Как выучить статью. Как быстрее запоминать информацию: рекомендации

Содержание

Современный мир с огромным количеством постоянно обновляющейся информации предъявляет к памяти человека повышенные требования. Перед людьми, стремящимися добиться успеха, встает вопрос - как запомнить много информации за короткие сроки? Над этой проблемой ни один год «бьются» лучшие умы человечества, которые нашли выход для таких людей. Согласно их мнению, увеличить объемы памяти может применение специальных методик.

Сколько информации может запомнить человек

Ученые долгое время пытаются отыскать ответ на вопрос, какое количество информации способен запомнить обычный человек. Однако до сих пор решения, удовлетворяющего всех физиологов, не найдено. Предполагалось, что память человека способна хранить информацию объемом десять миллионов бит. Но вскоре ученые отказались от данной теории в связи с тем, что этот объем очень маленький и не отражает реального состояния. Мозг человека вмещает не только данные, которые он вынужден запоминать, но и те, что сопровождают его существование – клички питомцев, черты лиц родных и т.д.

По мнению американского исследователя Купера, каждый нейрон мозга способен хранить до ста тысяч единиц информации. С учетом общего их количества, память человека вмещает информацию объемом 10 в 17 степени бит. Данная цифра, по мнению ряда физиологов, является достоверной. Однако некоторые ученые утверждают, что память человека - более емкое понятие, и она способна содержать информацию 10 в 23 степени бит. Исходя из этих данных, понятно, что люди еще не научились пользоваться дарованным ему природой сложнейшим механизмом.

Определение типа памяти

В обыденной жизни наблюдаются индивидуальные различия в области психических процессов. Одним из таких процессов и является хранение информации. Особенности процесса запоминания характеризуют личность, становясь ее свойствами, накладывают отпечаток на деятельность и поведение человека. В зависимости от того, какой анализатор преобладает в работе памяти, принято различать четыре ее типа:

  • слуховой;
  • зрительный;
  • двигательный;
  • смешанный.

Слуховой (звуковой или аудиальный) тип характеризуется высокой степенью запоминания и воспроизведения всевозможных звуков: музыки, произнесенных слов. Он важен при запоминании озвученной информации. Особое значение он приобретает в определенные периоды жизни. Слуховая память обеспечивает хорошую успеваемость школьников и студентов. Она необходима для успешной профессиональной деятельности композиторам, музыкантам, лингвистам.

Зрительная память - способность воспринимать, сохранять и воспроизводить визуальные образы. По мнению психологов, у людей с развитым зрительным типом хорошо развито воображение. Они способны «видеть» образы, даже после того как те исчезли из поля зрения. Особое значение этот тип памяти имеет для конструкторов, инженеров, художников, дизайнеров.

Двигательная (моторная) память характеризуется способностью запоминать и воспроизводить движения. Люди, обладающие ею, способны сохранять в памяти не только двигательные представления, но и их характеристики: амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность. От уровня ее развития зависит успешность формирования двигательных навыков трудовой, игровой, спортивной деятельности.

Смешанный тип характеризуется отсутствием преобладания какой-либо одной памяти. Его особенность в том, что смешанная память обеспечивает одинаково хорошее запоминание материала при использовании разных анализаторов. Люди, имеющие ее, используют сразу несколько типов памяти: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, двигательно-слуховой.

Существуют и другие типы памяти, основанные на деятельности отдельных анализаторов, которые не имеют существенного значения в жизни человека. Их возможности ограничены и сводятся к удовлетворению биологических потребностей организма. К таким типам памяти относят: обонятельный, осязательный и вкусовой. Чтобы узнать, какой способ запоминания преобладает у вас, воспользуйтесь психологической методикой «Определение типа памяти».

Для ее проведения вам понадобится помощник, который должен зачитать несколько рядов слов. Каждый из этих них соответствует определенному типу памяти. После прочтения вслух группы слов ведущим, испытуемый за отведенное время должен записать их по памяти. Полученные данные нужно сверить с рядами слов и выявить, сколько названо правильно. По окончании подсчета коэффициента по специальной формуле, делается вывод о преобладающем типе памяти.

Быстро запомнить много информации за короткий срок помогут шпаргалки

Как лучше запоминать информацию? Зубрежка отнимает массу времени и не всегда эффективна. Излюбленный метод студенческой «контрабанды» – шпаргалки, помогает в решении этого вопроса. Согласно мнению физиологов, применение шпаргалок активизирует деятельность нескольких анализаторов, в результате в процессе запоминания принимают участие несколько типов памяти - зрительный и двигательный. Такой подход обеспечивает быстрое запоминание. Особенность шпаргалок заключается в способе сохранения информации.

Большой объем данных не получится вместить на маленьком клочке бумаги, поэтому ответ на вопрос билета записывают кратко в виде схем. В них отражают ключевые моменты или отдельные фразы, отражающие суть, из которых создают логические цепочки путем осознанной переработки информации, что и обеспечивает последовательное запоминание текста. Данный способ с успехом используется не только студентами, но и людьми, оперирующими большими объемами данных – менеджерами, преподавателями.

Подключение аудиальной, слуховой памяти

По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная. Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки. Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.

Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон. Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание. Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.

Приемы зрительной памяти

На долю зрительной памяти приходится большая часть воспринимаемой нами информации. В образовательных учреждениях основной упор при подаче учебного материала делается на зрительное восприятие, поэтому большая часть данных располагается на классной доске. Для увеличения возможностей этого типа памяти применяют несколько приемов зрительного запоминания:

  • Наглядный материал. При изучении теоретического вопроса материал подкрепляется яркими иллюстрациями.
  • Чтение. Этот вид деятельности так же подключает к процессу запоминания зрительный анализатор, позволяющий запечатлеть в мозгу необходимую информацию.
  • Конспектирование. Материал, предназначенный для запоминания, конспектируется при помощи разноцветных карандашей или фломастеров.
  • Таблицы Шульте. Этот «тренажер» применяют для тренировки навыков скорочтения. В процессе занятий подключается периферийное зрение, обеспечивающее запоминание большего количества информации.

Техники запоминания большого объема данных с помощью моторной памяти

Реже всего для запоминания используют двигательную память. Однако подключение к процессам, ответственным за хранение информации, собственного тела обеспечивает прочное запоминание. Методами, активизирующими моторную память, являются: написание шпаргалок, практическое выполнение действия, которое следует запомнить (к, примеру, воспроизведение элемента танца). Активно такие техники применяются в детском возрасте и у людей, чья деятельность связана с формированием практических умений – летчиков, хирургов, строителей, поваров, спортсменов, танцоров.

Как выучить за короткий срок иностранный язык: секреты способностей

Вопрос, как научиться запоминать информацию, волнует людей и при необходимости в короткий срок овладеть иностранным языком. Книга в этом случае несет только справочную информацию. Физиологи рекомендуют увеличить количество аудиовизуальной информации. Смотрите фильмы на выбранном языке, сопровождающиеся русскими субтитрами, слушайте песни, найдите себе собеседника, владеющего языком, и регулярно общайтесь с ним. Отличными помощниками станут компьютер и соцсети. Если в вашем городе есть клуб, где собираются иностранцы, посещайте его и практикуйтесь в произношении.

Есть масса компьютерных методик, предполагающих отработку произношения, прослушивание слов, сопровождающихся переводом. Одной из популярных техник, применяемых при изучении языков, является методика «Мысленных повторений». Ее суть заключается в периодическом мысленном повторении информации. Важно соблюдать график упражнений:

  • Первое повторение после изучения проводят через 60 минут после первоначального восприятия данных.
  • Второе – через 3 часа после первого.
  • Третье – на следующий день в любое время.

Количество повторений, промежутки времени между ними регулируются по собственному усмотрению с учетом индивидуальных способностей. Допускается увеличение числа повторений и удлинение интервалов между ними. Обязательно следите, чтобы перерывы не были длительными, иначе не закрепленная вовремя информация может в итоге не сохраниться в памяти.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Полезные советы

Необходимо в короткие сроки запомнить большой объем информации? Готовитесь к экзамену? Хотите улучшить память, повысить уровень IQ и снизить риск развития старческой деменции? Тренируйте мозг, не давайте ему скучать и лениться, нагружайте полезной информацией , причем, чем больше ее будет, тем лучше!

Мы же расскажем о методиках и небольших хитростях, которые помогут надолго запоминать максимум информации за минимум времени.


1. Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил "кривую забывания", демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

2. Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

3. Эффект края

Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.

Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!

Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

4. Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком , облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем "пробелы" в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа "белые пятна", которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

5. Метод массированного запоминания

Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.

Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.

Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.

6. Интерференция

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

7. Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

  1. Выберите место "строительства" замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может "строить" в своем воображении настоящие дворцы.
  2. Прикрепите новые образы к предметам интерьера , которые принято называть "опорными пунктами". Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
  3. Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш "дворец памяти", вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.

8. Использование мнемотехник



Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
  2. Рифмуйте информацию , которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой "ABC song". И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.

Завтра экзамен, а вы не подготовились к нему, потому что у вас не было времени или вы откладывали учебу на потом? Вы можете подготовиться к экзамену за один день, если будете дисциплинированы и внимательны. Лучше готовиться заранее, например, за неделю до экзамена, но бывают ситуации, когда это невозможно сделать. В этой статье мы расскажем вам, как подготовиться к экзамену за один день.

Шаги

Окружающая обстановка

    Найдите подходящее место для занятий. Вас ничто и никто не должен отвлекать - ни друзья, ни какие-либо предметы в вашей спальне. Найдите такое место для занятий, где вы сможете сосредоточиться на изучаемом материале.

    • Занимайтесь там, где будет довольно тихо и спокойно, например, в уединенной комнате или в библиотеке.
  1. Приготовьте все необходимое. Перед тем, как приступить к изучению материала, приготовьте все, что вам может понадобиться, например, учебники, конспекты, маркеры, компьютер, легкий перекус и воду.

    • Уберите все то, что будет вас отвлекать.
  2. Выключите телефон. Если смартфон не нужен вам для учебы, выключите его, чтобы он не отвлекал вас от изучения предмета. Так вы сможете сосредоточиться исключительно на изучаемом материале.

    Подумайте, стоит ли вам заниматься самостоятельно или в группе. Так как время ограничено, то, скорее всего, лучше заниматься самостоятельно, но иногда полезно изучать материал в небольшой группе, чтобы лучше усвоить концепции и термины. Решив заниматься в группе, убедитесь, что она состоит из людей, которые подготовлены не хуже вас; в противном случае эффективность работы в группе будет не очень высокой.

    Научитесь эффективно работать с учебником. Вы не запомните материал, если будете просто читать учебник (тем более, если ваше время ограничено). Читая учебник, обращайте особое внимание на краткое изложение глав и основную информацию, набранную жирным шрифтом.

    • Найдите вопросы, которые приводятся после каждой главы (или в конце учебника). Попытайтесь ответить на эти вопросы, чтобы проверить себя и понять, что вам стоит подучить.
  3. Создайте учебное пособие. Оно позволит вам лучше усвоить материал и быстро просмотреть его в день экзамена. В учебное пособие внесите важнейшие концепции, термины, даты и формулы и попробуйте изложить основные понятия своими словами. Самостоятельная формулировка концепций и их запись на бумаге позволят вам лучше понять и запомнить материал.

    • Если у вас нет времени на создание учебного пособия, попросите его у друга или одноклассника. Но будет лучше, если вы создадите ваше собственное учебное пособие, так как формулировка и запись основных понятий позволит вам лучше запомнить информацию.
  4. Готовьтесь к соответствующему формату экзамена. Если время поджимает, при подготовке к экзамену обязательно учтите его формат. О формате экзамена поинтересуйтесь у учителя или посмотрите в учебном плане, либо спросите у ваших одноклассников.

План занятий

    Создайте план занятий. Включите в него материал, который обязательно будет на экзамене, например, важные даты, определенные научные концепции, математические формулы или уравнения. Если вы не знаете, о чем будут спрашивать на экзамене, поинтересуйтесь у ваших одноклассников. Чтобы успешно сдать экзамен, важно знать, какой материал нужно выучить (особенно когда время ограничено).

    Создайте расписание занятий. Распишите весь день, предшествующий экзамену, и определите часы, которые вы посвятите изучению материала. Не забудьте выделить время на сон.

    Создайте список тем, которые необходимо изучить. Просмотрите учебник, учебное пособие и конспект и выпишите темы, которые будут присутствовать на экзамене.

Вопрос в заголовке статьи звучит весьма провокационно хотя бы для того, чтобы лишний раз предупредить: если вас кто-то хочет научить тому, как запомнить информацию легко и быстро, то к таким советам нужно отнестись с осторожностью.

Задайте себе вопрос: почему мы забываем? При одинаково равных условиях (место, возраст, уровень развития и обучения и т.д.) одни люди запоминают информацию быстро, буквально схватывая ее на лету, а у других в одно ухо влетает, а в другое вылетает?

Наверное, вам знакома ситуация, когда вашему однокласснику достаточно просто поприсутствовать на уроке, чтобы на следующий день пересказать услышанное своими словами. Когда вам, прилежному ученику, приходится чуть ли не зубрить учебник, заучивать целые фразы и предложения, отдельные куски текста, чтобы выглядеть достойно, если вдруг вызовут отвечать. Среди моих одноклассников такие шустрые были, чего не скажешь обо мне и большинстве других учеников.

Рецепт на то время был прост: приходилось завидовать белой завистью и мириться с таким положением вещей. Мириться и учить, учить и учиться пересказывать. Не знали мы раньше о различных способах и методах, которые помогают запоминать любую информацию и тренировать свою память.

Казалось бы сегодня есть все возможные способы, методики и тренинги, но все так же огромное количество людей задаются вопросом, что делать с плохой памятью, и как ее тренировать?

Прежде всего нужно осознать, что память у нас у всех разная. Наша память очень избирательна: кто-то с легкостью запоминает номера сотовых телефонов, а имя человека из нескольких букв забывает сразу. Другие с удовольствием используют свою зрительную память, которая никогда их не подводит, а таблицу умножения запоминают со скрипом. Почему так происходит? В чем причина? Назову пять причин плохой памяти, чтобы лучше понимать, как запомнить все, что угодно:

1. Отсутствие интереса

Самая распространенная причина. С большим трудом запоминается все, что не интересно и не вызывает желания развивать себя в данной сфере. Чтобы запомнить хоть что-то, требуются большие затраты сил и времени. Если вы не любитель поэзии, то и учить стихи наизусть будет для вас сродни подвигу.

2. Неумение сконцентрироваться, невнимание и неумение управлять своим вниманием

В наше время чрезмерного обилия информации мы просматриваем огромные объемы информации, привыкая поверхностно впитывать информацию, не углубляясь в суть содержания. Привычка делать одновременно несколько дел, на самом деле только усугубляет положение вещей.

3. Неумение запоминать информацию и использовать свою память для этого

Знаете ли вы, что память работает по своим законам? Умение запоминать информацию не дар свыше, а навык, который можно тренировать. Есть интересные методики, которые способствуют запоминанию.

4. Недостаток кислорода, недостаток витаминов и неправильное питание

Уверена, что вы знаете об этом: если мозгу не хватает кислорода и питательных веществ, работать эффективно он не сможет. Выход есть: едим здоровую пищу, занимаемся спортом и гуляем на свежем воздухе.

5. Плохое самочувствие и депрессия

Запомнить в таком состоянии вряд ли удастся. Выздоравливаем и возвращаем себя к активной жизни. Такие периоды бывают у каждого, надо уметь их переживать.

Ну а теперь перейдем, собственно, к тому, что может помочь запомнить информацию. То есть рассмотрим несколько способов, которые являются наиболее эффективными для большинства людей. Хотя, повторю еще раз, что мы настолько индивидуальны, что придется постараться, чтобы подобрать для себя именно ту систему запоминания, которая будет будет эффективной для вас.

Важно понять, что процесс запоминания бывает произвольным и непроизвольным. Наверное, мы все хотим, чтобы большие объемы информации запоминались нами произвольно. Но так везет далеко не всем. Работа памяти — довольно сложный процесс, зависящий от физических данных конкретного человека и химических реакций. Так далеко мы заходить не будем, лучше начнем с тех приемов, которые смогут помочь большинству людей.

Осмысление и понимание материала

Возможно, что для кого-то это будет единственно необходимой вещью: прочитать и понять то, что прочитал. Если включить логику, и выстроить несколько ассоциативных цепочек, то будьте уверены, что такая информация намного дольше останется в памяти, нежели вызубренное запоминание. Важно: понять и осмыслить то, что надо запомнить.

Конспектируйте

Самый главный секрет многих людей. Для того, чтобы запомнить то, что слышишь или видишь, нужно приучить себя записывать. Пишите, пишите и еще раз пишите. Все то, что вы законспектируете на бумаге, запомнится в несколько раз быстрее. Да и записи можно в любое время быстро просмотреть и освежить в памяти.

Перескажите

Самый универсальный секрет. Помните, как в школе мы пересказывали заученный урок маме, сестре или подруге. А если начинало получаться, то желание пересказать кому-то было огромным. Результат был налицо — на уроке домашнее задание отскакивало от зубов. Хорошо бы сюда добавить немного логики и осмысленности — цены бы не было такому способу.

Спам

Научите разделять спам и полезную информацию. В наше время обилия информационного материала приводит к тому, что мы засоряем свой мозг совершенно ненужной информацией, забывая при этом чистить свою память и удалять лишнее. Все знать невозможно, но многое можно узнать, а важное нужно запомнить. Кстати, в статье прочтите несколько советов на эту тему.

Метод массированного запоминания

Работают одновременно четыре типа памяти: зрительная, речевая, слуховая и механическая. Нужную для запоминания информацию одновременно слушаем, проговариваем вслух, и систематизированно записываем, выделяя подчеркиванием перечни, нумеруя списки, разбиваем на абзацы. Очень интересный метод, попробуйте обязательно — вдруг вам понравится?

Визуализируйте

Этот способ отлично подойдет для тех людей, которые обладают богатым воображением. Если нужно выучить стихотворение, нужно всего лишь каждую строку, словосочетание мысленно представить тем, чем для вас они являются. Можно добавить жесты, подключить интонацию, вообщем, используйте все, что поможет визуализации.

Ходите

Ходьба во время заучивания текста способствует кровотоку и обогащению мозга кислородом. А также спасет от клевания носом в тетрадку или учебник. Лучше всего такой способ применять наедине с собой: уединитесь специально для того, чтобы выучить определенный объем информации, и в это время постарайтесь максимально использовать различные шумные приемы не сидя за рабочим столом или на диване, а в рабочей, так сказать, позиции. Фокусируйте свое внимание на том, что нужно выучить.

Выделяем структуру

Если не любите конспектировать, то этот способ для вас. Прочитайте, поймите о чем идет речь, и запишите то, что поняли несколькими тезисами. Составьте схему текста. Выделите главное, и эти тезисы станут для вас маячками в процессе пересказа.

Рисуйте

Понятно, что этот метод не для всех, но для кого-то он окажется идеальным. В некоторых видах информации, маячками могут служить ваши рисунки. Получается рисовать — рисуйте на здоровье! Создавайте свои пиктограммы, понятные только вам. Но в нужный момент такие шпаргалки восстановят общую картину, и справится с пересказом текста будет значительно легче.

Повторяйте

Правильное повторение позволит вам запомнить информацию намного дольше. Первый раз повторите сразу после изучения, второй раз через полчаса, третий раз через день, четвертый раз — через неделю.

Рифмуйте

Если вам нужно выучить цифры и числа, попробуйте их зарифмовать. Сделайте процесс запоминания интересным. Например, вам нужно запомнить 6 цифр: 358593, придумайте рифму, которая подходит к слову три.

Три пять восемь пять девять три

Никому и никогда, ничего не говори.

Можно вложить в такие рифмы более глубокий смысл))

Заучиваем предложениями

Возможно, что такой способ покажется кому-то древним, но он до сих пор является работающим. На сколько процентов, вы определите для себя сами. Итак, сначала нужно прочитать весь текст, разбить на небольшие куски, помните, что А затем начинаем учить каждое предложение: сначала учим наизусть первое, затем второе, и повторяем первое и второе предложение вместе, далее учим третье предложение, и проговариваем первое, второе и третье предложение, и так далее. То же самое проделываем и с абзацами, когда все предложения в них будут выучены. Собирая, таки образом блоки текста, мы выучиваем весь текст. Такой метод подойдет для заучивания тех текстов, которые не удается выучить никаким другим способом.

Создавайте интеллект-карты, слайд-шоу, презентации

Презентации сегодня являются работающим звеном в любом бизнесе. Чтобы грамотно и интересно рассказать и передать другим людям информацию, набросайте схему текста с помощью интеллект-карты или слайд-шоу — это несложно сделать в специальной программе или онлайн-сервисе. Ключевые слова, фразы и предложения не дадут вам забыть весь материал, будут служить ориентиром и подсказками, чтобы не сбиться и не уйти в сторону.

Замечу, что обо всех работающих способах в одной статье не расскажешь. Поэтому, в заключении приведу несколько общих правил, помогающих запомнить информацию.


Умение быстро запоминать информацию – это не только залог успешной учебы. Оно пригодится в жизни всегда: информации сейчас огромное количество, и справиться с ней без хорошей памяти довольно трудно. Но мы сможем.

Развиваем все виды памяти

Мозг – тоже орган и тоже нуждается в тренировке. Как научиться быстро запоминать информацию, если у вас плохо развита зрительная или слуховая память. Повторяйте вслух, делите информацию по пунктам и складывайте в памяти вместе. Можете записывать на диктофон и прослушивать во время сна. Тоже поможет.

Еще один хороший способ запомнить и выучить что-либо: переложить его на стихи. Стихи же можно запоминать, положив их на мотив песни и напевать вслух.

Как быстро запоминать информацию при помощи зрительной памяти? Визуализировать все, что вы слышите. Это первое. Второе – зарисовывайте всю информацию в виде картинок или схем. Так запомнить будет намного проще. Также можно использовать яркие образы. Например, при изучении законов можно представлять себя депутатом, который эти законы принимает.

Можете выделять различные темы разными цветами. При подготовке к экзамену по истории красным выделяем все, что касается Петра первого, синим - все, что касается Александра III и т.д. А теперь все по каждому цвету посмотрите отдельно и переписывайте эти пункты, пока они не отложатся в вашей памяти.

Связывайте информацию с предметами искусства. Если есть возможность, связывайте дату или факт с фильмом, книгой, музыкальным произведением или шедевром изобразительного искусства. Например, если вы хорошо знаете историю кино, можете исторические даты связывать с годами выхода того или иного фильма и т.д. Так подсознание само откроет шлюзы для эффективного запоминания.

Повторяйте нужную информацию перед сном. И после него тоже. Синтез информации очень активно происходит во время сна и этим нужно пользоваться. Утром останется только повторить. Главное – спать достаточно.

Используем мнемотехники. Это и поиск рифм к информации,и зацепки, например, замены цифр на предметы, похожие на эти цифры, и более сложные техники.

Вникайте во все прочитанное и услышанное. Постарайтесь понять и разобрать для себя все по косточкам. Можете составить свое мнение об информации. Задействуйте логику, а также ассоциации. Они обязательно останутся в вашей памяти.

Готовимся к экзамену

У большинства людей однажды возникает вопрос, как быстро запомнить информацию в большом количестве перед экзаменом. Вот несколько советов разной степени толковости:

  • Двигайтесь ! Во время изучения билетов, стихов или тем по английскому (истории) не зубрите их сидя, а активно передвигайтесь по комнатам, наворачивайте круги. Движение все-таки активизирует мозг и увеличивает вашу способность запоминать. Не менее эффективно будет и менять обстановку. Если вы готовитесь сразу к двум экзаменам, лучше учить билеты и темы в разных комнатах. Так они точно не перемешаются и отложатся на разных «полочках» в памяти. И еще один важнейший момент. Любые аэробные упражнения помогут запомнить все, что угодно быстрее, ведь они и память улучшают, и кровообращение в мозге. Так что, перед тем, как засесть за билеты, займитесь фитнесом или потанцуйте.
  • Спите и отвлекайтесь . Даже если информации предельно много, не нужно учить все поздно ночью. К тому же, нужно периодически давать разгрузку мозгу. Отвлекайтесь сознательно, например, минут на 30, чтобы позвонить подругам или поглазеть мультфильм. В противном случае, отвлекаться вы будете все время и ничего не выучите. Кстати, отвлекаться можно и на запись всех своих грустных мыслей и всего негатива, который свалился на вас за последнее время.

    Не самый радостный способ, но работает. Суть в том, что всю плохую информацию мы запоминаем куда качественнее и быстрее. Поэтому информацию, которая в наш мозг поступит после вот таких вот излияний души, мозг будет автоматически воспринимать, как негативную, соответственно, запоминать будет легко и «с удовольствием».

  • Побольше экспрессии. И артистизма тоже. Изучая языки и не только, вкладывайте во всю информацию эмоции. Изображайте все, что стараетесь запомнить, движениями или жестами. Разыгрывайте мини-спектакли и сценки, если выучить нужно слишком много. Кроме того, запоминать все будет гораздо проще, если вы будете кричать. Выкрикивайте иностранные слова, стихи, которые учите, ваш доклад. Кстати, орать на весь дом совсем не нужно. Просто произносите все внятно и громко. Так тоже улучшится запоминаемость.
  • Занимайтесь на природе. Тут все просто. Свежий воздух тоже гонит кровь к мозгу, а значит, все запоминается легче. Так что, готовимся к самому экстремальному экзамену на даче. Если дачи нет, можете просто рассматривать фото с природой по четверти часа перед стартом подготовки к экзамену.
  • Бросайтесь словами . Точнее, буквами. Делаем это так. Текст, который нужно выучить, переписываем, но только без первых букв в начале каждого слова. Учим, одновременно стараясь эти слова вспоминать. Сначала, правда, придется подсматривать в оригинал регулярно, но потом вам будет достаточно взглянуть разок на порезанный вариант текста, и вы все вспомните сразу же.
  • Структурируйте . Если печатать или писать вам лень, все, что нужно запомнить, можно зарисовать как схему. Самое важное – перед этим прочесть информацию и досконально в нее вникнуть. Когда у вас перед глазами будут своеобразные «флажки», запомнить все будет легче.
  • Чтобы запомнить внушительный текст, можете попробовать его поделить на части. Но не логические, а просто по десятку строф. Не нужно их учить наизусть без осмысливания. Вникните, а потом составьте план-схему этого текста. После можете прочесть текст через два часа снова.
Способов запоминать любую информацию много, но главное – верить в возможности своей памяти. Если вы этот инструмент мышления недооцениваете, он не будет работать на полную. И еще: вместо глупой зубрежки лучше потратить время на осмысливание всего объема информации, который вам предстоит выучить. Поверьте, это продуктивнее, да и эффективнее. Не позволяйте засохнуть своему интеллекту.