Какие мужчины в пакистане отношение к русским. Пакистан

Пакистанцы имеет свою древнюю историю, несмотря на то, что это довольно молодой народ. Здесь воедино слились очень разные и самобытные традиции буддизма, ислама и индуизма. А также элементы общественного и цивилизованного союза, которым более пяти тысяч лет.

Большинство жителей Пакистана исповедуют ислам. Он играет главную роль в политике и жизни общества. Мусульмане с самого детства учат своих детей старинным традициям пакистанского народа. Это отражается в их поведении и образе жизни. Государственные законы основаны на шариате, а Коран является основой всех отношений общества, которые существуют у мусульман.

Система образования в Пакистане основана на ценностях ислама, и теология является таким же важным предметом, как языки и другие академические дисциплины. Поступить в специализированные школы, которые находятся, как правило, в крупных городах и населенных пунктах, можно после окончания средней школы.

Официальным языком пакистанцев является хинди урду, но довольно широко используются в повседневной жизни пакту, пенджаби, белуджи, хинди, пушту, фарси и другие языки востока. Англоговорящих жителей Пакистана более 20%, но, как правило, это образованные и грамотные слои населения, живущие в крупных городах.

В малонаселенных городах на английском языке практически не разговаривают. Но все вывески и дорожные указатели дублируются именно на этом языке. В международной торговле, деловой и правительственной переписке, а также туризме используется английский язык.


Люди

Пакистанцы весьма религиозный народ, проезжая по городу можно видеть как молятся люди. Даже водители городского транспорта останавливаются и выходят, чтобы со всеми, в том числе и пассажирами, совершить намаз.

Жители Пакистана дружелюбный и приветливый народ, они умеют встретить гостей, даже если их дом не очень богат. Хорошо относятся и к многочисленным иностранным гражданам.

У пакистанцев хорошее отношение к гостям, если они не нарушают их традиций и обычаев. Но если все-таки кто-то из гостей совершил ошибку, то к ним относятся с пониманием и достаточно просто соблюсти правила приличия.

Если вас пригласили в гости, то не нужно отказываться или вмешиваться в подготовку к банкету. Будет хорошо, если вы подарите хозяевам дома небольшие подарки, например, цветы, различные сувениры или сладости, можно даже табак, но, ни в коем случае не спиртные напитки.

Очень важное место занимает в этике и культуре пакистанцев уважение к старшим. Со всеми серьезными вопросами обращаются к старейшему мужчине, особенно если это касается интересов семьи. Самые уважаемые и почитаемые люди в Пакистане являются кади и мулла. Мнения старших учитывается наравне с ними.

Пожилые родители, как правило, живут со своими взрослыми детьми. Женщины и мужчины преклонного возраста пользуются авторитетом у своих детей в равной степени. У мусульман очень важно праздновать все значимые события в кругу семьи. Зачастую приглашаются все друзья и родственники. Празднования проходят по всем обычаям и традициям этикета, которые устанавливают старейшины.

Семья и брак

Браки устраиваются по родственным связям в пределах одного клана (общины). В пакистанских семьях дети считаются подарком Аллаха, поэтому родственники относятся к ним очень терпимо и трепетно. Обычно сыновей балуют больше всего, а дочерей воспитывают в строгости. Потому что, когда дочерей выдают замуж, требуется большое приданное. И родители, чтобы все прошлом по всем правилам и обычаям, надолго влезают в огромные долги.

В Пакистане положение женщин в обществе довольно своеобразное. С одной стороны, эта страна является самой европейской страной в мире ислама, где многие представительницы женского пола могут свободно получать образование и имеют доступ к политике и общественной деятельности. Но с другой стороны, в пределах своей семьи или общины статус женщин определяется исламскими традициями и ценностями, которые находятся на высшем уровне, и имеют необыкновенную силу.

На юге Пакистана в большинстве районах влияние индуизма очень велико. И положение женщин там ничем не отличается от Юго-Восточной Азии, но в горных районах и провинциях северо-запада нормы весьма суровые.

Одежда

Пакистанские женщины в общество выходят в парандже. Это довольно редкостный предмет, он представляет собой большое покрывало и в обиходе называется «чадр». Его одевают, когда собираются в мечеть или в другие культовые места. Национальное платье в Пакистане носят мужчины и женщины, называется оно «шальвар-камиз». Это свободные штаны, собранные на талии и лодыжках в сочетании с длинной рубахой. Такая одежда для женщин более яркая и красочная, оформленная всевозможными длинными шарфами и платками.

Украшения

Украшения на пакистанских женщинах говорят об их семейном положении. Если на девушке браслеты «чурийя» из пластмассы и стекла, значит, девушка не замужем. А у замужних женщин все украшения из дорогих металлов, сделанные умелыми мастерами, их форма и количество указывает на степень богатства хозяйки. Пакистанская национальная обувь называется «кхусса». Это туфли из натуральной кожи с загнутыми кверху носками.

Курение

Курение в Пакистане строго запрещено, особенно в общественных местах. Поэтому прежде чем закурить, принято вежливо спросить разрешение у других людей. Пакистанцы очень много курят, но стараются это делать так, чтобы их не видели жители.

ДУШАНБЕ, 23 июл — Sputnik. Какие слухи о Пакистане популярны в соцсетях? Во-первых, там каждую женщину, которая посмотрела на мужчину слишком смело, могут забить камнями. Без суда, на улице. Во-вторых, из-за постоянных терактов жить там — все равно что каждый день играть в футбол на минном поле.

Доктор из Бишкека Ольга Расчупайкина рассказала Sputnik Кыргызстан , что многое — стереотипы, а женщину в Пакистане не сожгут заживо лишь потому, что она вышла на улицу без сопровождения мужчины, правда, в этом случае она станет объектом массового осуждения.

— Почему именно Пакистан?

— Я уехала туда вслед за мужем, как жена декабриста. С будущим супругом мы познакомились в Бишкеке, а через месяц поженились. Вслед за ним я выучилась на врача.
Потом мы вместе отправились в Пакистан, стали жить в далеком горном селе. Конечно, я опасалась поездки туда, но выяснилось, что не так страшен черт, как его малюют.

— Там вам пришлось носить закрытую одежду, верно?

— Да, все женщины в этом селе носили либо паранджу, либо платок, который полностью закрывает лицо. Однако ислам я не приняла, осталась верна своим убеждениям. Вообще наш брак для других пакистанцев был диковинкой. Женитьба по любви у них может состояться только в двух случаях: когда мужчина привозит жену из-за границы или когда молодые родственники полюбили друг друга и уговорили родителей поженить их.

— В смысле брат женится на сестре? Там считаются нормальными браки между родственниками?

— Девушка в принципе не имеет возможности где-то встретиться с мужчиной, который не принадлежит к ее семье. Да, родные брат и сестра. В Пакистане вполне могут переженить своих детей: 9 из 10 браков заключаются между родственниками. Это удобно, ведь таким образом весь земельный надел остается в собственности одной семьи, что для местных жителей очень важно.

Обычно мужчины женятся ближе к тридцати годам, а девушек берут замуж до того, как они достигнут двадцатилетия. Большинству невест 15-18 лет.

— За семь лет жизни в Пакистане вы приняли 8 тысяч младенцев. Представляю, сколько патологий повидали при таких-то традициях…

— Да, близкородственные браки плохо сказываются на здоровье потомства. Часто рождаются анэнцефалы (младенцы без черепа), малыши с грыжами, лилипуты. Многие дети появляются на свет с психическими отклонениями, шизофренией.

Кстати, в Пакистане действует "сухой закон" — спиртного нет совсем. Однако мужчины употребляют анашу, марихуану, что тоже влияет на здоровье будущих детей. У них они даже не считаются наркотиками.

— Как насчет домашнего насилия в семье?

— Там такого практически нет. Мужья не бьют жен, им это просто неинтересно. Зато свекрови относятся к невесткам совсем не ласково.

Никогда не забуду один случай: ко мне привезли красивую женщину лет тридцати, у нее был рак уха, и при этом она забеременела… Кстати, в Пакистане онкозаболевания лечат хорошо. Мать одного влиятельного и очень богатого человека умерла от рака, и он построил во многих городах онкологические больницы, где людям оказывают бесплатную помощь.

Та женщина тоже лечилась, но лекарства были "несовместимы" с беременностью. Доктора отказывались продолжать курс, пока она не сделает аборт. К тому времени у пакистанки уже было трое детей, а срок беременности оказался небольшим — второй месяц, прервать ее было просто. Однако свекровь заявила: "Она должна родить! Ничего с ней не будет!"

Когда пациентку привезли ко мне второй раз, я ее не узнала: опухоль обезобразила лицо. Она была так слаба, что я заставила родственников написать расписку: мол, претензий в случае смерти матери и ребенка не имеем. Мальчик прожил всего несколько часов, пожелтел и умер — лекарства от рака разрушили его печень. Дело в том, что мать какое-то время получала медикаменты, соврав докторам, что сделала аборт.

Еще через пару месяцев ее привезли вновь. Я сказала родственникам: "Готовьтесь". Не забуду лицо ее свекрови, когда та заявила мне: "Вот видите, она целыми днями валяется, а я, больная женщина, должна работать". Я не выдержала и попросила ее покинуть кабинет. Через семь дней пациентки не стало.

— А вообще пакистанки часто приходят, чтобы сделать аборт?

— Бывало. Причем у всех беременных незамужних женщин одна и та же история: якобы шли по лесу, захотели в туалет, вместо туалетной бумаги использовали камешки и забеременели. Я смеялась и просила их показать эту полянку с волшебными камнями, а то у меня столько пациенток не могут зачать!

— И что, девушку могут забить камнями за внебрачного ребенка?

— Нет, пакистанцы же не изверги. Родители, как и везде, любят своих дочерей, особенно матери. Они нередко приходили ко мне и умоляли тайно сделать дочкам аборт. Хотя были случаи, когда строгий отец мог застрелить дочь за то, что она опозорила семью. Девушки боятся осуждения, некоторые сводят счеты с жизнью. Интим до свадьбы там не признается вообще. Даже жених и невеста не могут себе этого позволить, потому что в таком случае помолвка разрывается и парню приходится бежать, чтобы родственники невесты его не убили.

— А разве там нет правосудия?

— У них разрешено свободно носить оружие, и такие разборки — обычное явление. Если стороны согласятся не доводить дело до суда, то убийце ничего не грозит. Еще там у каждого есть знакомые, родственники в правоохранительной или судебной системе.

— Как в вашем селе обстояли дела с жилищными условиями?

— Водопроводов там нет. Трубы проводят от родника, и вода никак не обрабатывается. Зимой там холодно, поэтому дома отапливают печками-буржуйками. Также нет канализации.

Практически по всей стране электричество подают лишь несколько часов в сутки. Нам повезло — рядом много речушек, и наш дом питала небольшая электростанция, так что перебоев практически не было.

— А что насчет питания?

— Оно вполне нормальное. На завтрак люди жарят яйца и лепешки. Вообще пакистанцы предпочитают жареную пищу с большим количеством масла и специй.

Зарплаты там низкие, а работы очень мало. Люди уезжают на заработки в Саудовскую Аравию, Арабские Эмираты. Трудятся чернорабочими, пересылают деньги семьям, навещают родных раз в 2-3 года.

На особом положении находятся военные. У них высокие зарплаты, это отдельная каста. Врачи, учителя и инженеры тоже неплохо зарабатывают. Доктора получают около 500 долларов и больше, педагоги — примерно 250 долларов.

— Какие там ограничения для женщин?

Вообще женщины в Пакистане стареют быстро, к тридцати годам выглядят на сорок пять. У них к этому времени уже 7-8 детей, и они даже могут стать бабушками. Да еще и много работают.

Хотя на двери моего кабинета висела табличка "гинеколог", ко мне приходили дамы с самыми разными проблемами. Однажды пришла пожилая женщина, сняла с головы платок — и я ужаснулась: у нее на затылке не было куска черепа размером с ладонь. Там пульсировал и гноился мозг.

Оказалось, еще в детстве она обварилась кипятком. Ожог никто не лечил, он прогрессировал. Женщина вышла замуж, родила детей… А в конце концов рана "съела" даже кости черепа. В идеале она могла бы воспользоваться помощью пластического хирурга, но у нее не было денег. Я выписывала ей сильнейшие антибиотики, однако через два года эта женщина умерла. Понимаете, проблема в том, что в молодости у нее не было времени заниматься своим здоровьем…

— Почему вы решили вернуться?

— Я долго просила мужа переехать. Он хороший человек, но все-таки гражданин своей страны. Супруг просто не мог понять, что меня не устраивало, а я не смогла принять Пакистан как вторую родину.

В Бишкек я приехала рожать двойняшек. Глядя на своих девочек, четко осознала, что обратно не поеду. Я иностранка, да еще и уважаемый врач — у меня есть привилегии, а у дочерей поблажек не будет… Хотя иногда я все-таки скучаю по Пакистану.

— Почему здесь вы перестали принимать роды и начали лечить людей от туберкулеза?

— Мне захотелось полностью изменить свою жизнь. Сейчас туберкулез в Кыргызстане на уровне эпидемии, больных очень много.

— Считается, что это социальная болезнь: если иммунитет в порядке и питание хорошее, бояться нечего.

— Неправда! А стресс? Разве это не причина? Загруженность на работе, постоянный недосып тоже приводят к снижению иммунитета — и вот вам туберкулез. Неважно, какими яствами вы питаетесь. Вы можете заразиться на свадьбе, в маршрутке, поликлинике, на круглом столе…

— Сейчас мой внутренний ипохондрик в панике. Как понять, что у человека туберкулез?

— Если кашель длится больше двух недель, человек по ночам потеет, чувствует слабость, температура постоянно повышена на полградуса. Но если организм крепкий, то заболевание может протекать бессимптомно. В общем есть один простой совет: сделайте флюорографию.

: Замуж за пакистанца, живущего в Канаде. Может быть, я просто слишком требовательная? Сколько же можно мне ждать своего принца?!

Уважаемая Ольга!
Я прочитала очень много писем, приходящих к вам. Эти письма, ваши комментарии и комментарии читательниц помогали и помогают мне понять очень многое, помогают разобраться в себе и своих чувствах, в своих отношениях к тем или иным вопросам. Спасибо вам и вашим читательницам. Настал момент, и я хотела бы узнать мнение других женщин по поводу моей ситуации.

В этот момент, когда я пишу этот текст, я должна отвечать на письмо «моего иностранца». Но я не могу себя заставить это сделать, потому что я запуталась в своих чувствах. Я не знаю, что ему писать. Моя предыстория такая.

Я не буду рассказывать всю свою жизнь. Скажу только: мне 27, дают 20, когда забираю сына из школы, меня путают со школьницей:) Как можно догадаться, разведена. Почти пять лет я искала «своего» мужчину в своем городе. Недостатка в мужском внимании не было, но отношение мужчин ко мне было таким: сначала они умирают от любви и несмотря ни на что хотят быть со мной, но проходит время, и они задумываются о будущем. И тогда они понимают, что я слишком «трудная» для них: ребенок, «разведенка» и прочее.. Тогда я и вышла, как говорит моя мама, «на международный уровень»:)

Долго не могла даже начать переписку ни с кем. Пара писем – и все. Все было «не то». Потом увидела приятного с первого взгляда мужчину: фото, анкета... Финансовый консультант, живет в Канаде, невысокого роста:) (у меня 154 см). Написала письмо. В ответ – длиннейшее письмо на идеальном английском! Рассказ о себе, о своих желаниях, мнениях. Я была в восторге. Завязалась переписка. О жизни, о планах, даже о политике и русской литературе:) Очень многие мысли, мнения, оценки совпадали. Но был один момент, который меня немного напрягал: он, как оказалось, по национальности – пакистанец. Учился в Америке в университете, работает в фирме финансовым консультантом. Но его семья, родители – в Пакистане. У него нет ни американского, ни канадского гражданства. Если бы я это знала, я бы даже не начала переписываться с ним. Ну как-то не планировала я связывать свою жизнь с пакистанцем. Но слишком хороши были его письма. Поэтому я закрыла глаза на это. Тем более, он звал меня в Канаду, а не в Пакистан. Он так говорил: нам будет легче вместе получить гражданство, когда мы поженимся. Он поэтому и не подавал документы, хотел сначала жениться. После месяца ежедневной переписки (текста – на три-четыре word-овских страницы 12 шрифтом! Романы!), он не выдерживает. Говорит, что нам необходимо встретиться. Решаем встретиться в Турции, потому что в Россию азиатам сложно попасть. Нужно больше двух месяцев штурмовать ОВИР. По туристической визе это сделать невозможно, только гостевая или бизнес-виза. Вот тут-то все и начинается.

Он присылает $500, я делаю за неделю заграничный паспорт и покупаю билет в Стамбул в туристической фирме. У меня возникли какие-то сомнения по этому поводу… Вроде я где-то слышала, что в Турцию сложно попасть незамужним девушкам до 30… Спрашиваю в турфирме, мне говорят – все в порядке! Спрашиваю у друзей, меня успокаивают: лети! Это в Эмиратах так. Окей, лечу.. И меня на границе не пускают.. Молча куда-то водят, водят, на английском не разговаривают, на вопросы не отвечают. Нас было двое, еще одна девушка прилетела к своей сестре, которая замужем за турком. Короче, оказываемся мы на том же самом самолете, каким и прилетели, и летим в родной город. У меня истерика. Оказавшись дома, кидаю факс в гостиницу, где мы планировали встретиться с моим товарищем. Он тоже в панике. Находит Интернет-кафе, мы решаем, что делать дальше. Он сказал, надо спасти наши каникулы, потому что иначе он потеряет много денег: он заказал одну гостиницу в Стамбуле, одну в Алании. Отменить бронь не может, потому что заказывал через Интернет. Я думала, что меня депортировали из Турции на пять лет. Но на следующий день обзвонила все посольства и консульства и в Турции, и в Москве, какие только могла найти (с ужасом жду телефонный счет). Выяснила, что могу лететь спокойно в другой аэропорт, но мне необходимо $3000!!! Говорю ему это. Он уговаривает свой банк перечислить мне $2000. Я очередной раз удивилась его доверчивости. Я же могла оказаться просто аферисткой! И держался он очень стойко, не смотря на свою простуду и высокую температуру. Хотя и ныл немного:) Ну кто бы не ныл в такой ситуации?!
Я решила ехать по горящей туристической путевке сразу в Анталию. Времени на все это было очень мало. Своих денег у меня тоже не было. Но зато я обнаружила в себе столько моральных и физических сил, сколько и представить себе не могла!
Его деньги я не успеваю получить, занимаю у знакомых 1000 долларов на путевку и перелет до Москвы. На этот раз все прошло гладко, и мы наконец встречаемся. В тот же день мои родители мне сообщают о том, что деньги все-таки пришли на мой счет:) Ура.
(Насчет денег: потом я ему перечислила обратно оставшуюся сумму денег, где-то около 1000 долларов. Он попросил их обратно, объясняя это тем, что эти деньги он откладывал на покупку хорошей машины. В общей сложности, моя поездка обошлась ему в $1500, я не говорю уже о его расходах! Очень дорогая встреча получилась. Он об этом мне все время говорил. В самой Турции мы жили очень экономно, почти ничего не покупали, кроме турпоездок одного дня: рафтинг и яхта по 10 евро каждая. Я не могу это комментировать).

Это была предыстория, чтобы вы могли меня лучше понять. Я надеюсь, что вы дочитали до этого места:) Теперь я подошла к описанию самой встречи и вопроса, который волнует меня сейчас. В связи со всеми трудностями и проблемами, которые нам пришлось преодолеть, мы неестественно сблизились. Мы как обнялись при встрече, так и не выпускали друг друга до конца наших каникул. Но сейчас, приехав в свой город и по прошествии некоторого времени, я как бы немного выдохлась… Сейчас я могу оценить все со стороны, непредвзято. Я думаю постоянно об этом, ведь мне предстоит всю жизнь связать с этим человеком… И с ужасом понимаю, что не готова выходить за него замуж!
Да, еще я хотела бы описать ситуацию, в которой я сейчас нахожусь. Сейчас он в Пакистане, ухаживает за своим больным отцом. В связи с этим, он не может приехать ко мне. В конце декабря он планирует по работе лететь в Америку, а потом в начале января в Калгари. В Канаде он планирует учиться в университете и получить докторскую степень (он объясняет это тем, что в более преклонном возрасте он хочет преподавать). Но в связи с плохим самочувствием своих родителей, эти планы могут быть нарушены. Сейчас он на перепутье: выполнить свой сыновний долг и остаться ухаживать за престарелыми родителями и навсегда забыть о докторской степени, или бросить все и строить свою жизнь (я немного удивлена, ведь у него есть еще брат и сестра, но как он объясняет, у них есть свои семьи и они не в состоянии оставаться с родителями). Он стал спрашивать у меня, готова ли я вместе с сыном приехать к нему в Пакистан. И если нет, значит ли это разрыв наших отношений. Я ему пока говорю, что я не могу принять это решение. Хотя я никогда не хотела жить в этой стране, я думаю, вы понимаете, почему. Второй вариант – он все-таки едет в Канаду, но тогда мы встретимся только в мае. И в этот же момент мы должны пожениться, чтобы я с сыном могла беспрепятственно приехать к нему как жена студента. Но я не готова к такому повороту! Я хотела бы посмотреть на него в быту, я хочу, чтобы он посмотрел, как я живу! Но это в нашей ситуации невозможно.

Еще меня многое пугает и заставляет много думать и переживать. Меня пугает состояние его здоровья: он мне признался только пару дней назад, что он очень сильно повредил себе шею при игре в теннис, и до нашей встречи он ходил в специальном воротнике. Сейчас боль вернулась, и он два дня лежал в кровати и не мог пошевелиться. Говорит, что это просто растяжение мышц, кости не повреждены. Также он сильно потянул ногу и очень часто ему больно наступать. Он повредил руку, и не может этой рукой брать тяжелые предметы. Но эти травмы он получил недавно и надеется, что это все пройдет в ближайшее время. Хорошо, это не проблема.

Второе, о чем я задумываюсь, это, конечно, его достаток. Он уверяет меня, что он усиленно трудился и скопил достаточную сумму для обеспечения семьи. Также у него будет хорошая стипендия, и он будет продолжать работать интерактивно со своими клиентами, но на это у него будет совсем мало времени, возможно, только по ночам.
О’кей, нет проблем (но мои подруги в период после встречи уже бросали свою работу, усиленно посещали курсы иностранного языка и еще какие-нибудь профессиональные курсы для того, чтобы найти хорошую работу за границей. И все это, понятно, на деньги своих женихов. Я же сейчас разрываюсь между работой, сыном-первоклассником и родителями, у которых очень и очень неблагоприятный период в финансовых делах. О курсах даже мечтать не могу, я просто не потяну их, как по времени, так и финансово. А мой английский ооочень далек от совершенства. Он все это прекрасно знает) .

Третье - он пакистанец. Но с этим я смирилась давно, он достаточно симпатичный:) Четвертое – он хочет детей, причем двоих и как можно скорее. Он ссылается на свой возраст – 42 года, и на благоприятный период: пока он учится, а я осваиваюсь в новой стране, дети подрастут и будут уже взрослее, когда мы получим гражданство. Не знаю, что сказать. Я бы не торопилась с этим... Но он так не думает.

Я очень уважаю этого мужчину, которому я стала невероятно близка, за его ум, за его интеллект, за доверие и доброту.. Но есть другое чувство, которое я потеряла и которое не могу себя заставить вызвать в себе: это - любовь. Сейчас я не могу даже по телефону говорить ему: I miss you, I kiss you, I love you.. Ведь это не правда. А он буквально требует этого. В каждом письме он спрашивает меня, почему я ничего не пишу про свою любовь к нему и про то, что я хочу быть вместе с ним. Но я и по натуре своей очень редко выражаю чувства словами. И сейчас это меня просто раздражает... Я ничего не могу с собой сделать.
Но любовь такое чувство, над которым надо много работать... Это я тоже понимаю. И, может быть, я просто слишком требовательная? Сколько же можно мне ждать своего принца?!

Я запуталась. Help!!! Милые девушки-женщины, посоветуйте что-нибудь. Я сейчас прислушиваюсь к каждому совету. Но также я понимаю, что вывод я должна сделать самостоятельно.

Постскриптум. А мое мнение? А пусть останется моим, все равно не переделаешь. Если кому-то интересно, воаля, на мои е-маил: [email protected] . Давайте дадим Ольге больше времени для создания творческого материала или срочных ответов на вопросы, не требующие отлагательств, как у меня, например.

1. Если вы желаете задать вопрос, написать письмо или отклик, то ! обязательно указывайте дату, имя автора и тему публикации того письма или материала, по поводу которого высказываетесь (желательно и линк) ! обязательно указывайте в конце письма: под каким именем и электронным адресом публиковать ваше послание! Если пожеланий относительно изменения (умолчания, не публикования) вашего имени и эл.адреса в письме нет, то ваш вопрос, исповедь, письмо, отклик будут опубликованы под тем именем и адресом, которые изначально были указаны в вашем письме.

2. Прежде чем задать вопрос, поищите ответ в форме поиска по сайту

Хотя Пакистан - молодая нация, однако она имеет древнюю историю. Здесь смешались воедино очень разные и самобытные исламские, буддийские и индуистские традиции, элементы культурной и социальной организации, истоки которых имеют возраст более пяти тысяч лет. В большинстве своем пакистанцы исповедуют ислам, играющий огромную роль в общественной и политической жизни страны. Фактически мусульманские традиции пронизывают всю жизнь пакистанца начиная с его рождения и до кончины, что явным образом отражается и в привычках, и в поведении людей. Даже законы государства построены на базисе шариата, а основополагающей точкой всех общественных отношений является Коран. Образовательная система основывается на доминанте исламских ценностей, где теология является главной дисциплиной наряду с академическими предметами и языками. В городах и крупных населенных пунктах немало специализированных школ, однако поступление в них возможно только после окончания средней школы (первичное образование не является обязательным, хотя уровень образования очень ценится в местном обществе). Однако "пакистанская версия" ислама несколько более терпима к проявлениям инакомыслия, а в жизни самой страны очень сильны и светские традиции.

Близкий к хинди урду - официальный язык Пакистана (письменность на основе арабской графики), однако в повседневной жизни широко используются также хинди, пенджаби, белуджи, пушту, пакту, фарси и другие восточные языки. Английский понимает более 20% населения городов, в первую очередь образованные слои общества, в провинции он почти не используется, однако все вывески и дорожные указатели зачастую дублируются по-английски. Английский язык также используется в торговле, туризме, деловой и правительственной переписке.

Пакистанцы - очень религиозный народ. Повсеместно можно видеть молящихся людей, некоторые водители даже останавливаются прямо на маршруте, выходят из машины и вместе с пассажирами совершают намаз (это относится даже к поездам). Требования канонов ислама соблюдаются неукоснительно, начиная с графика молитв или обязательного для каждого мусульманина отчисления специализированных налогов и заканчивая обычным для этой страны гостеприимством. Умение встретить и принять гостя, даже если собственный дом не блещет достатком, здесь ценится и как искусство, и как важный социальный фактор. При этом, в отличие от многих своих соседей по региону, пакистанцы приветливы ко всем иностранцам без исключения, и традиционная политизированность местного общества здесь совсем не прослеживается. Пакистанцы очень добродушны к тем, кто не нарушает их обычаев и традиций, вполне снисходительны к чужим ошибкам, поэтому здесь достаточно просто соблюсти все приличия в случае приглашения. Отказываться от приглашения или предлагать внести свою лепту (продовольствием или деньгами) в намечающийся банкет не рекомендуется - проще предложить небольшие презенты хозяевам дома - цветы, сладости, табак или сувениры (ни в коем случае не алкоголь!).

Подобно другим народам Азии, пакистанцы обладают сложным кодексом правил поведения, главенствуют среди которых понятия социального статуса, репутации рода (или клана) и уровень достатка. Причем это относится не только к мусульманам страны, но в большинстве случаев прижилось и среди индуистов, и среди христиан. Из культуры индуизма взамен пришло довольно строгое деление на классы (своеобразный пережиток кастовой системы), в пределах которых есть достаточно тонкая и малопонятная иностранцу социальная иерархия. Племенная система в Белуджистане и Пенджабе очень сильна и является мощным политическим фактором в жизни всей страны, а временные или постоянные племенные объединения заменяют здесь политические партии (часто члены одной партии или фракции являются членами одного клана или племени, хотя официально это не подчеркивается).

Из жестких местных "табу" следует строго учитывать традиционные для многих стран исламского мира правила: нельзя проходить перед молящимся человеком, нельзя направлять подошвы ног на других людей (даже при посещении дома или мечети, когда необходимо разуться, следует сложить обувь подошвой к подошве и положить в специально отведенное для этого место), не стоит принимать или подавать что-либо левой рукой (она используется для личной гигиены) и особенно - брать ею пищу, перед едой и после неё обязательно омовение рук, нельзя касаться головы человека (особенно ребенка, да и просто прикасаться к другим людям не рекомендуется), нельзя входить на женскую половину дома и так далее. Здороваться принято вполне по-европейски, но опять же - только правой рукой (между хорошо знакомыми людьми вполне допустимы объятия и поцелуи, нередко можно встретить мужчин, которые идут по улице держась за руки - между друзьями это вполне допустимо). Отдельное внимание следует обращать на жестикуляцию - подобно многим жителям ближневосточных и арабских стран, пакистанцы используют в общении сложную систему жестов, при этом многие наши обыденные движения вполне могут оказаться оскорбительными по местным понятиям.

Важное место в местном этикете занимает уважение к старшим. Со старейшим из мужчин советуются по каждому серьезному вопросу, затрагивающему семейные интересы, и его мнение учитывается наравне с такими уважаемыми людьми, как мулла или кади. Пожилые люди часто живут вместе со своими детьми и пользуются непререкаемым авторитетом, причем как мужчины, так и женщины. Все важные события в жизни семейства отмечаются обязательно всей семьей, зачастую со всеми родственниками и друзьями, причем соответствие праздничного этикета традициям, что очень важно, определяют именно старейшины. Браки обычно устраиваются по родственному типу или в пределах одной общины (клана). Дети считаются подарками Аллаха, и потому отношение к ним самое трепетное (однако сыновей балуют явно больше, чем дочерей, поскольку последние при замужестве потребуют большого приданого, что заставляет родителей надолго залезать в долги).

Положение женщин в местном обществе довольно своеобразное. С одной стороны, Пакистан является одной из наиболее "европеизированных" стран исламского мира, где женщины имеют широкий доступ как к общественной жизни и образованию, так и к политике (достаточно сказать, что это единственное государство мусульманского мира, где женщина долгое время даже руководила страной). Однако в пределах семьи или общины статус женщины определяется традициями и ценностями ислама, которые в этом аспекте необычайно сильны. Во многих южных районах, где велико влияние индуизма, положение женщин мало в чем отличается от стран Юго-Восточной Азии, в то же время в горных районах северных и северо-западных провинций нормы заметно более строгие.

Паранджа здесь является относительно редким предметом женского гардероба. Большое покрывало называют "чадр" и используют для посещения мечетей и других культовых мест, хотя в виде красочных накидок-платков "дупатта" и "чаддар" её варианты используются повсеместно (украшение таких накидок - отдельная ветвь местного декоративно-прикладного искусства). И мужчины и женщины носят "шальвар-камиз" - национальное платье, представляющее собой собранные на лодыжках и талии свободные штаны ("шальвар") в сочетании с длинной рубашкой ("камиз"), однако женская одежда более красочна и обязательно дополняется все теми же платками или длинным шарфом. Причем в каждой из пакистанских провинций "шальвар-камиз" имеет свои особенности: на северо-западе чаще носят "фрак" (длинное приталенное платье и широкая юбка-брюки), в Белуджистане "шальвар" заметно длиннее и очень широки (здесь их называют "гарара"), в Синде вместо "шальвар" используется широкая юбка, а рубашка имеет короткий рукав. В Пенджабе вместо "шальвар" женщины обычно носят свободную накидку "лунги", похожую на саронг, а мужчины - юбку "дхоти", свободный жакет и тюрбан "пугри". В праздничных случаях женщины одевают разноцветные сари, "гхарар" (более свободный аналог "шальвар"), а мужчины дополняют свою одежду вышитой жилеткой и тюрбаном или надевают одежду европейского фасона. Женщины особое внимание придают украшениям, в первую очередь браслетам "чурийя" (у незамужних девушек они из пластмассы и стекла, у замужних - золотые, причем их количество, качество и форма указывают на степень состоятельности их обладательницы), кольцам и подвескам "нат", а также массивным серьгам "джумке". Традиционной обувью считается "кхусса" - кожаные туфли с загнутым вверх носком.

В большинстве случаев для туриста приемлемым считается закрытая достаточно неофициальная одежда, вплоть до джинсов и рубашки с длинным рукавом или свитера. Женщинам рекомендуется избегать ношения коротких юбок и платьев с коротким рукавом. При посещении культовых мест все тело, кроме ступней ног и лодыжек, должно быть закрыто, женщинам обязателен платок на голову.

Как и во многих других странах региона, вместо туалетной бумаги используется местный аналог биде или просто кувшин с водой. Все естественные надобности местные мужчины отправляют сидя, причем зачастую для этих целей используется любое мало-мальски закрытое место: городские канавы, тротуары, пустыри, обочины дорог и т.д. (централизованная система канализации есть только в крупных городах, да и то не везде). Купаться принято только в проточной воде, поэтому ванн практически нигде нет.

Курение запрещено в большинстве общественных мест, поэтому принято вежливо спрашивать разрешение перед тем, как закурить в присутствии других людей. При этом сами пакистанцы курят достаточно много, но стараются делать это вне пределов зрения.

"> " alt="«Другой Пакистан»: жизнь свободной женщины в неравноправной стране ">

14 августа день освобождения Пакистана, в 1947 году это государство стало независимым. Чего нельзя сказать о большей половине женского населения этой неравноправной страны. Бабр публикует фотопроект Зохры Бенсемры, который открывает глаза на совсем другой Пакистан, нежели мы привыкли видеть: замкнутый в своих правилах, изведённый конфликтами и нестабильный из-за неспокойного пограничного района между Пакистаном и Афганистаном, который в течение многих лет был «раем» для террористических группировок.

Если взять во внимание положение женщин в обществе, то Пакистан - это весьма неоднородная страна. Пакистан - это единственное государство мусульманского мира, где женщина - Беназир Бхутто - долгое время была главой правительства.

Несмотря на это в большинстве районов страны женщины без разрешения мужа или членов семьи не могут даже выйти из дому. В результате насилия по мотивам семейной чести в Пакистане ежегодно погибают около 1 000 женщин. А в рейтинге самых опасных стран для жизни женщин Пакистан занимает третье место.

Несколько слов о традициях Пакистана

Все пакистанцы носят национальную одежду «шальвар-камиз» - это длинная рубашка и шаровары, для женщин шальвары, платье и шарф, обязательно. В семьях с ещё более строгими традициями (пуштунских) женщины обязаны носить чёрный платок и чёрное длинное платье.

Девушки выходят замуж до 18 лет, забирая с собой приданое. Этот факт часто становится тяжким бременем для родителей - в течение долгих лет они могут не иметь возможности расплачиваться по долгам.

В Пакистане женщина занимается только детьми и семьёй, даже при высшем образовании, или если муж учился за границей. Общение жён с соотечественниками или другими иностранцами не приветствуется.

Ломая женские стереотипы

С другой стороны, в больших городах есть слой населения, в котором женщины наравне с мужчинами задействованы в совершенно разных профессиях - от преподавания пилатеса до предпринимательства. Эти женщины стремятся к созданию совершенного иного образа жизни, хотя бы для себя.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Инструктор по пилатесу. Она открыла свою фитнес-студию в Лахоре, после того как обучилась мастерству в Бангкоке. В её студии проводятся тренировки по реабилитации для людей с проблемами суставов, а также специализированные тренировки для беременных женщин.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Зайнаб Аббаса (справа) в свободное от работы время

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Дизайнер интерьера. У нее есть собственная фирма.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Захра инструктирует своего сотрудника — плотника

Фото: ZOHRA BENSEMRA

С помощью "болгарки" Захра изготавливает скульптуру гитары из камня около Classic Rock Coffee. Последний её творческий проект связан с разработкой интерьера для этого заведения в Исламабаде.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

В свободное от работы время Захра любит заниматься спортом — кикбоксингом.
На фото: Захра во время тренировки в Исламабаде

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Она управляет компанией по розничной торговле текстилем бренда «So Kamal». Это, по сути, семейный бизнес, потому что компания принадлежит её матери. Эрум Ахмед - главный исполнительный директор этой компании. Она начала свой бизнес в 2011 году. Её политика - поощрение женщин, которые работают в компании, находящейся в консервативном городе Фейсалабад.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Алина в спальне своего дома в Лахоре

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Алина Раза со своим сыном Райаном

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Педагог и модель Фатима (справа) в своем доме в Лахоре. Фатима является генеральным директором компании «Beaconhouse School System» - сети частных школ, основанной ее свекровью.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Фатима проходит мимо бассейна после тренировки в ее тренажерный зал у себя дома в Лахоре

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Надийя Манзур (в центре) — директор детского сада «Treehouse» — с мужем Омаром и сыном Zidaanem в их доме в Исламабаде.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Детский сад «Treehouse» в Исламабаде, которым руководит Надийя Манзур

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Анса Хасан на работе во время переговоров насчет скорой выставки автомобилей

Анса возглавляет отдел маркетинга известной во всем мире фирмы «Porsche» в Пакистане.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Анса играет с попугаем в своем доме в Лахоре