияющих на становление личности является воспитание. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том,что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития .

Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности к успешной социализации в обществе.

В узком смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности .

И.П. Подласый, дает такое определение: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу» .

Цель воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю­дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер­но проведенных воспитательных акций и действий .

Идеальная цель воспитания, в настоящее время, это - всестороннее развитая гармоническая личность. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового,экономического, экологического воспитания .

Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

  • - приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • - обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • - развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • - стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • - развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
  • - выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей,индивидуальности личности.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении выделяются такие основные задачи по воспитанию, обучению и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении(ДОУ) - это:

  • - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • - обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности,уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,семье;
  • - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии детей;
  • - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей .

Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева отмечают, что при решении задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. .

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности,и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. В Федеральных государственных требованиях выделяются наиболее близкие и естественные для ребенка - дошкольника виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская,продуктивная, музыкально-художественная, чтение. .

Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований,как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю,творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут,любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает”человека целиком во всех его проявлениях.

В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи,место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы :

  • -создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • -стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • -передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • -воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного“я”.

Таким образом, для реализации цели и воспитательных задач важно создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом привлекательные для детей виды деятельности Педагогам и родителям важно помнить,что игра дает огромную возможность для детского воспитания и развития.

Литература

  1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Н.П. Сакулина, И. Логинова,Т.И. Бабаева и др., под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.М. Гурович. –СПб.: Детство – пресс, 2005.
  2. Подласый И.П. Педагогика кн.2 - М.:Владос, 2004. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г №666 Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», 2008.
  4. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
  5. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.– М.: Академия, 2002.
  6. Титов В.А. Дошкольная педагогика, конспект лекций М.: Приор-издат, 2005
  7. ФГТ - Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009г
  8. Щедровицкий Г.П. Новое педагогическое мышление - М.: Просвещение, 1982
Предыдущие статьи:
  • Формирование положительного эмоционально - чувственного восприятия природы детьми посредством художественной литературы.

Основой для обозначения цели воспитания и обучения является принятие человека как целостного существа, находящегося в непрестанном развитии, становлении. Сутью человека являются, прежде всего, его индивидуальное, собственное “Я”, его духовные качества. Поэтому любая проблема человека, связанная с его развитием, формированием, адаптацией, преодолением стрессов и болезней и т. п., должна рассматриваться и решаться одновременно на трех уровнях - духовном, душевном и физическом.

ЦЕЛЬ обучения и воспитания - дать возможность всесторонней реализации индивидуальности каждого ученика и воспитание ответственных членов общества.

Достижение цели становится возможным, если развитие человека считается не формальной целью, а полагается исходным пунктом воспитания и обучения. Три части функционально целого человека: мышление, эмоциональная жизнь и воля, проявляются на самых разных стадиях развития по-разному.

В планировании отдельных занятий, распределении занятий и работы учебного года следует принимать во внимание природное ритмическое соответствие степени сознания и способности сосредоточится. Имеется в виду обучение, разносторонне захватывающее ребенка и не требующее от него большой затраты энергии психики.

В учебном плане определяются рамки обучения и воспитания, основывающиеся последовательно на знании закономерностей развития и роста человека. В нем определяются цели преподавания по разным предметам и цели воспитания в разных классах согласно потребностям каждого данного возраста. Основы методики, соответствующей данным потребностям. Необходимые инструкции о содержании преподаваемого материала и объема курсов. Инструкции по организации учебной и воспитательной работы в школе.

ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ:

1. Укреплять волю и доверие ученика к своим способностям.

2. Развивать индивидуальную способность к образному восприятию.

3. Создать предпосылки умственного развития.

4. Развивать способность к отвлеченному мышлению на основе чувства реальности

5. Создавать основные привычки.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ:

1. Укреплять развитие эмоциональной жизни

2. Развивать умственные способности

3. Развивать способность к критическому мышлению и чувство качества в любой деятельности.

4. Делать ощущения и наблюдательность более восприимчивыми.

5. Развивать социальные чувства и моральные чувства.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ:

1. Обеспечить достаточное общее образование всем учащимся.

2. Возбуждать в учениках активный интерес и чувство ответственности.

3. Развивать способность к умственному восприятию.


4. Развивать способность к причинному мышлению и самостоятельному постижению.

5. Развивать способность к всестороннему восприятию.

6. Способствовать свойственному каждому данному возрасту развитию сознательности.

Воспитание воли:

Практическая деятельность активизирует человека, развивает и поддерживает волю, поэтому разнообразная практическая деятельность является ведущей частью педагогического процесса, что является особенно своевременным при распространившейся технологизированной культуре.

Развитие воли является профилактикой общей пассивности и поддержкой индивидуальной инициативности. Использование сил своей воли укрепляет индивидуальное чувство собственного “Я”, строит самосознание и развивает здоровое доверие к себе.

Функции воли тесно связаны с функциями организма и отражаются на них немедленно. Здоровый образ жизни и активная конкретная деятельность укрепляют функции воли. Поэтому педагог должен следить за состоянием здоровья ученика, за его общей жизненностью и жаждой действия, а также направлять или подчеркивать по мере необходимости, либо общую, либо индивидуальную активность в обучении и воспитании.

Способность образного восприятия - один из первостепенных факторов развития способности к гибкому мышлению позже, корни которого находятся, прежде всего, в чувстве движения.

Обучение в этом возрасте является активно-практическим и физически-ритмическим.

Способность ребенка к сознательному восприятию незначительна, когда его активность направляется на внешнюю деятельность. Зато значительна его способность воспринимать окружение, подражая ему бессознательно и действуя в нем. Очень важно, чтобы усвоение преподаваемого материала становилось всесторонним и личностным. Ребенок получает удовлетворение от того, что он умеет что-либо, а не от того, что знает что-то.

Воздействие конкретной деятельности в области подсознания создает привычки и навыки в особенности тогда, когда такая деятельность повторяется. Так, воспитание активности играет значительную роль в формировании отношений и привычек. Прежде всего, воспитание активности развивает привычку - готовность к труду (трудолюбие), которая укореняется у ребенка через естественную радость игры.

Художественное воспитание:

К художественному воспитанию относятся:

Преподавание предметов искусства и использование художественных упражнений при преподавании других предметов;

Преподавание с помощью образов на основной ступени обучения;

Художественные проекты.

Активный аспект связан с преподаванием всех предметов искусства. Как в музыке, так и в изобразительных искусствах - в письме красками, рисовании, лепке - одним решающим фактором является упражнение рук. В эвритмии - упражнение во всех движениях. Преподавание предметов искусства основывается в первую очередь на шлифовке индивидуальных художественных способностей ребенка на практических занятиях.

Кроме занятий искусством к художественной стороне в обучении относится и преподавание с помощью образов. Оно является центральным методом преподавания для детей младшего школьного возраста, способствует развитию мышления и эмоциональной жизни ребенка.

Вместо отвлеченного теоретического преподавания преподавание с помощью образов передает содержание преподаваемого материала в образной форме, которая оживляет фантазию ребенка. С действием воображения всегда связано эмоциональное переживание, являющееся одновременно и внутренним, и внешним. Преподавание с помощью образов - это живые художественные рассказы и иносказания, данные ребенку в устной форме. Для детей учебный процесс должен быть непременно художественным переживанием. В основе человечности лежит развитость эмоциональной жизни. Как основа моральных ценностей она создает условия жизни в будущем обществе (развлечения часто служат заменой эмоциональной жизни, но практически никаких воспитательных воздействий не имеют).

Преподавание разных видов искусства. Эти предметы преподаются всем ученикам следующим образом:

1) Как отдельные курсы:

Музыка, изобразительные искусства, эвритмия, с 1 по 12 класс;

Искусствоведение (история изобразительных искусств, история искусства слова, история музыки, история архитектуры), с 9 по 12 класс.

2) При преподавании теоретических предметов преподавание музыки, изобразительных искусств (письмо красками, рисование, рисование по форме и лепка) связано с преподаванием основного предмета. В случае необходимости художественные упражнения можно использовать как способ преподавания других теоретических предметов.

3) Как часть практических занятий:

При преподавании рукоделия, от 1 до 10 класса;

При преподавании столярного дела, начиная с 6 класса;

При преподавании художественного оформления, связанного с периодами лепки в 9 и 11 классах.

Умственное воспитание:

Школа имеет целью обеспечить всем ученикам достаточное и соответствующее общепринятым требованиям умственное развитие и общее образование во время школьных лет в той форме, которую ученики могут воспринимать.

Ответственные решения могут основываться лишь на достаточном объеме знаний и компетентности. Современное, быстроразвивающееся общество требует от своих членов постоянного усвоения новых знаний и способности нести личную ответственность.

Чтобы поддерживать свойственную человеку заинтересованность и любознательность, теоретический материал следует преподавать таким образом, который соответствует с изменениям сознательности в каждой данной стадии развития.

Положительное отношение к ученику или его потребность в успехах в учебе не должны зависеть от его способности усвоить теоретический материал.

Учеба всегда должна основываться на заинтересованности или независимом от личных интересов чувстве долга ученика. Стоит вместо письменных работ, оценивающих ученика на основе усвоенных знаний, готовить доклады, писать сочинения, которые могут быть связаны с активной деятельностью или художественными проектами. Они заставляют ученика углубляться в обсуждаемый материал, возбуждают личный интерес и вдохновляют учеников формировать собственное представление о материале.