Цель: Формирование представлений о звуках. Конспекты логопедических занятий по лексическим темам

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель: Формирование представлений о звуках.

Коррекционно - образовательные: Формирование представлений о звуках. Знакомство с понятием «Звук», «Звуки речи». Расширение словарного запаса. Развитие понимания обращенной речи.

Коррекционно-развивающи е: Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, ориентировки в схеме собственного тела, ориентировки в схеме тела человека, сидящего напротив, слухового внимания, координации речи с движением, развитие быстроты реакции, длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Звучащие игрушки, ширма, индивидуальные зеркала, артикуляционный профиль, артикуляционная гимнастика в картинках, карточка подсказка «Звуки», аудиозапись песни Радионяня «Что такое звук», аудиозапись разных звуков: шуршание бумагой, ревущий мотор, плачущий ребенок, рычание льва, вой ветра и т.д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте дети!

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие (т.е. далеко от своего города). Длится оно будет целый год.

Ребята, мы на наших занятиях попадем в город Красивой речи. Наши встречи будут интересными, иногда трудными.

Как называют людей, которые путешествуют?

Путешественники - люди совершающие путешествия с научными целями, чтобы что-то узнать.

Значит, кем мы с вами станем?

Путешественниками.

2. Игра «Кто внимательнее» (ориентация в схеме собственного тела, ориентация в схеме тела человека, сидящего напротив).

Для того, чтобы не заблудиться, нам нужно хорошо ориентироваться в пространстве, в незнакомой местности..

Покажите свою главную руку, которой вы держите карандаш. Назовите её. Поднимите другую. Назовите.

Покажите своё левое плечо, правую бровь, ухо. Левой рукой покажите правый локоть. Правой рукой левый глаз. Левой рукой левое ухо.

Сядьте на свои места. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Левую руку соседа.

Вы готовы к путешествию.

3. Сообщение темы.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Вот сейчас и узнаем что такое звуки.

4. Игра «Молчанка».

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по- разному. Послушайте эти звуки. (аудиозапись разных звуков - шуршание бумагой, ревущий мотор, плачущий ребенок, рычание льва, вой ветра и т.д.).

5. Игра «Угадай, что звучало».

Ребята, посмотрите, что стоит на столе? - Мишка, кукла, лошадка, погремушка, свисток, юла (звучащие игрушки).

Как можно все эти предметы назвать одним словом? - Игрушки.

Посмотрите перед вами игрушки одинаковые или разные?

Разные.

А чем они отличаются, как вы думаете? Размером, цветом, а ещё они сделаны из разного материала.

Перечислите из какого материала они сделаны? - С помощью логопеда дети отвечают: плюшевый мишка, резиновая кукла, пластмассовый свисток, погремушка, железная юла.

А для чего нам нужны игрушки? - Чтобы играть.

Вот сейчас игрушки с вами и поиграют.

Вам нужно отгадать эти предметы по звучанию, но сначала, уточним их название игрушек. (Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало).

Как вы думаете, что вы слышали? Как это называется одним словом?

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши - это орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Ответы детей - помощь логопеда).

Ребята, послушайте: А, К, У, О, Т, Б, Д

Как вы думаете, звуки, которые произнесла я, и звуки которые издают игрушки одинаковые или разные?

Разные.

Чем отличаются? (Ответы детей). (Речевые - неречевые)

А звуки, которые мы будем изучать на наших встречах - это звуки речи. - Звуки - это то, что мы слышим и произносим. (Выставляется карточка - подсказка). Закрепляется понятие «Звук» и соотносится с карточкой-подсказкой.

Путешествие мы продолжаем

И слова все повторяем

Звуки все мы произносим.

Что не ясно сразу спросим.

Все живые существа тоже издают звуки.

6. Физкультминутка с мячом игра «Кто как разговаривает»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Логопед поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

Звуки издают животные, а мы с вами - говорим. (Звуки - это то, что мы слышим и произносим).

7. Игра «Домик звуков».

Что помогает нам произносить звуки? (Губы, язык). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот - домик звуков. Логопед знакомит детей с органами артикуляции.

И не сбиться с пути,

Не цепляться за сучок,

Разомните язычок.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Чтобы закрепить понятие звук прослушайте песню Радионяни «Что такое звук».

8. Итог.

Чем мы сегодня занимались? - путешествовали, играли.

Что мы слушали?

Чем мы слушали?

Чем произносили звуки?

Что нового узнали? О чем ещё хотелось бы узнать?

Путешествовали долго

Мы идём сейчас домой!

Но не бойтесь вместе скоро,

Мы придем сюда с тобой.

Список литературы:

  1. Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Мяч и речь.- СПб.: Дельта, 2001. — 96 с.
  2. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов. -М.: Изд. Владос, 1999.

Развитие красивой, грамотной речи у дошкольников - не только способ избавиться от речевых дефектов, но и возможность дать ребёнку почувствовать себя увереннее в общении со сверстниками и взрослыми. Умея правильно изложить и донести свои чувства, сформировать навыки устного разговора, дошкольник будет понимать, о чём он сам говорит, что хочет рассказать. Воспитатель и логопед, проводящий групповые и индивидуальные речевые занятия с детьми, помогают дошкольникам преодолеть сложности в изучении родного языка и изложении своих мыслей в устной форме.

Теоретические аспекты логопедических занятий в детском саду

Цели для логопедических занятий, как правило, общие:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование навыков произношения звуков (зависит от этапа работы над определённым звуком).
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие навыков звукового анализа.
  • Совершенствование лексико-грамматических конструкций.
  • Развитие мелкой моторики рук для подготовки к письму.

Овладение родным языком - важнейшее приобретение ребёнка в дошкольном детстве

Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя её, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления.

К. И. Чуковский

Методической целью открытого логопедического занятия является демонстрация того, какие методы и приёмы обучения использует педагог, как доступно подаётся материал. Если занятие проводится в конце полугодия, можно увидеть, каких успехов достигли дети за время обучения.

Задачи для разных возрастных групп

Для каждого занятия ставится одна конкретная цель и несколько основных задач, которые будут решаться в процессе образовательной деятельности.

Задачи для воспитанников младших групп ДОУ:

  • Расширение словаря.
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Обучение правильному звукопроизношению.
  • Развитие умения различать предметы и описывать их внешние признаки для умения составлять связные описания.

В средней группе логопедические занятия решают ряд задач:

  • Активизация речевой деятельности.
  • Формирование правильного дыхания при разговоре.
  • Развитие артикуляции и речевого слуха.
  • Развитие ассоциативного мышления (помогает устанавливать связи между различными понятиями, способствуя становлению грамотной речи, логичному построению предложений).

В общении со взрослыми и сверстниками ребёнок осваивает правила человеческой речи, узнаёт новые слова

Для дошкольников старшей группы будут актуальны задачи:

  • Развитие умений давать характеристики звукам (длинные, короткие, как произносятся, в каких словах встречаются).
  • Формирование представлений о глухих и звонких звуках.
  • Развитие диалогической речи.

Примеры задач для воспитанников подготовительной группы:

  • Совершенствование точности мимики и жестов при разговоре.
  • Совершенствование умения точно и чётко отвечать на вопросы.
  • Развитие внятной грамотной речи.
  • Формирование навыка правильного речевого дыхания.

Занимаясь с воспитанниками ДОУ, логопед ведёт карты речевого развития каждого ребёнка

Родное слово - сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

К. Д. Ушинский

Таблица: логопедические приёмы в работе с дошкольниками

Название приёма Описание Чем полезно Актуальность использования на открытом занятии Примеры игр
«Песочные игры» Выбор игр зависит от возраста дошкольников. Для реализации таких приёмов педагогу необходимо иметь несколько ящиков, заполненных песком на одну треть, наборы мелких игрушек (человечки, транспорт, растения, животные), можно обзавестись и набором букв из дерева или пластмассы для игр на составление слов.
Игры с песком хорошо использовать при знакомстве со звуками и обучении детей правильному написанию слов.
В процессе игры дети лучше запоминают учебный материал, учатся самостоятельно описывать предметы по памяти и развивают мелкую моторику для подготовки рук к письму. Кроме того, работа с песком снимает лишнее напряжение и повышает эмоциональный фон детей. Задания в форме игры помогают детям отвлечься и расслабиться, поскольку некоторые из них могут некомфортно чувствовать себя в присутствии посторонних людей на занятии. С другой стороны, это хороший способ дать детям проявить себя, показать свою самостоятельность и фантазию. Педагог тоже может проявить творческий потенциал, показав коллегам различные варианты обучающих игр, интересных для дошкольников.
  • «Город с одним звуком».
    Логопед предлагает детям выбрать фигуры, в названии которых есть определённый звук и построить в песке город только с этими фигурами. За одну игру дети могут создать несколько городков, лучше запомнив звуки и слова, в которых они произносятся.
  • «Клад» (лучше проводить с детьми старшего возраста).
    Ребёнок прячет в песке фигурку. Затем объясняет остальным, сколько слогов в названии предмета и называет несколько звуков из этого слова. После того как дети отгадают, что это, они должны будут найти фигурку по инструкциям от спрятавшего («левее», «правее», «копать глубже» и т. д.).
  • Аналог игры «Волшебный мешочек».
    Педагог прячет в песке несколько разных букв. Дети должны на ощупь найти буквы и назвать их, затем можно перечислить слова, которые начинаются или заканчиваются на найденную букву.
Мимические упражнения Приём подходит для воспитанников всех возрастных групп. Данные упражнения помогают развить подвижность лицевых мышц, позволяют в дальнейшем вырабатывать чёткие артикуляционные движения. Упражнения влияют на дальнейшее развитие артикуляции, помогают ребёнку контролировать мимику во время разговора, чтобы ему проще было объяснить то, что он чувствует. С этого приёма можно начинать занятие, подключив гостей. Например, попросить детей с определёнными эмоциями рассказать гостям историю, что поможет воспитанникам не чувствовать себя неуютно в присутствии посторонних и поднимет настроение. Чем больше эмоций сможет задействовать педагог в работе - тем лучше. Есть возможность продемонстрировать коллегам собранный материал, который в дальнейшем они тоже могут использовать (картинки с эмоциями, изображениями разных зверей, «облака настроения», карточки с заданиями и т. д.). На первых занятиях всё начинается с простых упражнений - хмурить брови, поочерёдно открывать и закрывать глаза, постепенно движения будут усложняться (поднимать брови вместе и по очереди, широко улыбаться, делать губы «бантиком», пошевелить носом и пр.).
Нужно развивать у детей произвольность движений и контроль мимики. Лучше всего просить дошкольников изобразить определённые эмоции - радость, грусть, удивление, испуг, злость, счастье, бодрость, ликование, усталость и т. д. Чтобы дети, особенно младшие дошкольники, не теряли интереса к занятию, используется наглядный материал с изображениями эмоций («повтори, что на картинке») или эмоциональные состояния животных, которым можно дать названия (хитрая лиса, сердитый волк, добрый мишка).
Дыхательная гимнастика Применяется на всех возрастных группах на каждом занятии.
Ритмичное шумное дыхание помогает насытить организм кислородом, выйти из стрессового состояния.
Помогает развивать правильное дыхание при разговоре, успокаивает детей и настраивает их на обучение. С такой гимнастики стоит начинать занятие, чтобы детям было проще поддерживать внимание и позитивный настрой в дальнейшем. Привычная деятельность успокаивает воспитанников, несмотря на присутствие посторонних людей.
  • «Паровоз».
    Шумно набрать воздух через нос, задержать дыхание на 1 или 2 секунды, громко выдохнуть через рот, сложив губы трубочкой и издавая звук «у». Вдох должен быть резким и коротким, а выдох - плавным и долгим.
  • «Полёт самолёта».
    Ребёнок, изображая самолёт, «летает» по комнате и издаёт звук «у». Когда воспитанник «летит», звук должен быть выше, направляться в голову, при «посадке» звук становится ниже, идёт от туловища. Упражнение помогает регулировать кровяное давление, обучает дыханию в заданном темпе.
Массажный мяч Подходит для дошкольников любого возраста. Такие мячи применяются для массажа ладоней и пальцев, способствуя развитию мелкой моторики и подготовки детских рук к письму, повышая работоспособность каждой руки. Развивает мелкую моторику, подготавливая руку к письму. Если дети уже занимаются с прописями, то массажный мяч можно использовать в начале занятия для разминки или в середине для снятия усталости. Демонстрация педагогом различных упражнений для детей, показ правильных методических указаний в процессе занятий. Можно использовать мячи разного размера для массажа не только всей кисти, но и отдельных пальцев, которыми ребёнок в дальнейшем будет держать письменные принадлежности.
«Создание ситуации успеха» Приём подходит для детей, выполняющих задания в прописях. Ребёнок пишет в рабочей тетради только карандашом, а педагог не исправляет ошибки, только делает пометки на полях. Это позволит ребёнку стереть то, что он сделал неправильно, исправить работу самому. Такой приём способствует поднятию самооценки воспитанника, что даст ему дополнительное желание заниматься. Помогает ребёнку поверить в собственные силы, вызывая у него желание лучше работать, пробовать выполнять задания без ошибок и самому находить недочёты в работе. Этот приём является относительно новым, что даёт возможность педагогу наглядно показать, почему не стоит самостоятельно исправлять ошибки за ребёнка и ругать его в случае неудачи.
«Найди картинку» Изображения для карточек нужно подбирать в соответствии с возрастом детей и их словарным запасом.
Каждому ребёнку выдаётся карточка с различными изображениями (предметы, животные, растения). Нужно найти картинки по обозначенному педагогом принципу.
Развивает внимание, память, помогает лучше усваивать материал. Здесь может быть много вариантов заданий для детей, чтобы продемонстрировать уже имеющиеся у них знания, раскрыть тему занятия. Педагог демонстрирует собранный им материал (картинки могут быть тематическими, разделёнными по количеству слогов, букв и т. д.) и разработанные для разных возрастных групп задания с карточками. Дошкольники могут выполнять ряд различных заданий с карточками. Например, выделить картинки, в названиях которых есть буква «р», выделить картинки, названия которых начинаются с определённого слога, выделить картинки, заканчивающиеся на определённую букву.
Нетрадиционные упражнения с использованием здоровьесберегающих технологий Подходят для воспитанников любого возраста. Ряд упражнений, которые приведут в порядок физическое и психическое состояние учащихся, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Упражнения позволяют обучить детей приёмам сохранения здоровья, восстановления сил, развития переключаемости внимания, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления. Упражнения позволяют быстро восстановить работоспособность дошкольников, предупреждают утомление, значит, дети будут активно работать в течение всего занятия.
  • «Путешествие по телу» направлено на снятие мышечного напряжения.
  • Зрительная гимнастика.
  • Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».
Игровые приёмы Подходят для дошкольников любого возраста. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра. В игровой форме сложные и утомительные задания воспринимаются ребятами с интересом и выполняются с удовольствием. Способствуют поддержанию интереса детей к занятию, формированию положительной мотивации и познавательного интереса. За счёт игровой формы поддерживается мотивация воспитанников к выполнению заданий.
  • «Волшебный сундучок».
    Описательные рассказы даются детям трудно. И они их очень не любят. Здесь можно использовать «Волшебный сундучок» - коробку, в которой лежат маски. Один ребёнок садится на стульчик напротив других детей, логопед надевает на него маску, которую достаёт из волшебного сундучка (маски по лексическим темам: животные, птицы и т. п.). Дети начинают описывать то, кем или чем является ребёнок в маске по вопросам или по плану, ребёнок в маске угадывает.
  • Игра «Бусы». Используется при обучении звуковому анализу. Картинки наклеены на кружочки-бусинки. Дети собирают бусы, прикрепляя бусинки в соответствии с последним звуком предыдущего слова. Например: кот-торт-тыква-акула.

Мотивирующее начало занятия

Организационный вводный этап необходимо хорошо продумать, поскольку от него может зависеть весь дальнейший успех занятия. Логопеду нужно ввести детей в тему, с первых минут заинтересовать и сохранить положительную мотивацию на работу до конца занятия. Для этого существуют различные методы мотивации и поощрения.

Ещё в начале года логопед может завести для каждого воспитанника дневник его достижений, куда за каждое успешно выполненное задание будет добавляться красивая наклейка, обозначающая успехи дошкольника. Такой метод больше подойдёт для детей старших и подготовительных групп с целью поддержания интереса к занятиям на протяжении всего учебного года.

От того, какой будет мотивация воспитанников в начале занятия, во многом зависит результат самого мероприятия

Для детей младшего возраста в начале занятия хорошо использовать наручных кукол, которые «пришли проверить», готовы ли ребята к занятию, какое у них настроение. Например, педагог надевает на руки кукол мишки и зайчика, которые задают детям вопросы («Вы готовы начать урок?», «Взяли с собой хорошее настроение?», «Красиво ли вы сидите?» и т. д.).

В любой возрастной группе занятие можно начать с загадок на основные темы, чтобы дети сами смогли догадаться, что они сегодня будут изучать. Это поможет им сразу включиться в происходящее, начать размышлять и мотивирует дать правильный ответ.

Со средней группы используется вводное упражнение «составь целое из частей». Детям показывают картинку с сюжетом из знакомой сказки, а потом предлагают рассказать, что это за сказка, какие здесь герои, чем они заняты, где находятся, слов с какими буквами больше всего на этой картинке. Чем ярче и полнее иллюстрации, тем больший интерес возникнет у детей.

Воспитанников старшей и подготовительной групп можно сразу вызвать на диалог, например, начать беседу о том, что они видели на прогулке или по дороге в детский сад, какая была погода, время года, видели ли они животных и растения, что им больше всего запомнилось. Это побуждает детей сразу включаться в обсуждение, учиться грамотно пересказывать увиденное, чётко выстраивать предложения.

Новая интересная игра надолго привлечёт внимание дошкольников

В начале открытого занятия для детей разного возраста можно использовать организационный момент с участием присутствующих взрослых. Педагог предлагает дошкольникам поздороваться с гостями, но сделать это необычно. Каждый ребёнок получает вырезанное из картона лицо с изображением определённой эмоции. Дети здороваются с той интонацией, которая больше всего подходит к их картинкам. Воспитанников старшего и среднего дошкольного возраста можно попросить составить короткие рассказы о себе или друг друге, чтобы представиться гостям. Детям младшего возраста должен помогать педагог. Он может попросить малышей рассказать гостям, где в группе находятся предметы, начинающиеся на определённую букву или с заданным количеством слогов.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в разных возрастных группах

Возрастная группа Тема занятия Цель занятия Пример мотивирующего начала занятия Актуальность приёма
Младшая «В деревне у бабушки» Расширить знания детей о домашних животных. Сюрпризный момент на вводном этапе. Логопед показывает детям большую украшенную коробку, предлагает угадать, что в ней. Затем достаёт из коробки игрушку паровоз и рассказывает, что он отвезёт ребят к бабушке в деревню, где они познакомятся с домашними животными. Пока дети «едут» на паровозе, они выполняют речевые упражнения, имитируя звуки езды (чух-чух, ту-ту). Такое начало занятия позволяет сразу подключить дыхательную гимнастику и имитирующее упражнение, что поможет детям лучше работать в процессе всего урока.
Средняя «В поисках сказок» Закреплять у детей представления о числах, времени суток, пространстве. Сюрпризный момент. Педагог показывает детям книгу сказок, в которой совершенно пустые страницы. Обнаружив пропажу, нужно предложить детям отправиться на поиски сказок на поезде в библиотеку. Педагог говорит, что дети поедут по билетам, а потому нужно быстро найти подходящие по цвету к вагонам поезда билеты (дидактическая игра, материалы к которой нужно подготовить заранее: билеты из цветной бумаги и поезд из картонных вагончиков). Игра развивает внимание, логику, позволяет закрепить названия цветов в игровой форме, повысив интерес детей к занятию и дальнейшим заданиям.
Старшая «Зимушка-зима» Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Организационный момент. Дети встают каждый около своего стульчика. Логопед предлагает детям сыграть в игру. Он будет загадывать загадки о зиме, на которые дошкольники по очереди отвечают. Тот, кто дал правильный ответ, садится на стул. Игра помогает детям с интересом включиться в занятие, необходимо заранее подготовить большое количество загадок. Задание на внимательность, развитие слухового внимания. С первых минут дети вовлечены в процесс, начинают размышлять над темой занятия, стараются давать правильные ответы, закрепляют правильное произношение знакомых слов.
Подготовительная «Составление рассказа о любимом герое сказки» Развивать логическое мышление и грамотную речь. Организационный момент. На доске размещены картины с изображениями сказочных персонажей. Педагог говорит, что герои не помнят, как они выглядят, поэтому он будет называть имена персонажей, а дети, не показывая пальцем на картинку, должны своими словами описать внешний вид персонажа. Дети учатся составлять описательные рассказы, воспроизводить в устной речи то, что видят, грамотно строить предложения. Задание развивает внимание, наблюдательность.

Как подготовить и провести открытое логопедическое занятие в ДОУ

Открытое занятие отличается от обычного тем, что разрабатывается и проводится по специально заготовленной форме организации, где педагог может продемонстрировать коллегам свои методы и приёмы работы, которыми он успешно пользуется для достижения качественных результатов. Для воспитанников же это обычное занятие, не отличающееся от ряда других, за исключением присутствия посторонних людей.

Для проведения логопедических занятий потребуется набор зеркал, чтобы дети могли самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений

Дошкольный возраст - период интенсивного овладения ребёнком родным языком, стремительного расширения словарного запаса, а также понимания разнообразных речевых оттенков и интонаций.

При подготовке открытого занятия логопед опирается на технологическую карту, включающую описание цели, задач, каждого этапа занятия. По результатам проведённого мероприятия в документ заносятся сведения о полученных результатах и оценка работы детей на занятии.

Технологическая карта поможет при подготовке открытого занятия, а в дальнейшем и при анализе результатов

Картотека тем

Каждая тема включает в себя новые слова, которые должны расширить словарный запас ребёнка. На занятиях изучаются существительные, глаголы, признаки предметов (времён года, погоды, животных, людей и т. д.), наречия, предлоги. Список тем, которые логопед может реализовывать в течение года:

  • Осень. Деревья.
  • Лес. Грибы и ягоды.
  • Огород. Овощи.
  • Фрукты. Сад.
  • Осень (обобщённые знания об осени, её погоде, месяцах, поведении животных и птиц в это время года).
  • Тело человека.
  • Дикие животные.
  • Животные холодных и жарких стран.
  • Домашние животные.
  • Птицы перелётные и зимующие.
  • Одежда, обувь, головные уборы.
  • Новогодний праздник.
  • Зима.
  • Дом. Строительство.
  • Квартира. Мебель.
  • Посуда. Продукты.
  • Весна.
  • Семья.
  • Домашние растения.
  • Профессии.
  • Рыбы. Мир океана.
  • Транспорт.
  • Космос.
  • Наш город.
  • Наша страна.
  • Цветы.
  • Насекомые.

Для проведения индивидуальных открытых логопедических занятий с воспитанниками, можно воспользоваться соответствующей картотекой .

Фотогалерея: дидактические игры и схемы для занятий

Весёлые картинки помогут дошкольникам запомнить правильное употребление предлогов Игра «Продолжи ряд» развивает логическое мышление дошкольников Дидактическая игра «Посмотри и назови» развивает навыки классификации, умение обобщать Опорная схема поможет ребёнку составить рассказ о себе Старшие дошкольники учатся составлять описательные и сравнительные рассказы по картинкам С помощью данной игры ребёнок закрепляет знания о способах передвижения животных Игра «Составь слово» тренирует знания букв и звуков Данная схема поможет закрепить знания дошкольников о профессиях

Временной план занятия

Как и любое другое, логопедическое занятие в детском саду состоит из нескольких этапов:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение темы занятия.
  3. Описание и характеристика звука, который будет изучаться.
  4. Произношение нужных звуков в слогах, словах, предложениях.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа над произношением.
  7. Использование звука в связной речи, диалоге, рассказе.
  8. Итог занятия.

В разных возрастных группах продолжительность занятий различная (от 10 до 30 минут), чтобы дети не уставали, не теряли интереса к образовательной деятельности. Так, младшие группы дошкольников должны заниматься не более 10 (первая младшая) или 15 (вторая младшая) минут, средние - не больше 20 минут, старшие группы - 25, в подготовительной группе занятия длятся до получаса. Эти же требования относятся и к проведению открытых занятий.

Таблица: примеры временного плана занятий в разных возрастных группах

Возрастная группа Вводный этап, мотивирующее начало Дидактические игры Физкультминутка или подвижная игра Речевые упражнения Подведение итогов
Младшая 2 минуты. 3 минуты. 2 минуты. 7 минут (в игровой форме). 1 минута.
Средняя 3 минуты. 3 минуты. 3 минуты. 10 минут. 2 минуты.
Старшая 3 минуты. 4 минуты. 3–5 минут.
  • Упражнения на постановку звуков и произношения - 5 минут.
  • Задания на письмо, работа с прописями - 5 минут.
2 минуты.
Подготовительная
  • Вводный этап - 3 минуты.
  • Беседа - 5 минут.
5 минут. 5 минут.
  • Устная речевая работа - 5 минут.
  • Работа с прописями - 7 минут.
2–3 минуты.

Воспитанники подготовительной группы уже многое знают и умеют концентрировать внимание, поэтому на занятиях активно используется метод беседы.

Примеры конспектов открытых логопедических занятий

Ниже приведены варианты логопедических занятий для разных возрастных групп. Каждый этап подробно расписан, указаны цели и задачи занятия. Есть примеры игр, литературных произведений, необходимого оборудования и материалов. Показано, как подводить итоги занятия, какие методы и приёмы может использовать педагог.

(Богателия И. Н.) практически полностью создан в стихотворной форме, что может повысить интерес детей к выполнению заданий и оказать влияние на эстетическое развитие (вызвать желание самим сочинять стихи, изучать художественную литературу вместе с родителями и воспитателем).

Видео: занятие логопеда в старшей группе

Видео: открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе

Важно помнить, что любые знания будут полезны только при постоянном использовании на практике. Поэтому нужно развивать речь дошкольников не только на специальных занятиях, но и в обычной жизни, побуждая их как можно больше запоминать и рассказывать, изучая художественную литературу, предлагая интересные темы для игр, экскурсий, праздничных сценариев. В этом случае у каждого ребёнка будет возможность рассказать о своих впечатлениях и пообщаться с другими.

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Детский сад»

для старшей логогруппы

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

    обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя.

Коррекционно-развивающие:

    отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа;

    закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме;

    расширять и активизировать словарь глаголов.

Коррекционно-воспитательная:

    воспитывать интерес детей к слову и умение работать индивидуально.

Оборудование: игрушка - Ёжик, фотографии помещений детского сада, предметные картинки с изображением торта, кекса, чая, сока, книги, мячика, пирамидки.

Ход занятия

    Организационный момент.

Логопед (держит в руках игрушку - ёжика - и от его имени здоровается с детьми): Здравствуйте, ребята! Я веселый ёжик. В лесном царстве я решил открыть детский сад, но не знаю, как это сделать. Вы расскажете мне о своем детском саде? (Да!)

    Объявление темы.

Логопед: Ну что же, ребята, сегодня мы постараемся рассказать Ёжику о том, что такое детски сад и чем мы здесь занимаемся. А теперь слушайте внимательно!

    Вводная беседа.

Детский сад

Первый детский сад был открыт в Шотландии. А в России детские сады появились больше ста лет назад. С детьми здесь работают педагоги со специальным образованием. Занятия в детских садах чередуются с играми, труд с отдыхом.

На занятиях дети знакомятся с окружающим миром, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению, началам грамоты и математики. У малышей развивают речь и мышление, их учат слушать и понимать объяснения воспитателя, доводить работу до конца. Ребят приучают наблюдать за явлениями природы, воспитывают любовь к ней и уважение к труду людей. Детский сад готовит детей к школе.

    Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: А теперь с вашей помощью я проведу для Ёжика экскурсию по детскому саду.

Игра «Где это происходит?». Можно провести игру, используя фотографии помещений детского сада.

    Раздеваются (где?) - ... (В раздевалке.)

    Моют руки, умываются - ... (В умывальной комнате.)

    Учатся правильно говорить - ... (В логопедическом кабинете.)

    Играют, занимаются, рисуют - ... (В групповой комнате.)

    Танцуют, поют - ... (В музыкальном зале.)

    Спят - ... (В спальне.)

    Бегают, прыгают - ... (В спортивном зале.)

    Режут, варят - ... (В кухне.)

    Осматривают, слушают, лечат - ... (В медицинском кабинете.)

Образование существительных единственного и множественного числа Комната - комнаты - много комнат, спальня - спальни - много спален, коридор - коридоры - много коридоров, раздевалка - раздевалки - много раздевалок, кабинет - кабинеты - много кабинетов, зал - залы - много залов, площадка - площадки - много площадок, веранда - веранды - много веранд, бассейн - бассейны - много бассейнов, игра - игры - много игр, кухня - кухни - много кухонь, игрушка - игрушки - много игрушек.

Логопед: Ребята! Ёж наш гость. Давайте угостим его и подарим подарки.

Игра «Подарки и угощение для Ежа». У каждого ребенка на столе лежат предметные картинки с изображением куклы, пирожного, яблок, чая, сока, книги, мячика, грибов и т.д. Дети берут их и поочередно составляют предложения со словами угощу и подарю (в зависимости от картинки).

Это мой сок. Я угощу Ёжика соком.

Это моя книга. Я подарю Ёжику книгу и т.д.

Логопед: А теперь я приглашаю вас и Ёжика на веселую физкульминутку.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики.

(пальцы вперед)

Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы.

(кулачок на кулачок)

Запрыгали, запрыгали: зайчики, зайчики.

(прыжки на месте)

Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажем: «Здравствуйте!»

Логопед: Ребята! Ёжик хочет мне что-то сказать. (Логопед наклоняется к игрушке и прислушивается.) Ему очень стыдно, но он забыл, чем вы занимаетесь в детском саду. Давайте поможем Ежику вспомнить: я буду показывать вам картины, а вы расскажете, чем и где вы занимаетесь.

Игра «Подбери действие». Логопед называет

помещение, а дети говорят, для чего оно нужно в детском саду.

    В медицинском кабинете (что делают?) - ... (Осматривают, слушают, делают прививки, перевязывают.)

    В музыкальном зале (что делают?) - ... (Танцуют, поют, проводят праздники.)

    В физкультурном зале (что делают?) - ... (Прыгают, бегают, тренируются, занимаются спортом, соревнуются.)

    В логопедическом кабинете (что делают?) - ... (Рассказывают, играют, отгадывают, учатся правильно говорить.)

    В кухне (что делают?) - ... (Готовят, варят, жарят, режут, пекут, наливают, раздают.)

    В раздевалке - ...

    В групповой комнате - ...

    В умывальной комнате - ...

    В спальне - ...

    Итог занятия.

Логопед: О чем мы рассказывали на занятии веселому Гному? А зачем он к нам приходил?

Чем занимаются дети в детском саду?

Логопедические занятия - раздел с конспектами групповых, фронтальных, индивидуальных логопедических и логоритмических занятий, а также интегрированных занятий, мастер – классов по нетрадиционным методикам обучения. Уверены, что размещенные здесь материалы будут интересны и познавательны не только специалистам детских образовательных учреждений, но и родителям, проявляющим искреннюю заинтересованность в развитии своего ребенка.

Опытные специалисты делятся здесь своими знаниями, а начинающим логопедам представленные конспекты помогут правильно и увлекательно спланировать свои занятия.

Занятия с логопедом. Материалы и конспекты.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Звуки. Дифференциация и автоматизация звуков. Коррекция звукопроизношения
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 7309 .
Все разделы | Логопедические занятия

Цель : Развитие связной речи. Коррекционно – образовательные задачи : Расширение и уточнение представлений о библиотеке, о профессии библиотекарь. Расширение и активизация словаря по теме (библиотека, библиотекарь, читальный зал, абонемент, стеллажи, формуляр, книгохранилище....

Конспект логопедического занятия «Кладовая природы. Труд людей осенью» Конспект логопедического занятия на тему «Кладовая природы. Труд людей осенью» Цель : ознакомление детей с понятием овощи, грибы, ягоды, трудом людей осенью. Задачи : коррекционно – образовательные : - учить детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным...

Логопедические занятия - Конспект логопедического занятия по теме «Поздняя осень»

Конспект логопедического занятия Тема: «Поздняя осень» (фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка) Образовательные цели: - закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе; - расширять и активизировать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект логопедического занятия «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект логопедического занятия по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы». Цель: «Формировать лексико-грамматический строй речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»». 1. Коррекционно-образовательные: - упражнять в согласовании существительных с прилагательными; - упражнять в...

Конспект занятия «Одежда» в старшей логопедической группе Тема: «Одежда» старшая группа (логопедическая) Коррекционно-образовательные цели: Расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе,...

Конспект НОД по логоритмике «Продукты питания» «Продукты питания». Конспект НОД по логоритмике Ход НОД: Логопед: Здравствуйте, дети. Сегодня поговорим мы с вами о продуктах питания. А вот что вы любите кушать, вы сейчас и назовете. Дидактическую игру «Поймай и назови» Логопед: А как одним словом назвать? Дети: Продукты...

Логопедические занятия - Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ-технологий «Фрукты, овощи, ягоды»

«Фрукты, овощи, ягоды» План-конспект. Цель: закрепить знания детей о фруктах, овощах, ягодах. Задачи: - расширять, обогащать и активизировать словарь по теме; - закреплять умение образовывать множественное число существительных; - отрабатывать образование относительных...


Цель: Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его; - Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; - Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; - Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; Обратить...

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи «Осень в парке» Тема: Осень в парке. Цели: Коррекционно-образовательные: Расширять представления ребенка об осенних изменениях в природе. Уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление сложносочиненных предложений; понимание...

Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика,...

Логопед – очень творческая профессия. У каждого профессионала есть свои наработки, интересные находки, особый подход к занятиям. Логопеды используют различные методики для коррекции произношения и формирования речи ребенка.

Многие дети дошкольного возраста нуждается в помощи логопеда. Несложные дефекты произношения успешно исправляются на логопедических пунктах при детских садах и в процессе частных занятий с логопедом. Но существуют сложные речевые нарушения - алалия, заикание, дизартрия, общее недоразвитие речи, коррекция которых требует очень длительной и кропотливой работы логопеда, воспитателей и родителей ребенка. Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, существуют специализированные дошкольные учреждения или логопедические группы при обычных детских садах. Для таких детей важно не только исправить произношение, но и сформировать лексико-грамматическую структуру языка, развить речь, подготовить их к обучению грамоте. От этого зависит успешность дальнейшего обучения в школе, социализация в обществе. Родителям следует тщательно выполнять все рекомендации логопеда, делать вместе с ребенком домашние задания и упражнения, ежедневно закреплять полученные на занятиях умения и знания. Только совместные усилия родителей и всех специалистов, работающих с ребенком, помогут преодолеть трудности, научат его говорить правильно и красиво, успешно учиться в школе.

  • Чтобы Ваш материал попал в этот раздел, опубликуйте запись в своем личном блоге на сайте сайт и добавьте в нижнее поле "Рубрики" слова "Логопедические занятия" (без кавычек).

Вызвать у детей потребность в общение с людьми. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме: «Домашние животные». Умение узнавать и называть животных по картинкам.
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие мышления. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Задачи реализуются через игровые ситуации.

Конспект урока по теме "Дифференциация Т-Д" представлен в рамках современного логопедического занятия. В ходе работы используются элементы проектной деятельности: умение следовать инструкции, сравнивать результат с тем, что требовалось выполнить; включение индивидуальных заданий в зависимости от зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Разработка будет полезна учителям- логопедам, работающим в школе.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Письмо Деду Морозу" представлен с элементами гимнастики мозга. В ходе рабочего часа вводится атмосфера интереса- тайны. Происходит знакомство с правилами написания письма, а так же уделяется внимание словарю Ожегова. Дети являются активными партнёрами учителя на протяжении всей коррекции. Такой подход соответствует современным требованиям.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Дифференциация звуков С-Ш" представлен с использованием приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Обеспечение взаимодействия правого и левого полушарий является основой интеллектуального развития. На занятии дети формируют тему занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск необходимой информации. Формируют самооценку на основе успешной деятельности.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков ж-ш. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.

Целевая аудитория: для логопеда

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции нарушений звукопроизношения
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
- тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
- развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
- актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
- развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.

Целевая аудитория: для 4 класса

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в середине слова. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Желание помочь и угостить Степшку морковкой поддерживает интерес и внимание ребёнка на протяжении всего занятия.Специальные задания для школьников тренируют навыки чтения и письма.