Что 10 месячный ребенок. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь? Основные рефлексы, навыки и умения ребёнка

Ребенок в 10 месяцев

Рост и вес ребенка в 10 месяцев

За десятый месяц ребенок набирает в среднем 450 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес 10-месячного ребенка около 9100 - 9500 г, а рост — 71-76 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее описаны в : , .

  • вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
  • воспринимает шутки в свой адрес;
  • выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
  • радуется играм-забавам;
  • вставляет один предмет в другой;
  • предпочитает мелкие предметы крупным;
  • при помощи одного предмета достает другой;
  • сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
  • катает машинки, толкает мяч, неваляшку

Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Физическое развитие

За десятый месяц малыш наберет новые граммы массы и новые сантиметры роста.

Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.

Показатели ребенка от 10 до 11 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

72.11-73.91 см

9.525-10.355 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Большинство малышей - неутомимые исследователи

Откуда у них столько энергии? Малыши продолжают учиться ползать и расширяют свои знания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся еще более координированными.

Одни малыши ползают вперед и вокруг своей оси, как тюлени, на животе.

Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки. И тот, и другой способ передвижения позволяет малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).

Придерживаемый за руки, ребенок хорошо стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами - первые шаги.


В положении сидя малыш чувствует себя очень уверенно - хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле.

Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений - он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам. Эти двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе, на разном расстоянии.

Двигательная активность может иметь индивидуальные отличия

Далеко не все дети пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой.

Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники, становятся более умелыми и энергичными.

Психическое развитие

Малыши начинают ориентироваться в бытовых ситуациях, узнают некоторые звуки и соотносят их с источником звучания - поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищут глазами знакомые предметы и людей, если про них говорит взрослый.

Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных — он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу.


Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней

Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.

Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель.

Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули» , «Сорока-сорока» , «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, - он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

Малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы

Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом.

Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя.

Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти».

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 10 до 11 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

К десятому месяцу замедляются темпы роста и прибавки веса. За последнее время ребенок может вообще не вырасти и не прибавить массу. Это нормально, сейчас он тратит много энергии на исследование окружающего мира и формирование новых навыков.

Любаха

Добрый всем день. Сыну ещё нет 5 месяцев, совершенно не хочет лежать, постоянно качает пресс пытаясь встать. На животе, по пластунски,передвигается в черепашьей ритме. Но беспокоит, что он садится,вернее он конечно не так как надо садится.... ребенок частенько в шезлонге, если мне надо заняться делами, и вот там он цепляется ручками за края и подтягивает себя в положение сидя и сидит. Я конечно назад укладываю....да и вообще если голову хоть чуть чуть приподнять выше 180°, то сразу норовит сесть, или если есть за что уцыпиться, то подтягивает тело в сидячее положение. Позволять ли делать ему такие " тренировкам" или это совсем не полезно? В подушки не сажаю.

11

Младенец уже может уверенно сидеть и самостоятельно садиться. Умеет вставать у опоры, ходить вдоль нее и даже отпускать руку и стоять несколько секунд. Многие дети в 10-11 месяцев начинают делать свои , но не переживайте, если ваш малыш не совершает таких попыток. Многие учатся ходить только на втором году жизни. Большинство здоровых малышей начинают самостоятельно ходить к возрасту 15 месяцев.

Ребенок умеет захватывать мелкие предметы, пытается взять еду из вашей тарелки. Поддерживайте его самостоятельность, но следите, чтобы игра и еда были безопасными. Сейчас начинает формироваться мелкая моторика. Старайтесь развивать ее с помощью игр.

Сон ребенка в 10 месяцев может быт беспокойным и прерывистым. Некоторые дети кричат и плачут во сне, но быстро успокаиваются, как только мама входит в комнату или просто берет их на руки. Это происходит из-за страха разлуки. Это нормальная стадия развития психики ребенка.

Психология

Ребенок начинает понимать словесные инструкции: «дай», «на», «принеси», «нет» или «нельзя». Старайтесь выставлять разумные и редкие запреты. Частые запреты не будут иметь цены и веса для него. Малыш начинает формировать причинно-следственные связи. Сейчас он уже может координировать движение и мысль. То есть часто его движения являются целенаправленными.

У некоторых детей уже начинает формироваться предпочтение руки, другие же, напротив, действуют обеими руками и предпочтение руки у них формируется чуть позже. Если вы заметили, что ваш ребенок предпочитает действовать левой рукой, ни в коем случае не переучивайте его действовать правой рукой. Вероятнее всего, .

Навыки и умения

♦ Умеет сам садиться и сидеть продолжительное время.

♦ Может самостоятельно вставать у опоры или даже передвигаться вдоль нее.

♦ Задействует игрушки по назначению: катает машинку, толкает мячик, складывает кубики в ведерко, прикладывает к уху игрушечный телефон.

♦ Формируется «Пинцетный захват», то есть захват двумя пальцами (большим и указательным).

♦ Целенаправленно действует обеими руками.

♦ Реагирует на простые словесные инструкции: «Дай», «На».

Установленные ритуалы сна поддерживайте и сейчас: купание, легкий массаж, песенка или сказка – все это подготовит малыша ко сну и облегчит его засыпание. Если ребенок просыпается ночью, легкое похлопывание по спинке и тихий шепот, что мама рядом успокоят его и он будет спать дальше .

Как играть

Продолжайте активно играть в игры с предметами. Например, катать машинки любят одинаково мальчики и девочки. Всевозможные сортеры помогут научиться координировать движения рук с поставленной задачей и помогут в изучении геометрических форм. Начните пока с круга.

Помните, что похвала, при правильном действии, закрепит успех достижения цели . Ребенок с охотой будет учиться новому, если будет видеть искреннюю радость от свершения.

Что чувствует и как себя ведет

Ребенок уже очень хорошо видит мелкие предметы. Так, например, вы можете заметить, как старательно малыш пытается поднять с ковра мелкую соринку или, например, пытается ухватить мелкую деталь на игрушке . Он долго может рассматривать картинки в книге, которую вы читаете, особенно если эта книга ему знакома.

У ребенка есть большая гамма эмоций от радости до гнева, и в последующем будет только увеличиваться количество оттенков эмоций.

Как развивается речь

Ребенок может употреблять несколько слов, но в большинстве случаев пока остается . Если к 1 году у малыша есть хотя бы 1 полноценное слово (мама, папа, надо) и оно обозначает конкретный предмет или действие, значит, с развитием вашего ребенка все в порядке и нет причин беспокоиться .

Как воспитывать

В 10 месяцев познакомьте ребенка со словом «нет» или « ». Начинайте выстраивать границы дозволенного. Не переусердствуйте с запретами, иначе он не будет их воспринимать. Если предмет трогать нельзя (например, вазу), то постарайтесь убрать его подальше, чтоб малыш не мог дотянуться.

Если ребенок не делает ничего опасного, то нет смысла в тотальных запретах. Ничего страшного не случится, если он пожует бумагу или оближет ножку стола. Так он познает мир и в частности понимает, что есть предметы твердые, а есть не очень – это один из способов получения опыта.

Помните, что запреты должны быть постоянными и последовательными. Если что-то делать нельзя, то нельзя и завтра, и через неделю, и даже если основательно поплакать, решения это не поменяет. Так малышу будет проще привыкнуть к границам дозволенного.

Оставьте попытки приучения к горшку на более позднее время. На сегодняшний день не рекомендуется раннее приучение к горшку. Ребенок еще не способен отождествлять дискомфорт с тем, что он хочет в туалет, он еще не может показывать это.

Как правило, дискомфорт от необходимости справления естественной нужды возникает у малыша за несколько секунд до того, как он это делает. Все больше детей страдает психологическими запорами , которые формируются в ответ на раннее приучение к горшку.

Это происходит из-за того что ребенок еще не может показать, что хочет на горшок и делает все в штаны, а родители негативно реагируют на этот факт. Таким образом, формируется психологическая боязнь горшка. Вернитесь к приучению к горшку во второй половине второго года или даже когда ребенку исполнится три. А пока просто познакомьте ребенка с его горшком, что он есть такой красивый, можете поставить его в туалет.

10 месяцев – первая «круглая» дата для малыша. Он начинает ходить и разговаривать, проявляет индивидуальные черты характера, активно общается с окружающим миром и людьми. О том, что еще должен уметь делать ребенок в 10 месяцев – читайте в нашей статье.

Физическое развитие

Рост и вес

Вес 10-месячного ребенка в среднем составляет 9,5 – 10,5 кг, а рост – от 71 до 74 см. Прибавка в весе и росте прежняя – масса малыша увеличивается примерно на 400 г, а рост - на 1–1,5 см.

Окружности головы и грудной клетки

В 10 месяцев окружность головки малыша равна 46–47 см, а груди – 47,7 – 48,7 см.

Психомоторное развитие

К 10 месяцам ориентиром для оценки психомоторного развития служит наличие умения ходить и стоять. Малыш должен уметь ходить на ножках – вдоль опоры и с поддержкой взрослого (за одну или обе ручки) и достаточно уверенно стоять без поддержки. Многие младенцы в 10 месяцев начинают делать первые самостоятельные шаги. В норме к этому возрасту ребенок умеет вставать из положения сидя и садиться, любит прыгать (при поддержке за руки или у опоры), пытается «танцевать» под музыку.

Движения рукой – ребенок все увереннее владеет рукой. Он хорошо осваивает «щипковый» захват мелких предметов большим и указательным пальцами, способен удержать чашку двумя руками, а ложку – одной. Движения его целенаправленны и осмысленны – он нажимает кнопки и рычажки на игрушках, играет, подражая взрослым или детям старшего возраста, пытается самостоятельно есть и одеваться.

Психоэмоциональное развитие. К 10-месячному возрасту малыши обычно положительно реагируют на общение с доброжелательно настроенными взрослыми, в том числе и незнакомыми, но может устроить настоящую истерику, если потеряет из виду мать (бабушку, отца). Он понимает и выполняет простые просьбы (дай, возьми, посмотри, открой ротик и т.д.). Знает большинство окружающих предметов, некоторых животных, и по просьбе взрослого может показать пальчиком на них или на их изображение.

Речь. В 10 месяцев дети повторяют все больше слогов, некоторые начинают произносить первые слова.

Режим дня

В 10 месяцев ребенок спит днем два раза примерно по 2 часа, а ночью – около 10 часов. Ночной сон может нарушаться при неправильном режиме дня (позднее укладывание, активные игры перед сном), на фоне прорезывания зубов и при различных заболеваниях.

Другие вопросы

Питание. Режим кормления в 10 месяцев по сравнению с прежним не меняется: малыш кушает 5 раз, получая 2 кормления грудью (смесью) и 3 – блюдами прикорма. По желанию, количество грудных кормлений можно сокращать, либо проводить только докармливание 2 раза в сутки. В более частых прикладываниях к груди младенцы нуждаются при нарушениях самочувствия – при прорезывании зубов, на фоне повышения температуры.

В рацион здорового малыша в возрасте 10 месяцев должны входить каши, овощи (в виде пюре и мелкоизмельченного рагу), супы, мясо и рыба, творог и желток, кисломолочные продукты. По желанию и при отсутствии аллергии можно начинать вводить цельное молоко 2,5–3,2% жирности (разрешается использовать стерилизованное или специальное детское). Многие фрукты можно давать свежими (яблоко, банан), вводятся ягоды и пряные травы (укроп, петрушка). Не следует включать в меню продукты, в отношении которых высок риск развития аллергии – цитрусовые, клубника и малина, экзотические фрукты, шоколад. Запрещены жареные, жирные, острые и соленые блюда.

Зубы. К 10 месяцам у малыша прорезывается от 4 до 6 зубов. Позднее прорезывание может быть обусловлено наследственными факторами, недостатком в питании кальция или некоторыми заболеваниями (рахит, гипотрофия). Если в 10 месяцев у малыша все еще нет ни одного зуба, желательно проконсультироваться со стоматологом.

Игры и развитие. Для полноценного развития ребенка первого года жизни крайне важно играть и заниматься с ним каждый день, делая это регулярно. Из игр подойдут активные и подвижные игры (догнать на четвереньках мячик, побегать за обе ручки, попрыгать на мяче или просто с поддержкой взрослого). Малыш должен уметь толкать от себя мячик и катать машинки, переливать воду (пересыпать песок) из одной емкости в другую.

Не забывайте о ежедневных занятиях для развития мелкой моторики – давайте ребенку перебирать крупу, рвать бумагу, рисовать пальчиками, лепить. Игрушки к этому возрасту могут приобретаться самые разные, основное требование – безопасность при самостоятельной игре ребенка с ними.


Статьи по теме

Victoria Nikitina 19.05 00:45

Мой сыночек в 10 месяцев говорил только одно слово "дай", которое означало все, что угодно. Еще он говорил "папа". Потом, постепенно, как говорится, процесс пошел. Уже к 2-м годам нам удалось выучить весь алфавит (трудности были с мыгким и твердым знаком: он не понимал к чему они и мы их просто пропустили). Малыш совершенно уверенно, увидев на кубике автобус, говорил: А - АТОБУС; Б - БАЛАБАН и т.д. Только к 4-м годам он стал произносить все буквы. Но зато, научился считать. Когда ему было 10 месяцев, мы впервые поехали на море и он научился плавать (конечно, с кругом, но и сам мог немного проплыть: нужно было только поддерживать под подбородочек). Время просто летит. Поэтому, делайте побольше фотографий и снимайте дитя на камеру, записывайте первые слова и стишки. Потом, будет очень интересно и здорово прослушивать и просматривать эти записи.

LinaZ 03.09 14:55

Музыкальные игрушки у внучки появились месяца два назад. Уже тогда она умела включать гитару, которая издаёт разные звуки: от кукареканья петушка до тявканья собачки. Тогда же она научилась свистеть в свисток. Нашей малышке скоро будет 10 месяцев, и она многое умеет из того, о чём написано в статье. Очень любит, когда мы у неё просим игрушку, а когда она её отдаёт и мы говорим: "Спасибо", - она радуется, но снова просит игрушку назад. Любит смотреть музыкальные передачи, и если увидит, как кто-то танцует, то обязательно за ним повторяет. Правда, пока как может. Обожает выбрасывать игрушки за диван. Уже все щели заткнули, но она всё равно найдёт, куда выбросить!

К своей круглой дате ребенок уже многому научился, начал проявлять свою индивидуальность и самостоятельность. Десятимесячный карапуз активно лепечет и много двигается. Чем еще радует родителей кроха этого возраста и как стимулировать развитие младенца 10 месяцев?

Физиологические изменения

  • Набор веса и увеличение других физических показателей в этом возрасте происходит уже не так активно, как в первом полугодии. Это связано с повышением физической активности карапуза.
  • Координация движений ребенка улучшается, что позволяет малышу быстро ползать и перемещаться по помещению. Также продолжает развиваться мелкая моторика. Малыш научился разжимать пальчики, чтобы бросить предмет, а также брать маленькие предметы лишь пальцами.
  • У многих 10-месячных малышей уже прорезалось 4 зуба, но если зубы вообще отсутствуют, это пока не является поводом для переживаний.

Физическое развитие

За десятый месяц жизни карапуз набирает примерно 450 грамм и вырастает на 1-1,5 сантиметра. Его окружность грудной клетки, как и окружность головы, увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Каждый ребенок растет в собственном темпе, однако существуют нормы, сверившись с которыми родители и врачи могут определить, нет ли серьезных отклонений и не нужно ли дополнительно обследовать малыша. Для каждой возрастной категории определены как средние показатели, так и граничные (их превышение в любую сторону должно насторожить). Основные из них мы представили в такой таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

Развить малыша помогут занятия по методике «Маленький Леонардо» Тепляковой О. Н. – эксперта по интеллектуальному развитию.

Что малыш умеет?

  • Десятимесячный ребенок двигается уже уверенно и умело. Кроха способен садиться из стоячего и лежачего положения, а также вставать на ноги, держась руками за опору. Кроме того, в этом возрасте многие детки ходят с поддержкой за прочную мебель (приставным шагом) или за обе мамины руки. У некоторых малышей уже получается стоять без какой-либо посторонней помощи, а также шагать без поддержки.
  • Кроха научился ходить по ступенькам. Малыш способен преодолеть несколько ступеней как вверх, так и вниз по лестнице.
  • Движения рук ребенка уже хорошо скоординированы. Малыш выполняет различные манипуляции с игрушками, например, открывает и закрывает коробки, прячет предметы, катает машинки, строит башенки из нескольких кубиков. Кроме того, ребенок умеет листать книжки с плотными страницами и старается есть ложкой.
  • Маленькие предметы ребенок хватает не всей ладонью, а двумя пальцами. Такой захват предметов называют пинцетным.
  • В речи ребенка присутствуют разнообразные слоги и все чаще из них начинают получаться простые слова. Знакомые предметы ребенок может называть определенными слогами. Речь взрослых ребенок понимает очень хорошо, повторяя по просьбе движение, например, хлопает в ладоши или показывает часть тела.

Вам стоит проконсультироваться с врачом, если кроха к 10 месяцев не научился:

  • Сбрасывать предметы со стола.
  • Махать головой, показывая согласие или отрицание.
  • Махать рукой на прощание.
  • Повторять движения, которые показывает взрослый.

Занятия для развития

  • Ежедневно выделяйте время на гимнастику, выполняя с крохой упражнения, которые будут помогать крохе ползать и ходить. Пусть малыш встает и приседает с вашей поддержкой, ходит на четвереньках, сгибает-разгибает ножки, лежа на спине, а также шагает, держась за ваши руки.
  • Так как 10-месячные малыши много ползают, предоставьте малютке простор для движения. Важно, чтобы в доме было чисто, а опасных предметов на дороге малыша не встречалось.
  • Тренируйте малыша слезать с дивана. Для этого положите кроху на диван, разверните попой к его краю и спустите ножки вниз. Вскоре карапуз поймет, как слезать, и сможет делать это уверенно и быстро.
  • Постоянно общайтесь с малюткой, при этом произносите короткие фразы и говорите не очень быстро. Местоимения пока следует заменять именами, например «у мамы кубик», «Ваня берет кубик».
  • Предложите ребенку бросать игрушки в определенную коробку. Деткам в 10 месяцев очень нравится это делать.
  • Продолжайте занятия, развивающие моторику малыша. Предлагайте крохе рисовать на подносе, на котором рассыпана крупа или мука, а также копаться в миске с фасолью или макаронами. Пусть ребенок пересыпает крупы и фасоль из одной емкости в другую, развязывает шнурки и ленты, переливает воду.
  • Дайте ребенку цветную бумагу и покажите, как можно разрывать ее на кусочки.
  • Поиграйте с прищепками – прицепите их на штанишки или кофточку ребенка, а потом научите, как их снять.
  • Спрячьте под подушкой или одеялом тикающие часы и дождитесь, чтобы ребенок их отыскал.
  • Занимайтесь с малышом лепкой (используйте соленое тесто) и рисованием (попробуйте рисовать пальчиковыми красками, маленькими фломастерами , карандашами, мелками). Слепите вместе колбаску и шарик, раскрасьте картинку.
  • Предложите крохе несколько разных баночек с крышками, которые откручиваются. Пусть малыш открывает их, а затем закрывает.
  • Ежедневно немного времени уделяйте чтению. Хорошо, если у крохи будет отдельная полочка с детскими книгами, а малыш будет выбирать что-то «почитать» самостоятельно.
  • На улице учите ребенка играть с песком, используя для этого лопатку, разные формочки, ведро, грабельки. В зимнее время эти предметы можно применять для игры со снегом.
  • Каждый день включайте музыку и вместе танцуйте с малышом.

Уход

Ежедневно ребенка умывают и подмывают, расчесывают, чистят зубки, высаживают на горшок, а также купают (в основном в вечернее время). По мере необходимости нужно очищать уши и носик карапуза, стричь малышу ноготки.

Десятимесячных детей продолжают закалять с помощью солнечных ванн, обтираний, воздушных ванн, купаний. Также в этом возрасте можно обливать ножки ребенка, постепенно снижая температуру воды. Важно лишь не забывать, что все процедуры закаливания должны быть систематичными и постепенными.

Режим дня

Сон десятимесячного ребенка по-прежнему длится до 15 часов в сутки. Около 10 часов ребенок этого возраста спит ночью, а в дневное время у ребенка обычно бывает два сна длительностью по 1-2 часа. У каждого ребенка свой биоритм – одни младенцы просыпаются в 6 часов утра и рано засыпают на ночь, другие встают к 8-9 часам и засыпают, соответственно, в более позднее время.

Гулять с ребенком советуют 2 раза в день, оставаясь дома лишь при очень плохих погодных условиях (проливном дожде, порывистом ветре, морозе). Летом ребенок может проводить на улице 5-6 часов. В хорошую погоду давайте малышу возможность спать днем во время прогулки, при этом часть времени на улице оставляйте и для бодрствования, чтобы ребенок мог наблюдать за природой, играть с другими детьми, шагать с вашей поддержкой.

Деткам-искусственникам продолжают давать смесь, подходящую по возрасту, в первое кормление, а также перед ночным сном. Детки с любым типом вскармливания едят прикорм в 10 месяцев в одинаковом объеме. В этом возрасте к блюдам прикорма добавляют рыбу. Во второй прием пищи ребенок обычно ест кашу со сливочным маслом, желтком и фруктами. В обед ребенку дают овощи, растительное масло, мясо, сок и хлеб, а на полдник (в четвертое кормление) – творог, фрукты, печенье и кефир либо йогурт.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма