Когда и что начинать читать ребенку? Чем опасно раннее развитие и когда можно учить ребёнка читать? Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения.

Принято выделять для книг категорию "от года до трёх". На мой взгляд, это неправильно. Между годовасиком и трехлеткой лежит огромный путь развития человека, поэтому и книги им нужны разные.

Давайте посмотрим на процесс развития малыша и разберем, когда же в нем появляется место для книг.

Иногда можно встретить советы читать малышу еще тогда, когда он находится у мамы в животике. Говорят, что ребенок лучше узнает эту книгу в будущем и т.д. Не знаю, как на счет узнавания книги, но совет хороший. Ну, во-первых, вообще хорошо, когда женщина читает. Читая, к примеру, Карлсона или Незнайку, она погружается в мир детства, который ее ждет. Настраивается на "детскую волну". Во-вторых, спокойный мамин голос, вибрации от него, приятны для малыша.

А потом малыш рождается. И ему не до книжек совсем. Ему нужна мама, ее тепло, забота и еда. В это время обычно даже те мамы, которые раньше никак не обнаруживали в себе способности петь, начинают-таки напевать малышу песенки, потешки, прибаутки... Те самые, которые пели нам наши мамы. Сейчас выпускаются книги, где собраны потешки и песенки, накопленные поколениями мам и бабушек. Они помогут разнообразить репертуар мамы.

В качестве примера, назову книгу "Чижик знает песенку". В ней собраны русские народные потешки в сказочном воплощении Васнецова – это детская классика на века. Позже, когда малыш чуть подрастет, ее можно будет читать вместе с ним - книга прекрасно иллюстрирована.
Такая книга станет отличным подарком маме на рождение малыша.

Приходит время и маленький человек начинает исследовать мир. Он учится брать предметы в руки, трогать, грызть, совершать с ними какие-то действия. Малыша интересует не истинное назначение предметов, а что с этим предметом можно сделать.

К примеру, если мы поставим перед малышом кастрюлю с крышкой. Он скорее всего попробует крышку на вкус, постучит этой крышкой по кастрюле - весело же! И его совершенно не заботит, для чего эта кастрюля нужна на самом деле.

Так же и с книжкой. Ага, ее можно листать, грызть опять же, бабахнуть об пол...

На этом этапе уже можно предлагать малышу книги. Пусть это будут книги с толстыми картонными страницами. Но не расстраивайтесь, если он не окажет им внимания.

Вот это - самый лучший момент для знакомства с книгами, т.к. книга интересна именно из-за содержания, а не как предмет.

В первых книжках обязательно должен быть элемент игры. Тут кто-то прячется, тут выдвигается, тут отковырять можно, тут на ощупь что-то новое.

Хорошим способом познакомить ребенка с книгой будет мягкая тканевая книга . В ней элементы выпуклые, есть пищалки-шуршалки. Можно, к примеру, взять пчелку, полетать-полетать-и посадить снова на цветочек.

Не держите книгу в корзине с игрушками, даже если она игровая. Старайтесь выделить для книг отдельное место. Так малышу будет проще понять, что книга - не игрушка, что у нее другое назначение (и что грызть ее - не самая лучшая идея).

Здесь хотелось бы более подробно остановится именно на процессе общения с книгой.

Я употребила термин "общение с книгой" , а не "чтение" поскольку как такового чтения еще нет. Есть процесс рассматривания-взаимодействия с книгой вместе с родителем. Взрослый показывает картинку и рассказывает о ней. Важно делать это вместе с ребенком и не оставлять малыша с книгой наедине, т.к в последнем случае велика вероятность, что ребенок придумает книге другое применение и будет играть с ней по-своему. Взрослый же мягко направляет малыша, показывает, "как играть с книгой правильно".

Про картинки:

Знакомясь с картинками в книге, малыш учится понимать язык знаков. Что это значит? Рисунок кошки в книге - это не сама кошка, это ее знак. Вы показывали ребенку кошку на улице, она другая. Понимание знаков - важный навык, т.к. влияет на обучение чтению в будущем. Буквы - знаки звуков.
Поэтому важно, чтобы рисунки были, с одной стороны, понятными, а с другой - реалистичными . Стилизованное существо в розовом платье и шляпе, в котором и вы то с трудом узнаете кошку, - не лучший вариант.

Это не значит, что нужно показывать ребенку только знакомые предметы, нет. Вот крокодила ребенок вряд-ли видел, показывайте его в книжке. Только пусть это будет для начала не крокодил Гена в пиджаке и шляпе, а кто-то зеленый с большим ртом и хвостом и на четырех лапах.

Еще хорошо бы, чтобы картинки изображали какое-то действие . Кошечка играет с клубком, курочка клюет зерно... Ребенок познает мир через движение. Если движение есть на картинке - проговариваете его, так понятнее.

Хорошим примером правильных иллюстраций служит книга "Лис и мышонок" .

Про текст:

В книгах для малышей как правило очень мало текста. И это правильно. Потому, как основная нагрузка по звуковому сопровождению книги ложится на взрослого. Он фантазирует и проговаривает текст языком, понятным ребенку. Чтение готового текста, без адресации ребенку, пока вряд-ли будет интересно. Интерес именно к сюжету просыпается годам к 2-3.

Исключение составляют стихи. Короткие звонкие четверостишия, в сопровождении качественной картинки, имеют большой успех у малышей. Но опять же: прочитали стишок, и можно обсудить, что на картинке нарисовано.

В заключении хочется сказать, что как всегда, для каждого человечка все индивидуально. Если ребенок в 4 месяца внимательно слушает Хармса - отлично. Если в год отношения с книгами еще не сложились - тоже не беда. Всему свое время.

Вовсе не обязательно делать все "по науке". Делайте так, как считаете нужным. Это ваш ребенок. Вы знаете и чувствуете его лучше чем любой другой.

Главное, искренне хотеть и стараться показать малышу удивительный мир книг.

В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так. Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье. Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.

Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения

  • Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете его пассивный словарный запас . Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями. Таким образом, чтение способствует развитию речи.
  • Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание , что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
  • Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских голосов. Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
  • Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.

Что и как читать?


Начинать знакомство с книгами следует с коротких ритмичных стихов и простых сказок, основанных на многократном повторении, таких как «Репка», «Теремок», «Колобок». Благодаря повторам ребенок лучше запоминает и усваивает информацию. По мере проявления большего интереса к книгам, можно вводить сказки с более «замысловатым» сюжетом («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.п.), а также более длинные и разнообразные стихотворения. Если ребенок знаком с книгами с пеленок, то он будет с удовольствием и интересом слушать Чуковского, Маршака уже в год. Более подробный список книг для чтения с детьми до 1 года вы найдете здесь:

Когда вы читаете книгу своему ребенку, обязательно останавливайтесь и объясняйте те слова, которые ваш малыш еще не знает и не понимает. Разглядывайте вместе иллюстрации, рассказывайте малышу обо всех деталях, изображенных на картинке, показывайте, где находятся герои сказки, что и как они делают, где летает маленькая бабочка и растет цветочек. Время от времени спрашивайте малыша «Где мишка? Где собачка?».

Такие вопросы просто необходимы для поддержания внимания ребенка, а также позволяют ему быть активным участником вашей беседы. Конечно, первое время вам придется самим отвечать на свои вопросы. Но постепенно (месяцев в 9-10) малыш начнет тыкать пальчиком туда, куда вы ожидаете.

Не бойтесь помногу раз перечитывать одни и те же сказки, дети очень консервативны в своих вкусах, любят многократные повторы и просят снова и снова перечитывать любимые книги. Большое количество повторений, кстати, отлично тренирует память ребенка.

Ребенку полезно также рассматривать так называемые учебники для малышей (Например, книга Олеси Жуковой «Первый учебник малыша » (Ozon , Лабиринт , My-shop ). В таких книгах много картинок, формирующих базовый словарный запас малыша. В них представлены изображения одежды, игрушек, овощей и фруктов, транспорта и т.д. Такой учебник вы можете сделать и сами, вырезая картинки из журналов и прочей ненужной макулатуры и приклеивая их в альбом.

Какие картинки рассматривать с малышом?

Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные. Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии «Школа семи гномов » — «Мои любимые игрушки », «», «Цветные картинки ». В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.

Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги «Кто что делает? », «Моя первая книжка » (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.

По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.

Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций. Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица. То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.

Книга о малыше

Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами. Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек. Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит». Здесь используется тот же принцип, что и при – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.

Немного из нашего опыта чтения книг до года

Своей дочке мы начали читать книжки ежедневно где-то в возрасте 3-х месяцев. Первое время она внимательно их слушала, не отвлекалась, во все вникала (насколько это возможно делать в 3-х месячном возрасте). Но потом, месяцев в 6, она практически перестала проявлять интерес к книгам. Завидев книгу в моих руках, она либо принималась ее грызть, либо просто уползала от меня. Я даже начала переживать, что малышка у нас совершенно не усидчивая. Но здравый смысл подсказывал, что, возможно, это просто такой период развития, который надо переждать. Поэтому мы хоть и регулярно предлагали дочери полистать книги, но делали это не слишком навязчиво.

Интерес к книгам вернулся в возрасте 9 месяцев (и по сей день Тася просто обожает читать книги). И этот интерес стал более осознанным. Дочь не просто смотрела на многообразие пестрых цветов, слушая мой голос, она действительно понимала, что изображено на картинках, начала связывать картинки с реальной жизнью. В 10 месяцев Тася уже хорошо отвечала на вопросы типа «Где корова?», тыкая пальчиком в нужное место на картинке.

Свой собственный альбом с фотографиями Тая любила смотреть больше всего. Мы пролистывали его по несколько раз туда и обратно, и ей все равно этого было мало. Она с удовольствием показывала, где мама, где папа. С 10 месяцев, показывала в альбоме на свое фото, говорила «Тааа» (т.е. Тася).

На этом закругляюсь, до встречи! Обязательно посмотрите статьи:

Такую точку зрения поддерживает наш эксперт - семейный психолог Ирина Карпенко .

Природный процесс

Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа этого процесса:

Первый - с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

Второй - с 3 до 7-8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим, обонянием, осязанием.

Третий - с 7-8 до 12-15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную, сознательную психическую деятельность.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап искажают естественное развитие.

Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы - неумением строить отношения с другими людьми, тиками, навязчивыми движениями, заиканием, нарушениями речи.

К тому же чтение в раннем возрасте - сильное умственное напряжение, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжения центров дыхания и пищеварения. Как следствие - возникают спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.

Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют учить ребенка читать раньше 5-6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Время игры

Еще одной негативной стороной раннего интеллектуального развития малыша является десоциализация.

В дошкольное детство закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честность, справедливость… Самое важное для малыша на этом этапе - научиться контактировать с внешним миром, взаимодействовать с другими людьми и чувствовать их. Именно поэтому в «нежном возрасте» младенцу крайне важна безусловная любовь матери. Через материнскую ласку, нежность и заботу кроха учится любить мир и окружающих.

Малышу первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными переживаниями, а лет с трех-четырех и сюжетно-ролевыми играми. Знаменитый психолог Даниил Эльконин говорил, что дошкольный возраст - это такой этап психического развития, ведущей деятельностью которого является игра. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к новой ступени развития - обучению.

Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить - залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. Вспомните знаменитых вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдали различными комплексами, неуверенностью, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Впрочем, и малыши, которых не обучали 5 языкам с рождения, а просто учили читать с 2-3 лет - переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.

Кроме того, раннее обучение негативно влияет на формирование образного мышления. Так, психоневролог, профессор Вилен Гарбузов уверен, что ранняя интеллектуализация ведет к «шизоидной интоксикации», заменяя детскую непосредственность и интерес к живой природе отвлеченными вещами, которые маленькие дети пока еще не способны осознать.

Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют и подавляют воображение и образное мышление, - предупреждает профессор.

Без понимания

При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться не по указке родителей, а по собственному желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения - не из легких, и если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом. Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет. В этом возрасте дети еще читают чисто технически: процесс складывания букв в слова - затруднителен, и пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил не хватает. Таковы возрастные особенности младшего дошкольного возраста - до 5-6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанного самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.

Любовь на всю жизнь

Желание самому освоить искусство чтения появляется у ребенка, как правило, к 6-7 годам, в редких случаях - в 5 лет.

Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать. В этом возрасте технический навык осваивается легко, и ребенок уже способен концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа.

Малыш с упоением зачитывается дет-скими книжками, открывая для себя удивительные миры. Ведь интересное занятие захватывает целиком, и чтение (когда оно не из-под палки) становится настоящим эстетическим удовольствием: развивающим, обогащающим, помогающим раскрыть внутренний мир.

Не лишайте ребенка радости познания, не гоните его вперед, и тогда он проявит поразительные способности, научившись не просто складывать слова из слогов, а полюбив литературу на всю жизнь.

Сказки можно начинать читать уже тогда, когда вы только забеременели, ведь малыш чувствует эмоции будущих родителей и вскоре начинает слышать их голоса. Чтение сказок успокаивает и маму и ребенка и создает их крепкую связь. В такое время подойдут стихотворения, добрые неэмоциональные , желательно русские народные произведения. Не забывайте также об успокаивающей музыке и колыбельных. Поверьте, ребенок всё чувствует и понимает!

Главным правилом при определении сказки после рождения послужит правило “сказки по возрасту”. В раннем детстве отлично подойдут сказки коротенькие с достаточным количеством звуков, подражающих животным. Мяу-мяу, кар-кар и тому подобные короткие фразы помогут ребенку быстрее начать говорить самому. Ведь ему так интересно повторять всё за вами!

Когда ребенку исполнилось 4 годика, станут важны сказки с сюжетами, яркими событиями, эмоциональными переживаниями за героев. В таком возрасте самое время подбирать сказки, в которых решаются общие проблемы добра и зла, их уже можно обсуждать совместно и учиться решать. Лет до шести основу вашей сказочной библиотеки должны будут составить сказки про животных. После 6 лет сказка должна содержать уже конкретный сюжет и идеальными станут авторские сказки, проверенные временем. Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен – отличный выбор.

С 7 и до 11 лет пора начинать читать сказки Линдгрен, Милна, Родари… Превосходно будет, если ребенок будет читать их уже сам, но, конечно, с вашей помощью. Помните: первая книга, прочитанная ребенком, запомнится ему навсегда! Не забудьте также начать читать сказки Пушкина в стихах.

Ваш ребенок уже в подростковом возрасте? Не думайте, что сказки ему больше не нужны. На смену детским сказкам приходят вполне взрослые, с приключениями и фантастикой. Хороший пример: Приключения Электроника.

И напоследок: если даже вы не выбираете сказки онлайн, а предпочитаете покупать книги, внимательно следите за тем, чтобы изложены сказки были в оригинале, а не в современном варианте. В любом случае перед началом чтения, перечитайте текст сами. Это связано с проблемой появления огромного количества книг, которые красивы на вид, но текст их порой искажен до безобразия.

Многие ревнители чтения утверждают, что читать ребенку можно с момента рождения, а еще лучше начинать это благородное дело до рождения. На последних месяцах беременности сидишь, поглаживаешь животик и читаешь какого-нибудь «Винни-Пуха». И потом, как нам говорят, родившийся ребеночек эту книжку непременно «опознает» как знакомую.
Я ничего не имею против. Я только «за». Будущей маме очень полезно читать талантливые детские книжки, особенно такие как «Винни-Пух», потому что они обладают всеми «волшебными» качествами искусства, да еще и настраивают на ребенка, тонко и ненавязчиво рассказывают об особенностях его мировосприятия.
Я даже полагаю, что женщине вообще полезно читать – не только во время беременности, но и без нее. А «читающая мама», к тому же, – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка. Что же касается малыша, то «опознает» он читанный ему в утробе текст или встретится с ним «на новеньких», не очень существенно. Существенно, чтобы встретился.
Но в результате оказывается, что рекомендация «начинайте читать до рождения» лишена всякого практического смысла, потому что не отвечает на вопрос, когда же начинать показывать ребенку книжки, в каком возрасте. И как это делать?

«Читающая мама» – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка.

Попробуем разобраться.
Что такое книжка? В первую очередь, это предмет. В отличие от камня или палки это предмет рукотворный, созданный для определенных, специфически человеческих надобностей. Как кастрюля создана, чтобы в ней варить, расческа – чтобы причесываться, стул – чтобы на нем сидеть, ложка – чтобы есть. Соответственно, существуют специальные правила употребления этого предмета.
Предмет «книга» адресован нашему воображению. Кроме действия по переворачиванию страниц он требует от нас еще и других, невидимых, внутренних действий.

Книга – это особый предмет, адресованный нашему воображению.

Вот эти два обстоятельства – специфическая «предметность» книги и способность ребенка к ее восприятию – определяют время книжного старта для самых маленьких.

* * *
Раз книжка – это «специфический предмет», значит, и его специфику ребенок сможет воспринять, когда достигнет определенной степени психической зрелости. Окружающие предметы начинают интересовать малыша довольно рано – когда он начинает тянуться к ним ручками. Но в течение некоторого времени (того, которое называется ранним детством) главная цель такого интереса – произвести над предметом какое-то действие: сунуть в рот, выкинуть из манежа, заставить издать какой-то звук. Восьмимесячного, годовалого и полуторагодовалого ребенка заботит не столько специфическое назначение предметов, сколько их свойства, проявляющиеся в ответ на действие.
Иными словами, если поставить перед ребенком кастрюлю с крышкой, он будет с удовольствием ее снимать и с шумом водворять на место. Но это манипулирование с крышкой еще не означает, что ребенок «постигает» истинное предназначение кастрюли. В данный момент он постигает принцип «входит-выходит». Как ослик Иа-Иа, получивший в подарок пустой горшок из-под меда. Если перед ребенком такого же возраста положить книжку – большую, красивую, с крепкими картонными страницами, он, скорее всего, обнаружит: страницы можно переворачивать. Это занятие – переворачивать страницы – и станет главным. Но оно пока имеет мало отношения к восприятию прекрасного, как бы мы ни убеждали себя, что все дело именно в магии прекрасного. Дело в толстом картоне и в объеме предмета. Переворачивание страниц для ребенка определенного возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли. Ничего плохого в этом нет. Это по-своему полезно – при условии, что книжка не рвется. Или если не происходит так, как у одной мамы: по совету прогрессивной подруги купила восьмимесячному сыночку дорогую модную книжку, а он ее грызет.
Так он в своем праве! Исследует окружающий мир доступными ему способами.

Переворачивание страниц книги для ребенка раннего возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли.

Первыми признаками того, что уже «пора», нужно показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению. К примеру, возить расческой по волосам (а не только пересчитывать ею появившиеся зубки). Или самостоятельно подносить ложку ко рту, пользоваться чашкой. Надевать на головку разные головные уборы – собственные и чужие, но именно на головку. Это сигнал к тому, что и книжка может быть воспринята в ее специфическом назначении – как предмет для особого действия.

Первыми признаками того, что уже настала пора показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению.

Но сам малыш, без взрослого, еще не может совершать это специфическое действие. Оставлять маленького ребенка один на один с книжкой (даже если она из толстого картона) – это значит создавать условия для превращения книжки в предмет произвольных манипуляций, ставить ее в один ряд с кастрюлей или кубиками.
В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.
– Смотри-ка, Ксюшенька, кто это тут нарисован? Это котик. Видишь, какой котик? Ах ты, котенька-коток, котя, серенький лобок. Приди, котик, ночевать, нашу Ксюшеньку качать (слово «деточка» очень правильно заменяется именем малыша). Смотри, что котик делает? Колыбельку качает. Кто в колыбельке лежит? Ксюшечка. Вот она, моя Ксюшечка. Как я ее покачаю? Вот так…

В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.

Можно ли назвать это чтением в чистом виде? Это скорее родительское «камлание» над книжкой.
Речевая импровизация, то и дело уходящая от написанного текста, постоянно апеллирующая к малышу, к его опыту, к взаимодействию с ним. Одна замечательная мама, которая очень рано начала показывать своей дочке книжки, так описывала этот процесс: «Как мы читаем? А вот как. Открываем книжку, смотрим на картинку. Я что-нибудь про эту картинку рассказываю. Показываю, где кто, как называется, что делает. И Ксюша мне показывает, где кто. Она хорошо запоминает, что здесь нарисовано, и ей очень нравится рассматривать картинки и слушать, как я в это время что-то рассказываю. А вот когда я начинаю читать то, что написано, она меня останавливает. Ей больше нравится слушать, как я выдумываю что-то свое».
Такое поведение характерно для еще не говорящих или только начинающих говорить детей. Оно обусловлено законами речевого развития ребенка.
Речь – важнейшее достижение малыша и его важнейший жизненный инструмент – вырастает из общения с взрослым, который в психологии называется «близким взрослым». Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь. Причем не речь вообще, не фоновую речь, а речь близкого взрослого, обращенную лично к нему.

Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь, обращенную лично к нему.

Наблюдения за малышами в домах малютки приводят к печальным выводам: на развитие младенцев не оказывает никакого влияния «техническая речь». Магнитофон может работать двадцать четыре часа в сутки – «петь» колыбельные и рассказывать потешки. Это никак не продвинет бессемейных детей в речевом развитии. Даже постоянно говорящие нянечки очень немногое могут изменить в ситуации. Их слишком мало на такое количество воспитанников. Они слишком редко обращают свои слова к конкретному ребенку. Так что младенцы-сироты испытывают дефицит общения вообще, и дефицит речевого общения в частности. Это одна из важнейших причин, по которой такие дети отстают в развитии от сверстников. Доктор психологических наук Елена Смирнова в своей книжке «Ползунки и ходунки» пишет, что к малышам раннего возраста (это дети в возрасте от года до трех), когда они, к примеру, находятся в детском саду, совершенно бесполезно обращаться словом «дети». Они попросту «не слышат», не относят к себе такого «собирательного» обращения. Каждого нужно назвать по имени.
Книжная речь – это обобщенное обращение. Ведь она писалась не для данного, конкретного ребенка. Чтобы ее воспринимать, ребенок должен научиться «слышать» слово «дети». Это происходит, как правило, в возрасте между двумя и тремя годами. Умение причислять себя к группе «дети» тесно связано с пробуждением индивидуального самосознания (чтобы причислять, нужно сначала научиться себя выделять). О том, что оно «пробудилось», мы узнаем по появлению в речи малыша местоимения «я», которое, как правило, знаменует собой важнейшее событие – «кризис трех лет». Понятно, что отметка «три» достаточно условна. Одни дети переживают кризис на полгода раньше, другие – на полгода позже. С точки зрения чтения главное – появление у ребенка нового самоощущения, связанного с «я».
С появлением «я» начинается новый этап социализации, т.е. возможно расширение круга общения, возможно установление новых отношений с самыми разными людьми – не только с близкими взрослыми. В расширяющийся круг общения, безусловно, попадают и такие «собеседники», как авторы детских книжек. Это и есть момент, знаменующий собой начало нового, «книжного» периода – когда способность малыша воспринимать тексты резко возрастает, количество доступных для понимания текстов сильно увеличивается.
Но читать малышу мы начинаем значительно раньше, ориентируясь на речевые возможности ребенка.

С появлением «я» способность малыша воспринимать тексты резко возрастает.

Как только малыш начинает говорить предложениями (пусть коротенькими) и облекать свои желания в слова, он может уже не только участвовать в «камлании» над книжкой, но и слушать «жесткий», заданный книжный текст. Способность к восприятию книжного текста у каждого малыша развивается в своем темпе, как и его речь.
Но эта способность вырастает из речевого общения с близким взрослым, из общения вокруг книги, построенного на речевой импровизации. Чем меньше ребенок, тем более адекватным для него является речевое общение в форме рассказывания.
Так что «камлать» над книжками надо.