Психологические тренинги для спортсменов упражнения. Психотренинг:игры и упражнения

Упражнение «Превращаем проблему в цели»

Цель: выявить проблемы, существующие у студентов при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.

Количество участников: 15-20 человек.

Время проведения: 30-45 минут.

Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.

В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:

1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?

2.Что еще может доставить мне удовольствие?

3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?

5.На что я чаще всего жалуюсь?

6.Что создаст мне больше всего забот?

7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно?Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?

8.Что меня больше всего расстраивает?

9.Что стало в последнее время меня раздражать?

10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?

11.Что мне надо изменить в себе?

12.На что у меня уходит слишком много времени?

13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?

14.Как я мог бы лучше распределять свое время?

15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?

Затем студенты выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.

После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».

Упражнение «Заверши фразу»

Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.

Время проведения: 20 минут.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

Педагог может предложить студентам завершить следующие фразы:

- «Думаю, что настоящий друг…»;

- «Студенты, с которыми я учусь…»;

- «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;

- «В процессе взаимодействия с людьми…»;

- «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.

Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.

Упражнение «Контакты»

Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Время проведения: 30-60 минут.

Количество участников: до 15 человек.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.

Примерные ситуации:

«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».

Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.

Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.

«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».

«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».

Примечание:

Педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;

После очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;

Задача педагога в этом упражнении – подобрать такие ситуации, чтобы было интересно решать поставленную проблему.

Ролевая игра «Ребятушки-козлятушки»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии.

Ход занятия:

Педагог напоминает студентам старую сказку про волка и семерых козлят, а затем распределяет роли среди участников.

Группа разделяется на две части: одни играют роль «козлят-экспертов», другие – «претендентов», пытающихся убедить «козлят» в своей благонадежности.

Задача «козлят» - в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк». Из нескольких претендентов «козлята» должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль «мамы-козы», «брата», «дяди-козла» и прочих некровожадных родственников.

«Претенденты» имеют скрытые задания не забывать о том, что они «волки», «лисы», «тигры» и т.д.

Однако эти задания надо от «козлят» скрывать. Каждый «претендент» должен сообщить коллегам о выбранном им образе.

Для того, чтобы убедить «козлят» в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. «Претендент» может говорить и делать все, что угодно, «козлята» тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени «козлята» решат, можно ли пускать «претендента» в дом. В любом случае «претендент» не раскрывает свою роль до окончания игры.

Обсуждение итогов игры.

«Претенденты» раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха.

Игра «Гороховый король».

Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: до 30 минут.

Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

Ход занятия:

Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:

Нельзя молчать;

Нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

Метод «Пустой стул»

Цель: расширить представления студентов по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную тему; развить умение студентов осуществлять выбор и аргументировать его.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 40-50 минут.

Материальное обеспечение: листы бумаги с написанными тезисами.

Ход занятия:

Педагог выбирает тему, готовит 4 высказывания, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос и расставляет мебель по кругу. Каждое высказывание записывает на отдельном большом листе бумаги и размещает на полу, образуя круг. Все студенты встают и, переходя от листа к листу, знакомятся с содержанием высказываний. Затем каждый из них выбирает то высказывание, с которым согласен, и садится возле него. Таким образом, создаются малые группы для дискуссии.

Каждая группа в течение 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.

После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится один стул, на который садится представитель группы, чтобы высказать совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию Время выступления – 2-3 минуты.

Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый студент может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий перед его малой группой. Студент может занять пустой стул только один раз.

Педагог завершает дискуссию за 5 минут до конца занятия, чтобы подвести итоги работы групп.

Примечание:

Количество высказываний не должно превышать четырех;

При наличии у студентов затруднений в определении своей позиции, педагог может предложить выбрать то высказывание, которое согласуется с его убеждениями;

При большом количестве студентов в малых группах и желании активного участия всех членов команды, педагог может ограничивать время выступления представителей команд.

Упражнение «Плохо - хорошо»

Цель: развить умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Количество участников: до 25 человек.

Материальное обеспечение: писчая бумага, ручки.

Ход занятия:

Каждый студент получает лист бумаги и ручку.

Педагог предлагает студентам вспомнить проблему, ситуацию, которая из тревожит (например, сдача экзаменов, неприятный разговор и т.д.).

Студенты делят листок на две половины. Слева они записывают 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для них, справой стороны – 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны данной ситуации.

При обсуждении упражнения педагог показывает, что в каждой жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны, за счет этого сохранять самообладание и спокойствие.

Упражнение «Три ответа»

Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

Количество человек: до 15 студентов.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Каждый студент придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…

2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…

4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…

6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Количество участников: до 15-20 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход занятия:

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Примечание:

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентовпредлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

Когда я поинтересовалась у Вани, что ему нужно, для того чтобы лучше выступать, и какую задачу он бы поставил для психологической работы, он сказал, что ему нужно «не волноваться и не психовать». В дальнейшей беседе Ваня и его мама говорили о том, что Ваня хорошо играет после выигранного мяча, воодушевляется.

Но когда пропускает мяч – расстраивается, злится, не может собраться и продолжает проигрывать. Я наблюдала за тем, как Ваня играет на турнире. Он действительно трудно переживает пропущенный мяч, он старается крепиться, но в какой-то момент слёзы помимо его воли льются из глаз, он говорит маме, что больше не может играть, злится, когда мама пытается что-то сказать сыну. Когда я смотрю на движения Вани в этой ситуации, кажется, что у него подгибаются ноги, как будто его обуревает желание упасть на землю, закрыть голову руками и исчезнуть. Причём, подобное же поведение демонстрировал, в свою очередь и Ванин соперник, когда у него шла серия пропущенных мячей.
Мама расстраивалась, объясняя мне, что в этой игре у Вани не сильный соперник, Ваня должен был играть лучше, он не делает элементарных вещей, которые отрабатывались на тренировке, не делает того, что фактически умеет.
Надо заметить, что именно эти слова произносит практически каждый юный спортсмен или сопровождающие его взрослые, тренер , родители, обращаясь к психологу. Многим кажется парадоксальным: «почему на тренировке я это могу, а как только выхожу на соревнования – не делаю?». В этом месте родители, как правило, сетуют на недостаток мотивации у ребёнка, начинают сомневаться в том, хочет ли он вообще заниматься спортом, обижаются на ребёнка, думая, что они вкладывают деньги и время в его занятия, а он недобросовестно или несерьёзно относится к соревнованиям.
Затем я пришла посмотреть на тренировку Вани. Это была 2х часовая индивидуальная тренировка с тренером. К моему удивлению, на тренировке я увидела психическую динамику очень похожую на то, что было на соревнованиях. Ваня очень расстраивался и злился на собственные неудачи. Тренер даже объяснял Ване: «зачем ты расстраиваешься, когда не можешь сделать удар? Ты делаешь 5 ударов из 10, это то, что ты можешь сейчас. Зачем ты психуешь, после того, как сделав 5 ударов ты запарываешь 6-й? Какой в этом смысл? В перерыве, глотая воду, Ваня говорил маме: «У меня вообще ничего не получается!» Мама отвечала: «А ты слышал, тренер тебе сказал, что у тебя получилась серия хороших ударов?» «Нет, у меня вообще ничего не получается!» — со слезами в голосе отвечал мальчик. Так же тренер пояснял Ване: «когда всё нормально, я ничего тебе не говорю, я говорю только про ошибки».
Я поняла: то, что переживает Ваня можно назвать «острым недостатком позитивной обратной связи». Он ещё не научился сам отмечать, признавать, переживать свои удачи и позитивные, правильные действия. Нет симметрии: он остро реагирует на ошибку отрицательными эмоциями, но он не реагирует на верное действие позитивными эмоциями. Он не отмечает собственные верные действия, не хвалит сам себя. Поэтому не включается механизм физиологической «системы вознаграждения», не выделяются гормоны, подкрепляющие и стимулирующие дальнейшую активность. В организме накапливается переизбыток гормонов, связанных с отрицательными эмоциями. Чтобы переизбыток таких гормонов не вредил организму, он выводится через слёзы.
Я подумала, что с одной стороны, Ване было бы немного проще, если бы тренер во время тренировки создавал баланс позитивной и негативной обратной связи. Хотя бы если бы на каждые 2 – 3 фразы про ошибки, называл 1 правильное действие сделанное Ваней. Это прибавило бы юному спортсмену воодушевления.
С другой стороны, в любом случае, перед спортсменом встанет задача «интериоризировать», присвоить себе умение замечать собственные достижения и просто верные действия. Только в этом случае от него можно ожидать надёжности и стабильности в соревнованиях, потому что тогда он сможет сам себя настраивать и сам себя поддерживать, регулируя своё психическое состояние через произвольное перемещение фокуса внимания между своими достижениями и своими ошибками в каждое мгновение соревнования. Учитывая, что Ваня уже перешёл границу подросткового возраста, вполне можно попытаться решить эту задачу.

В плане «теоретических» закономерностей, необходимо заметить, что позитивная самооценка себя как развивающего и прогрессирующего спортсмена – это фундамент психических состояний уверенности и боевой готовности. А формирование позитивной самооценки не может «висеть» на одной вере в то, что «я – хороший», необходимы ежедневные «доказательства» того, что я могу, умею, сделал и пр. Поэтому с некоторого времени юным спортсменам уже недостаточно безусловной родительской любви и заверения родителей «ты всё равно у нас самый лучший», «у тебя ещё всё получится в следующий раз».

Они даже не облегчают страданий ребёнка, который считает себя проигравшим. Так же как не помогают требования «соберись!», «перестань себя жалеть!», «прекрати распускать сопли!» и т. п. Юный спортсмен просто не видит того ресурса, который нужно «собрать». Если субъективно в данный момент доминирует ощущение «ничего не получается», то и собирать нечего.

Работа с Ваней началась с нашей договорённости о том, что теперь Ваня будет тренировать психологические «мышцы» так же, как до этого есколько лет тренировал тело.
Вообще, это один из удивительных парадоксов общественного сознания. Необходимость тренировки тела сомнений не вызывает. А потом тренер, а больше всего родители задают вопрос: «А почему мой ребёнок на соревнованиях не делает то, чему научился на тренировке?». А откуда вообще возникает идея, что раз я делаю на тренировке – то сделаю и на соревнованиях? Ведь соревнования – совершенно другие психологические условия, другой уровень нагрузки на психику.

Да, для тела ничего не меняется – те же движения. А для психики? Публичность, ответственность, фиксация результата чужими людьми, надежды и «ставки» и пр. А кто готовил к этому психику? А кто задумывался, что это вообще значит – готовить и тренировать психику?
И первая из наших «психологических мышц» называется «умение фокусировать внимание на том, что сделано верно». Мы беседовали с Ваней о «поле внимания» спортсмена. Мы нарисовали «поле внимания спортсмена» как два круга: внутренний небольшой и внешний побольше. Центр внимания и периферия внимания. Одно из важных умений профессионального спортсмена — всегда помещать в центр внимания то, что было сделано хорошо, а ошибки располагать по периферии. Даже если ты пропустил мяч или сделал неверный удар, ты сразу либо концентрируешь внимание на другом, ранее сделанном хорошем ударе, либо в этом не получившемся ударе видишь что-то хорошее (например, то что решился рискнуть или то, что одна часть техники отработана правильно, хотя другая часть не доделана поэтому в итоге удар не получился). Мы договорились с Ваней о том, что он будет постепенно тренировать в себе это умение.
Постепенность — ещё один важный акцент, которому приходится специально уделять внимание в психологической тренировке юных спортсменов. Я говорю: я не прошу тебя научиться это делать сразу, «за один присест». Просто пробуй тренировать это умение. Оцени насколько процентов оно развито у тебя в данный момент. Твоя задача – на завтрашней игре получить небольшой «прирост», может быть всего несколько процентов. Такая установка снимает напряжение и мысль о собсвенном несоответствии какой-то планке, и переводит внимание на процесс действия. Что собственно и составляет основу достижения лучшего результата.
Следующая Ванина игра, которую я наблюдала через некоторое время, отличалась тем, что Ваня за всю игру ни разу не заплакал, не стучал ракеткой и не жаловался маме. Его игра продолжала быть более слабой и технически простой, чем то, что освоено на тренировке, но достаточной для того чтобы выиграть у конкретного противника с некоторым перевесом.
Я обратила внимание на «тотальность» переживаний выигрыша и проигрыша, характерное для спортсменов этого возраста. Проиграть – плохо, а выиграть хорошо, независимо от того, какую игру ты демонстрировал, независимо от силы соперника с которым играл.
Из этого последовала следующая тема для обсуждения с моим клиентом. Я открыла Ване небольшой секрет:

профессиональные спортсмены в игре имеют не единственную задачу выиграть, а решают ещё дополнительные задачи, например тренировка технических или психологических умений. Здесь можно воспользоваться метафорой: иметь в уме только одну задачу выиграть – это всё равно, что стоять на одной ноге, очень легко выбить опору из под одной ноги.

Тренинг на тему: « Способы приодаления психологического барьера спортсменов перед соревнованиями »

Педагог-психолог

Шакирова Малика Шаймардановна

Управление физической культуры и спорта города Алматы ГККП «Специализированная школа- интернат для одаренных в спорте детей»

Цели: Помочь спортсменам способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств, мешающих принятию себя, снять напряжение, чувство тревоги, способствовать развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров перед соревнованиями.

Оборудование: таблички, ароматическая лампа, магнитофон, листы, ручки, рефлексивная мишень, маркер.

    Правило тренинга:

    «Здесь и теперь»- важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, приучают участников сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведет себя.

    «Искренности и открытости» - не лгать и не лицемерить. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лгали и не лицемерили. Признак сильной и здоровой личности- это определенная открытость окружающим своих чувств по поду происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той или иной мере, в какой он считает нужным.

    «Я»- в группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение….», «Мы так считаем…». Все высказывание должны строиться с использованием «Я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

    «Активность» - в группе не должно быть пассивных наблюдателей. Если участники группы отказываются принимать участие в обработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

    «Конфиденциальность» - все, что говориться в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытие.

На обсуждение правил отводиться 5 мин. Когда правила приняты психолог произносит слово «Обещаю!», участники группы тоже.

    Психологический настрой. Упражнение: « Лучшее качество»

Все участники группы, свободно передвигаясь по комнате, должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т. е. подчеркивать лучшее качество партнера, которое вы в нем видите и цените больше всего. Не надо торопиться, желательно, чтобы каждый участник обратился ко всем членам группы.

    Основная часть.

Информационный блок.

Как мы все ценим уверенность в себе и жаждем ее обрести! Она считается, чуть ли не одной из главных добродетелей современного цивилизованного мира. Кого мы представляем в качестве примера уверенного в себе человека? Допустим Олимпийская Чемпионка по легкой атлетики О. Рыпакова или боксер Чемпион Мира среди любителей 2003г. и серебряный призер олимпийских игр 2004г., действующий Чемпион Мира среди профессионалов Г. Головкина, выходящего из «мерседеса»... Но это вы так себе представляете. А у психологов на этот счет совсем другое мнение. Они твердо убеждены, что на сто процентов уверен в себе… счастливчик, который восседает на пеньке посреди полянки, безмятежно грызет горбушку и ощущает себя при этом в полном порядке.

На самом деле «он не уверен в себе» на языке психологов означает, что человек испытывает... стыд. Но стыд особого рода. Стыд за себя . Он внутренне ощущает, что сам по себе, без всех своих достижений он недостаточно хорош и ему надо подняться до определенного уровня, чтобы выглядеть достойно в глазах окружающих и иметь право делать то, что он хочет, не вызывая осуждения. Человек подозревает, что он «недотягивает» до каких-то критериев и норм - причем установленных не им. Успешная карьера, положение в обществе, счета в банке - часто нужны как подтверждение, что «я могу», «я состоялся», «я получил хорошую оценку» - следовательно, получил разрешение делать без подсознательного чувства стыда то, чего никогда бы не сделал, не будь я успешен и богат. А вот уверенному в себе человеку не стыдно за себя, даже если он ничего особенного не делает... или вообще все делает плохо.

Вдумайтесь только в ситуации, когда мнение чужих людей и их отношение значат для человека больше, чем его собственная оценка себя! Неуверенный в себе человек не может оценить себя высоко и поэтому зависит от чужого мнения - явного или воображаемого. Он не может принять себя таким, каков он есть, и все время стремится себя улучшить. С помощью карьеры, денег, пластической операции...
Впоследствии все окружающие люди и само общество становятся как бы «осуждающими родителями», мнению которых он должен соответствовать, чтобы ощущать себя состоявшимся, хорошим. Но! Каждый человек способен заработать только определенное количество денег, может быть до известного уровня красивым и т. п. Если кастрюлька вмещает литр - глупо пытаться влить в нее 3 литра и стыдиться, что такое количество не вмещается.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или, что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, то есть во взаимодействии с социальным окружением. На сегодняшнем занятии мы будем работать над формированием этих способностей.

    Упражнение: « Теремок»

События в игре разворачиваются так же, как в сказке « Теремок», только участники предлагают 5 своих положительных качеств, для того, чтобы их пустили в теремок. При этом группа каждый раз на названное качество одобряет участника словами « Ах, какой ты молодец!».

После того, как вся группа попадает в теремок, все становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза и мысленно делятся своими качествами с остальными участниками.

    Упражнение: «Парижская выставка».

(в группах по 4-5 человек)

Каждая команда – это фирмы, производящие ценные человеческие качества. Командам дается время обсудить, какие качества производит их фирма. Для этого нужно высказать каждому участнику, что вы в нем цените. После этого вы решаете, какое из его ценных качеств можно представить на Парижской выставке. Затем каждая команда пишет на табличках название ценных качеств, на каждой табличке одно качество. Каждая команда рассказывает, какие качества она представляет в своем павильоне (по одному качеству у каждого участника)

В заключение проводиться обсуждение результатов выставки.

    Упражнение: «Я в тебе уверен».

Объединитесь в пары. Сядьте друг против друга. Посидите некоторое время, молча, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы ведь знакомы.

Теперь по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверена, что ты...» например: «Я уверена, что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверена, что ты не скажешь обо мне плохо». Еще раз подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.

Рефлексия:

    Что вы чувствуете сейчас?

    Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?

    Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным?

    Упражнение: «Я самый лучший».

Участники образуют два круга: внутренний и внешний. Расходятся на расстояние. Двигаясь навстречу друг другу, участники обоих кругов, вглядываясь в лицо встречному, ударяют себя кулаком в грудь, утверждая «Я- самая лучшая, я- самая красивая и т. д.».

    Упражнение: «Ресурсный круг»

Представьте перед собой нарисованный круг.

Вспомните ситуацию, которая была для вас приятной, успешной, где вы были на высоте, на волне успеха, где проявлялись все ваши способности. Мысленно войдите в круг. Стоя в кругу, постарайтесь усилить эти приятные ощущения, стараясь в деталях вспомнить, что вы в той ситуации видели, слышали, чувствовали, ощущали. На пике ощущений сожмите правый кулак. Мысленно выйдете из круга, разожмите кулак, перенеситесь в сегодняшний день. Вспомните свою проблему. Войдите мысленно в круг, стараясь представить свою проблему и одновременно сжав кулак, вспомните свои ощущения, когда вы испытывали успех, что вы видели, слышали, чувствовали. Мысленно выйдите из круга, перенеситесь в сегодняшний день.

    Упражнение: «Формирование уверенности»

Используя эту технику ума, вы можете избавиться от страхов и тревог, получить уверенность в себе, которая вам нужна, чтобы успешно встретить предстоящие испытания и вновь обрести хорошее самочувствие. Вы можете использовать эту технику, чтобы предотвратить появление у вас каких- либо сомнений в своих силах.

Нельзя быть уверенным, не осознавая того, в чем проявляется эта уверенность. И вот опять основных шагов по приобретению чувства собственного достоинства при помощи этой техники.

    Отдать себе ОТЧЕТ и осознать свои положительные качества, таланты и достижения, выгодно отличающие вас от других лично знакомых вам людей.

    УТВЕРДИТЕСЬ в мысли, что у вас есть качества, которые вы хотите развить. Постоянно повторяйте это, работая над развитием этих качеств.

    Представьте себе, что вы преуспевающая личность, ДОСТИГШАЯ каких- либо целей, что ваши усилия признаны другими.

    Представьте себя ПРОЦВЕТАЮЩИМ, богатым и имеющим все, что вы хотите.

    Чувствуйте себя уверенно, чувствуйте уверенность в своих силах и владение ситуацией, где бы вы ни были. Чувствуйте уверенность КАЖДОЙ КЛЕТОЧКОЙ своего организма.

    Упражнение: «Волшебная чашка»

Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно посмотрите на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?...

Ваша чашка особенная- волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Это чашка- твоя! Она наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»

    Упражнение: «Аплодисменты»

Участникам предлагается встать в круг. Один из желающий выходит в центр круга, а остальные ему бурно аплодируют. Они продолжают это делать ровно столько, сколько он захочет. Он благодарит группу и возвращается в круг. После этого выходит следующий участник.

    Упражнение: рефлексия «Зажигается ароматическая лампа»

Занятие подошло к концу, сядьте поудобнее. Если хотите, закройте глаза и дышите медленно и глубоко… Мы с вами уже попробовали несколько методик расслабления. Сегодня попробуем новую. Расслабиться можно, заставив себя осознанно почувствовать процесс дыхания. Попробуем сделать это прямо сейчас. Не старайтесь дышать как- то по- особому, просто сосредоточьте свое внимание на том, как входит через нос холодный воздух и выходит теплый… (Пауза 20 секунд). Сосредоточьтесь на воздухе, проходящем через ваш мозг, наружу, внутрь, наружу… Постарайтесь ни о чем не думать. Если вам все же приходит в голову какая- нибудь мысль, не старайтесь отгонять ее прочь, просто проговорите ее про себя и как бы отложите в сторону, а потом опять сосредоточьтесь на дыхании ещее на одну минуту…

А теперь откройте глаза, сделайте глубокий выдох. Оглянитесь вокруг.

Вопросы ко всему тренингу:
1. Изменилось ли ваше представление о себе?
2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
3. Какие выводы вы сделали для себя?

Благодарю Вас!!!

В своей практике тренеры часто сталкиваются с ситуациями, когда спортсменам не достаточно тренировочной программы и ее профессионального сопровождения. Людей довольно часто интересуют несколько иные вещи, а именно – психологические игры. Об этом и поговорим в этой короткой статье-зарисовке.

Возможно, кто-то здесь узнает себя. Не обижайтесь, здесь нет ничего предосудительного. Просто имейте в виду, что описанные ниже модели поведения хорошо известны квалифицированным, профессиональным тренерам и они редко вовлекаются в этот игровой процесс. Хотя…..

Разберемся с определениями. Игра (определение ВикипедиЯ) - вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе действия. Если в труде важнейшим является конечный продукт, результат, ради которых затрачивается физическая и нервно-психическая энергия человека, то в игре основное - субъективная удовлетворенность от самого процесса . В игре можно отвлечься от реальной обстановки с ее ответственностью и многими требованиями. Таким образом спортсмен, вовлекаясь в процесс психологической игры, преследует прежде всего процессуальные цели, отвлекаясь от непосредственного фокуса тренировочной программы.

Можно выделить следующие психологические игры, в которые, бывает, наши ученики пытаются играть. Итак:

  1. «Я устал». Спортсмен постоянно жалуется на усталость, апатию, ищет симптомы перетренировки без объективных предпосылок. «Я не пошел на тренировку, потому что почувствовал неладное, утром пульс был на 2 удара выше, чем нужно в моем возрасте. Кажется, я перегружен», - часто можно услышать от спортсмена, играющего в эту игру. Предполагается, что тренер должен в экстренном порядке снижать нагрузку, и минимум 2 раза в день интересоваться здоровьем подопечного.
  2. «Измерь меня». Игра, построенная на безотчетном стремлении спортсмена померить все, что только можно и нельзя. Как правило, используется неограниченное количество различных гаджетов. От тренера ожидается много умного текста на предмет анализа полученных данных, большинство из которых не отражают объективной картины происходящего. Кроме того, обычно самого анализа мало, нужно еще объяснить спортсмену, например, каким образом анализ недельных данных легочной вентиляции находит свое отражение в структуре программы следующей недели.
  3. «Найди меня». Спортсмен получил программу и пропал. Активные его поиски сначала ни к чему не приводят, затем тренер получает смс такого плана: «был в командировке, все пропустил, готов тренироваться снова». При этом тренер не был в курсе этой командировки, отметок в дневнике у таких спортсменов не бывает в принципе. Подобного плана действия у играющих не единичны, а входят в систему. От тренера в принципе ничего не ожидается, он просто должен все время ругаться. Как правило, с такими спортсменами тренеры расстаются через 3-4 подобных случая.
  4. «Не учи меня». Частичное или полное отторжение программы с частой сменой тренеров. Такое бывает редко, но все же случается. Спортсмен принципиально делает все наоборот, меняет нагрузки по собственному желанию без предупреждения, утаивает сделанное, формируя у себя ощущение «тайного знания». Различают скрытных игроков и явных. В первом случае тренер должен «раскусить» подмену, во втором – начать вести споры на предмет правильности программы. К слову, эти споры никогда не заканчиваются победой тренера, иначе игра потеряет смысл. С такого плана спортсменами необходимо расставаться практически сразу.
  5. «Научи меня». По сути гибрид «измерь меня» и явной формы «не учи меня». Безостановочное требование объяснений смысла каждой тренировки, не смотря на то, что тренировка имеет ярко выраженный восстановительный характер, например 8 км восстановительный кросс. Игрок может каждую неделю присылать длинный список вопросов по программе и, что характерно, многие вопросы раз за разом повторяются. От тренера требуется терпение и однообразные ответы.
  6. «Со мной что-то не так». Поиск несуществующих симптомов и странных состояний. Спортсмен регулярно и часто присылает сообщения с описанием различных головокружений, недомоганий, припадков слабости. При этом профессиональные врачи ничего найти не могут или каждый, не желая признаваться в собственной некомпетентности, ставит разные диагнозы. Задача тренера проявлять заботу, корректировать задание в экстренном порядке и, в общем-то, 24/7 быть на связи.
  7. «Заставь меня». Регулярный отказ от выполнения тренировочной программы по абсолютно разным причинам. Работа, усталость, жена, выпил, не выпил, с собакой надо было гулять, ветер сильный – причина всегда найдется. От тренера требуется мотивация угрожающего типа и задушевная мотивирующая беседа.
  8. «Ты меня не научишь». «Меня и Вася учил-учил – не научил. И Джон учил-учил-не научил. И ты не научишь» - основная песня таких игроков. Спортсмен находит любые предлоги для того, чтобы сделать элементарное движение неправильно. От тренера требуется как можно чаще заниматься анализом техники движений, искать новые подходы и научно их обосновывать. Очень полезная игра именно для тренеров, потому как мотивирует развивать компетенцию. Однако абсолютно бесполезная для играющих спортсменов, т.к. задача игры – сам процесс, а не достижение финальных результатов.
  9. «Мне сказал один парень». Постоянное увлечение спортсмена советами различных «бывалых», сторонних советчиков и инструкторов. По сути – мягкий вариант игры «не учи меня», с той разницей, что позволяет тренеру узнать источник бедствия. Как ни странно, от тренера в этой игре ожидается, пожалуй, самый большой спектр действий. От постоянных объяснений до открытого конфликта с очередным советчиком.
  10. «Ты меня не любишь». Распространенная игра в коллективах. Постоянный поиск «знаков», указывающих на то, что спортсмен находится в самом низу иерархической лестницы, обделен вниманием и заботой, а программа совсем не подходит для него именно. От тренера требуется акцентированное внимание к играющему одновременно с акцентированным игнорированием остальных членов коллектива.
  11. «Косяк». С играющим спортсменом постоянно что-то случается. Упал, порезался, подвернул ногу, выпал из машины – и все это одно за другим без остановки. Так вы узнаете этого спортсмена. От тренера ожидается искреннее удивление в комплексе с восхищением находчивости и мужеству подопечного.
  12. «Догони меня». Один из вариантов «не учи меня». Спортсмены, постоянно переделывающие программу. Как правило, не ведут дневник, пропадают. Однако при этом работают по плану и со значительным превышением как объемов, так и интенсивности. От тренера ожидают похвалы и одновременно мотивации на снижение нагрузки.

Возможно в одном из этих типов психологических моделей поведения вы узнали себя. Тогда у вас есть возможность скорректировать своё поведение. Если не узнали - значит вы на правильном пути и для вас важнее конечный результат тренировочной программы. Давайте будем стремиться максимально повысить эффективность совместной работы. Ведь именно для этого мы и ищем тренеров. Работайте и нацеливайтесь на конечный результат. А иначе зачем тратить и свое и чужое драгоценное время.

Источник информации: ФССП ЦиклON (2015).