Тренинг "взаимоотношения в группе". Программа повышения групповой сплоченности, тренинг знакомства Упражнение «Две ладони»

Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса.
От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.

Сформировать благоприятную атмосферу можно при помощи .

Цели и методы тренингов на сплочение коллектива (командообразование, тимбилдинг)

Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.

Задачами организатора и ведущего являются:
— создание неформальных связей и межличностных симпатий;
— помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.

Тренинги проводятся в разных форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или мероприятия с коллективным выездом.

План занятий.
1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.
2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).
3. Упражнения.
4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).

Пример №1

Цель: Снятие напряжения

Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.

Правила:
если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
разговаривать запрещено;
допустимо использование мимики, жестов.
задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.

Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.

Пример №2

Цель: Установление контакта

Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.

Пример №3

Цель: Построение коллектива

Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).

Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников. После того как задание будет выполнено, сотрудники должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе. По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.

Пример №4

Цель: Построение коммуникации в группе

Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.

Пример:

В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.

Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.

Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.

Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.

Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.

Пример №5

Цель: Повышение доверия

Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:
члены команды должны удержать падающего человека;
при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
«принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.

Пример №6

Цель: Близкое знакомство

Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.

Перестановка происходит по следующим параметрам:
по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
по месяцу рождения;
по возрасту.

Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.

Пример №7

Цель: Общее дело
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.

Пример №8

Цель: Творческий подход

Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты - ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).

Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.

Предполагаемый результат тренингов

Определение текущей обстановки в коллективе осуществляется на основании наблюдений за участниками во время тренинга и теста. Такое исследование проводится анонимно, сотрудникам предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы (дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).

На основании полученных данных определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия, направленные на корректирование «слабых мест» команды.

Грамотный и деликатный подход позволит сплотить работников и сформировать взаимопонимание между ними в краткие сроки.

В результате ожидается:
— оптимизация отношений внутри коллектива;
— развитие умения действовать сообща;
— возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
— высокий КПД каждого сотрудника и отдела;
— продуктивный рабочий процесс.

Оценить результаты проведенной программы можно путем повторного исследования (наблюдения психолога, личное мнение участников).

Заказать бесплатную консультацию по организации и проведению тренингов по тимбилдингу, коммуникациям, менеджменту, продажам для персонала

Семинар-тренинг «Учимся строить взаимоотношения»

Данный семинар-тренинг рассчитан на 40-60 минут для проведения с педагогическим коллективом школы, а также с родителями учащихся во взаимодействии с педколлективом, и отдельно с учащимися школы.

В процессе проведения тематического социально-психологического тренинга происходит обучение оптимальному поведению в различных ситуациях межличностного общения. С участниками обсуждаются проблемы, с которыми они встречаются в повседневной жизни, ведётся поиск решения этих проблем.

Особое значение придаётся непосредственным переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Во время мини-тренинга поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, способность быть и оставаться самим собой во взаимодействиях с другими людьми. Особая роль при проведении отводится сотрудничеству.

При проведении мероприятия способом тренинга основная цель состоит в том, чтобы при добровольном участии, в неформальной обстановке, атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать себя и других людей, выработать новые пути и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.

В процессе проведения тренинга осуществляются следующие задачи:

1. Эмоциональное раскрепощение, самораскрытие участников, самоактуализация личности.

2. Формирование потребности в общении и взаимодействии и чувства общности.

3. Выработка и закрепление эффективных форм адаптивного межличностного поведения в ракурсе темы «Учимся строить взаимоотношения ».

4. Более активное включение родителей в школьную жизнь.

Структура проведения тренинга:

1. Приветствие (цели, задачи)

2. Представление участников.

3.Ожидания от тренинга.

4. Выработка правил работы.

5. Тематическая часть.

6. Подведение итогов.

7 Завершение.

Используются следующие интерактивные методы:

1. Игры- разминки.

2. Мини- лекция и презентация.

3. Обучение на примерах.

4. Дискуссия в малых группах.

5. Общее обсуждение.

6. Вопросы и ответы.

7. Анализ и решение проблем.

ХОД семинара-тренинга:

    Сообщение по теме тренинга.

Чтобы хлопнуть в ладоши – нужны две ладони.

Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней.

Восточная пословица

Психологи по этому же поводу говорят: смысл общения – в его результате… одним из условий любого общения, независимо от его содержания, является психологический контакт, способствующий балансу и гармонии человека с его окружением (Х. Алдер).

Родители и дети нашей школы желают педагогам достигать совершенства в своей работе, в педагогической самореализации. Повышение психологической культуры педагогов и родителей- необходимое условие этого процесса.

Основная задача, которая стоит сейчас перед каждым педагогом, каждым родителем, заключается в следующем: формирование и развитие подростка как личности, обладающей теми качествами, которое необходимы ей в обществе. На современном этапе нам нужна личность духовно богатая, высоконравственная, внутренне свободная, ответственная и, конечно, психологически здоровая. И это является общей задачей для семьи и школы. Но и сами личности родителей и педагогов должны соответствовать этим характеристикам.

В настоящее время в педагогической практике получили распространение некоторые психологические методы, один из которых, на мой взгляд, как нельзя лучше позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в воспитании, а главное, сформировать психологически здоровую личность. Это социально-психологический тренинг. Тренинговую формы работы сейчас используют довольно часто. Почему? Потому что удобно, потому что с удовольствием работает вся группа, потому что по- новому раскрываются люди, потому что тренинг – это во многом игра, а играть любят и дети и взрослые.

Тренинг - это получение участниками непосредственного опыта. От жизненного он отличается только тем, что специально отобран и организован, поэтому лучше осознается и усваивается. Обучаясь методом «проб и ошибок», человек потратит месяцы на достижение того, что в хорошо спланированном тренинге может быть достигнуто за гораздо более короткий срок.

Тренинг- это увлекательная форма преобразования знаний в умения, это новая информация через практику, это стопроцентная возможность саморазвития, а также возможность немедленного применения полученного опыта. Система заданий тренинга направлена на то, чтобы изменить отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, научить его терпению и пониманию, выработать и развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него.

Сегодня у нас с вами есть возможность подойти к пониманию и решению проблемы «Выстраивание взаимоотношений» через практические методы с помощью данного семинара-тренинга.

2. Упражнение «диагностика цветонастроения»

А теперь, пожалуйста, скажите: каким цветом можно охарактеризовать ваше настроение, состояние здесь и сейчас?

Желтое... - Голубое... - Серое... - Зеленое... - ........

После того, как участники высказались, ведущий, определив по цветам преобладающее настроение группы, проводит упражнение на эмоциональный и физический «разогрев».

3. Упражнение «Слушать и слышать»

Правила простые: по сигналу (хлопок в ладоши) кто-то говорит «Один», дальше кто-то произносит «два» и так далее. Но, если цифра прозвучала не от одного человека, а от нескольких, счет прекращается и по сигналу начинается сначала, пока все цифры не будут произнесены не более чем одним голосом. В игровой форме это упражнение учит слышать другого человека, а это очень важное умение в жизни. В данном случае в контексте заданной темы: семья и школа.

4. Упражнение «Две ладони»

Соедините, пожалуйста, две ладони. Теперь надавите одной на другую, сделайте это несколько раз, усиливая интенсивность. Что вы чувствуете? Скорее всего, хочется вернуть ладони в исходное положение, так как вторая ладонь испытывает давление. Так же и в общении, при излишнем воздействии с одной стороны, возникает сопротивление с другой. Согласитесь, гораздо спокойнее и приятнее чувствовать не столь интенсивное воздействие, а позволять быть взаимодействию. Это касается взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-родитель», «родитель-учитель».

5. Упражнение «Ложки – вилки»

Готовятся два стола, на одном из них разложены разные предметы. Для участия в игре приглашаются участники (6-8 человек), берут себе инструмент: ложку или вилку.

Инструкция: по сигналу ведущего, действуя одной рукой, задача каждого участника переносить предметы с одного стола на другой стол.

Время – 1 минута. То, что упало, не поднимается.

1 этап: В течение одной минуты участники самостоятельно переносят предметы.

2 этап: Участники объединяются в пары «ложка – вилка» и в течение одной минуты выполняют задание совместными усилиями.

3 этап: Те же пары «Ложка – вилка», но дается предварительное время для выработки общей стратегии и в течение минуты переносят предметы снова.

4 этап: обсуждение упражнения, осознание полученного опыта, комментарии ведущего.

Обычно после участия в этом упражнении все участники буквально «прозревают»: как они общаются, взаимодействуют и как решают проблемы.

6. Рефлексия.

Ваши впечатления и чувства сейчас? (Даём участникам достаточно времени на эмоциональную обратную связь).

Что было сегодня вам интересно, что дало возможность задуматься, увидеть что-то по-новому? (Выслушиваем участников, даём время для анализа того, что происходило).

Слово ведущего : Известны две основные концепции, два подхода к образованию и воспитанию. Первый подход исходит из того, что человечество накопило огромный опыт и стремится в обобщенном виде передавать его подрастающему поколению, чтобы оно не только усваивало, но и в дальнейшем обогатило этот опыт. Именно поэтому каждое поколение идет дальше, чем предыдущее, именно поэтому человечество постоянно прогрессирует. На педагогическом уровне это означает, что учитель является носителем всего человеческого опыта, он систематически формирует личность воспитанника – его знания, умения, отношение к жизни, ум, чувства, волю. К этому восходит и слово «образование» - педагог создает образ воспитанника подобно своему образу, своему представлению об идеальной личности.

Нет необходимости подробно рассказывать об этом подходе – наша школа десятилетиями практиковала его. Его преимущества очевидны – интенсивность образования, ориентация на будущее человека и общества, вера в возможности педагога «научить всех всему», в то, что при надлежащем образовании каждый может достигнуть творческих вершин. Не менее известны и недостатки этого подхода – педагогический авторитаризм, игнорирование индивидуальных потребностей каждого воспитанника, давление общества на педагога. При этом подходе достижения некоторых талантливых учителей механически распространяются на всех остальных и зачастую становятся силой, побуждающей к лицемерию, самообману, «процентомании» и другим подобным явлениям.

Из опыта этого исторически первого подхода к образованию возник и становится все более популярным в последние десятилетия подход, во главу угла ставящий идею саморазвития личности, идею опоры на индивидуальный опыт каждого воспитанника. Личность – это не только совокупность опыта, который мы накопили с момента зачатия до настоящего времени; главное в человеке – то, что отличает тебя от всех других людей на свете; то, что заставляет тебя видеть мир по-своему, чувствовать по-своему, думать по-своему; то, что делает тебя неповторимой индивидуальностью.

Отсюда цель образования – не научить школьника запоминать факты, а помочь ему открыть собственную уникальность и развивать ее, а потом показывать, как делиться ею с другими, потому что единственный смысл владения чем-то – это возможность отдавать. Представьте, каким был бы мир, если бы люди постоянно говорили вам: «Как хорошо, что ты неповторим, замечательно, что ты ни на кого не похож. Может, я смогу научиться чему-нибудь у тебя».

В соответствии с этим подходом образование – это процесс, который подводит воспитанника к опыту человечества как к уникальности, полной всяких яств, способных удовлетворить самый утонченный вкус. Однако никого нельзя заставить есть, можно только пригласить к этому столу, надеясь, что у каждого есть потребность отведать прекрасно изготовленные блюда.

Итак, данный подход утверждает, что человека нельзя заставить учиться. Каждый, кто хочет учиться, будет учиться. Учитель, который считает, что знает ответы на все вопросы, льстит себе. Как прекрасно, когда ученик задает вопрос, поистине блестящий, а учитель говорит: «О! Да, я не знаю ответа, но давай-ка попробуем найти его вместе». Может быть, этим он говорит: «Учиться очень интересно. Вовсе не обязательно все знать. Мы поможем друг другу учиться».

Помните, тем не менее, что школа – это важный элемент обучения и воспитания личности ребенка, но главным, более важным и, соответственно, ответственным элементом при воспитании является семья. По силе воздействия и влияния это неоспоримый факт. В этом плане школа – мощный, но всего лишь вспомогательный элемент.

Сейчас настает такое время, когда школа, испробовав самые разнообразные подходы и способы взаимодействия с семьей школьника, отдает инициативу родителям, все более прислушивается к вашим предложениям, помня всегда о том, что родители и воспитатели своим детям – Вы. Мы –Ваши помощники, но когда мы вместе – у нас все получится.

8. Подведение итогов. Упражнение «Горящая свеча» (зажигается свеча, передаётся по кругу, все желающие говорят пожелания).

Психолог-практик помогает справиться с проблемами и трудностями, не только осуществляя психодиагностику, консультирование, психологическую коррекцию, психотерапию, но и через обучение и передачу своих знаний клиентам, через социально-психологический тренинг.

Психолог передает теоретические знания в области психологии посредством бесед, лекций, семинаров. Информируя клиента о чем-то, что может помочь ему справиться с проблемой, психолог способствует развитию личности.

Традиционные методы обучения дают знания, но, к сожалению, не практические навыки. Для передачи навыков существует особая, активная форма обучения – тренинг.

Слово «тренинг» – это лексическая калька, взято оно из английского языка. Английское «training» переводится как «тренировка, обучение, воспитание, подготовка».

Социально-психологический тренинг – это метод моделирования жизненных ситуаций в безопасной обстановке, в тренинговой группе. Находясь в группе, можно воссоздать любую социально-психологическую проблемную ситуацию и на практике научиться ее разрешать.

Кроме социально-психологического, есть и другие виды тренингов :

  • бизнес-тренинги,
  • навыковые тренинги,
  • образовательные тренинги,
  • психотерапевтические тренинги,
  • тренинги для тренеров.

Цель социально-психологического тренинга – развить умения и навыки участников группы, которые поспособствуют личностному росту и повышению эффективности в области межличностного общения.

На тренинге можно развить :


Задачи для участников группы определяются, меняются, дополняются в зависимости от специфики темы тренинга, но основными, как правило, являются:

  • понимание других людей в процессе общения,
  • понимание самого себя,
  • саморегуляция,
  • коррекция неадекватных навыков общения и поведения,
  • приобретение новых, адекватных и эффективных навыков и умений.

Тренинговая группа и психолог-тренер

История социально-психологического тренинга прослеживаются с давних времен, но формированием стройной теории и развитием практики, тренинг обязан американскому психологу К. Левину.

Теория тренинговых групп формировалась и применялась практически К. Левиным в 40–60-е годы ХХ века. Автор считал группу самым эффективным методом обучения, коррекции и психотерапии. И сегодня большинство психологов с ним согласны.

Группа людей – это социум в миниатюре. Оптимальное количество участников группы – 10-12 человек . Продолжительность тренинга может быть различной, но одно занятие, как правило, длится не более 60 минут .

Тренинговые группы бывают:

  • закрытыми, с постоянным составом участников,
  • открытыми, в любой момент в такую группу может вступить новый участник.

Продуктивнее работают закрытые группы.

Процессы, происходящие внутри группы, называют «групповой динамикой », к ним относятся:

  • лидерство,
  • руководство,
  • деловые отношения,
  • межличностные отношения,
  • конфликты,
  • групповое принятие решений и другие.

Принципы организации тренинговых групп:

  1. Добровольность. Участники самостоятельно принимают решение, участвовать в тренинге или каких-то отдельных, предлагаемых тренером, упражнениях или нет. Принуждение неприемлемо.
  2. Информированность. Каждый клиент имеет право знать, что с ним будет происходить на тренинге.
  3. Самодиагностика. Участник тренинга должен быть заинтересован в самопознании и самораскрытии; суметь понять, сформулировать, признаться в существующей проблеме.
  4. Диалогизация взаимоотношений. В группе должно быть полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, заинтересованности, доверии.

Тренер для группы – лидер. Его стиль управления демократический, то есть групповые решения принимаются с учетом интересов как тренера, так и участников, а ответственность между ними распределяется поровну.


Работа психолога-тренера
заключается в:

  • организации,
  • методическом обеспечении,
  • проведении тренинга.

Основные обучающие методы , которые используются тренер на занятиях, это:

  • разминка,
  • мини-лекция,
  • сбор мнений,
  • мозговой штурм,
  • упражнение, кейс,
  • групповая дискуссия,
  • ролевая игра,
  • деловая игра, метафорическая деловая игра,
  • видеоанализ и другие.

Психолог проводит групповые социально-психологические тренинги, совмещая в своей работе преподавательскую, ораторскую, организаторскую, экспериментальную и консультативную деятельность.

Психолог-тренер должен обладать достаточным уровнем квалификации, знаниями и опытом работы, быть харизматичным, остроумным, энергичным.

  1. Герман Марасанов “Социально-психологический тренинг”
  2. Николай Цзен, Юрий Пахомов “Психотренинг. Игры и упражнения”
  3. Александр Прутченков “Социально-психологический тренинг в школе”
  4. Елена Дагаева “5 тренинговых программ”под ключ”. Практическое руководство”>
  5. Татьяна Эксакусто “Групповая психокорркеция. Тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития”
  6. Михаил Кипнис “Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга”
  1. 1. «Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие» (Авт.-сост. Бука Т.Л., Митрофанова М.Л.) ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Психологические игры и упражнения 1 этап 1.1. Игры и упражнения на знакомство 1.2. Игры и упражнения на сплочение группы 1.3. Игры тренинга общения 1.4. Разрешение и профилактика конфликтов 1.5. Работа с собственным эмоциональным состоянием Глава 2. Психологические игры и упражнения 2 этап. 2.1. Упражнения на установления контакта, на восприятие и понимание эмоциональногосостояния собеседника 2.2. Упражнения на умение слушать 2.3.Упражнения, формирующие обратную личностную связь 2.4. Управление конфликтом Глава 3. Психологические игры и упражнения 3 этап 3.1. Пластический тренинг (элементы телесно-ориентированной терапии) 3.2. Работа с метафорой 3.3. Тренинг развития креативности 3.4 Игры гештальт-терапии КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРА Приложение 1 Приложение 2 Введение Одной из важнейших задач практической психологии является оказание эффективнойпрофессиональной помощи клиентам в разрешении их психологических проблем, что требует отсовременного психолога не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков.Психологический тренинг, являясь областью практической психологии и ориентируясь наиспользование активных методов групповой психологической работы, способствуетмаксимальному объединению теории с практикой. Целью, разработанного авторами курса "Психологический тренинг" является ознакомление иобучение студентов практическим методам и приемам, используемых в тренинговых занятиях. Достижение данной цели включает ряд задач: Ознакомление студентов с основными понятиями психотренинга. Изучение способов межличностного взаимодействия для создания основы болеегармоничного общения с людьми. Формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения. Развитие самосознания и самоисследования участников тренинга, побуждающие ксамостоятельному поиску ими способов решения собственных психологических проблем. Обучение студентов умениям и навыкам проведения психологического тренинга. Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов: 1. Принцип активности
  2. 2. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может бытьпроигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением другихпо специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если участникам дается установка наготовность включиться в совершаемые действия в любой момент. Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование итренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации иупражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальнойпсихологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того,что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто того, что делает сам. Если человек из любопытства приходит просто посмотреть, что будут делать окружающие,это не принесет никакого результата, да и наблюдателей на тренингах не бывает. 2. Принцип исследовательской (творческой) позиции Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают,обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, чтоособенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности. Исходя из этого принципа, тренер придумывает, конструирует и организовывает такиеситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренироватьновые способы поведения, экспериментировать с ними. В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которойявляются проблемность, неопределенность, принятие, безопасность. Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороныучастников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт обучения вшколе, в институте, где им предлагались те или иные правила, которые надо было выучить, имодели, которым надо следовать в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным для нихспособом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивнойформе. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренингаосознать важность и необходимость формирования у них готовности и после окончания тренингаэкспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе. 3. Принцип объективации (осознания) поведения В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного наобъективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальнымсредством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективнойобратной связи в группе – важная задача тренерской работы. В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок,используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них являетсявидеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром иобсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия,способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большойосторожностью, и, что самое важное, – профессионально. 4. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения Партнерским, или субъект-субъектным, общением является такое, при котором учитываютсяинтересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признаетсяценность личности другого человека. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости,которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясьошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позицииучастников группы.
  3. 3. Последовательная реализация названных принципов – одно из условий эффективной работыгруппы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методовобучения и психологического воздействия. Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и оспецифическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всеготого, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время –приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы –задает себе три вопроса: – Какой цели я хочу достичь? – Почему я хочу достичь этой цели? – Какими средствами я собираюсь ее достичь? Ответы на эти вопросы дают диагностические исследования тренера во время работы сгруппой. Объектами диагностики являются: – содержательный план работы; – уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающийся междуучастниками; – состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу; – состояние самого тренера. Разнообразие предложений основано на различии акцентов, исходных данных и конечныхцелей. Численность группы и время проведения тренингов варьируется в зависимости отконкретных задач. Обычно это группы от 5 до 12 человек Освоение учебного материала предполагает использование практических лабораторныхзанятий и активной самостоятельной работы студентов. Изучение курса "Психологический тренинг" создает теоретическую и практическую базу длядеятельности будущего психолога в учреждениях образования, диагностических иконсультационных центрах. Контроль успеваемости по психологическому тренингу осуществляется по эффективностиработы на занятиях, посещаемости и зачетом по окончании семестра. По окончании курса студенты получают: Знание теории и методов гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии. Осознание своих собственных сильных сторон. Навыки конструктивного общения. Опыт работы со своими личными проблемами. Опыт поведения в конфликтных ситуациях Глава 1. Психологические игры и упражнения 1 этап Игры и упражнения на знакомство Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятныхусловий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы. Ожидания, что будет происходить в группе, у различных участников разные. Каждыйприносит с собой свой индивидуальный опыт. Во время знакомства проявляются те особенностичеловека, которые являются следствием его предыдущего социального опыта. Это очень важно,
  4. 4. потому что влияние данной тренинговой группы ещѐ только начинает складываться и участникамважно как и защитить себя, так и почувствовать свою принадлежность к данной группе. Как толькоучастники лучше узнают друг друга, они могут позволить себе больше свободы и разнообразныхэкспериментов. Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержаниягрупповой задачи и пытаются прояснить для себя, что нужно именно им. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резкоотличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознаваяэто, начинают сами следить за соблюдением групповых норм. 1. "Тренинговое имя" Инструкция: "Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться изапомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычнонедоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравитсяимя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих,– скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или"Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе,если их называют но отчеству, без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает окрасивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку ибыли бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. Увас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать егона бейдже. Все остальные члены группы (и ведущие тоже) в течение всего тренинга будутобращаться к вам только по этому имени". 2. Правила нашей группы Инструкция: "В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже,можно считать основными, наиболее типичными. Сейчас мы обсудим главные из них, а затемприступим к выработке условий работы именно нашей группы: Общение по принципу "здесь и теперь". Многие люди стремятся не говорить о том, что оничувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйтив область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми.Срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратитьгруппу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самыхразнообразных проявлений характера, поведения, умения быть самокритичным и правильнореагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во времязанятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит сними в группе. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мыотказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самымуходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа:"Большинство людей считают, что..." – на такое: "Я считаю, что..."; "Некоторые из нас думают..."– на "Я думаю..." и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: "Многие меня не поняли" – на конкретную реплику: "Оля иСоня не поняли меня". Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем поповоду происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно,лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению кдействиям других участников и к самому себе. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий,ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о
  5. 5. переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствуетсамораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом. Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или егообсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) любой из нас стремится подчеркнутьположительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надосказать как минимум хоть одно хорошее и доброе слово. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мыоцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа:"Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда нескажем: "Ты плохой человек", а просто подчеркнем: "Ты совершил плохой поступок". Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из насесть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но вовремя занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно стеми, кого меньше всего знаем. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любуюминуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера иколлектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Недумаем только о собственном "Я", получив много положительных эмоций. Мы все время в группе,внимательны к другим, нам интересны окружающие. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательнослушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая,что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем имолчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы,благодарим или спорим с ним". 3. "Баранья голова" Инструкция: "А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочнозапомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участникназывает свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое ит.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним.Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется "Баранья голова".Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите "баранья голова",конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека,обязательно посмотреть ему в глаза". 4. "Мой Плакат" Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из несколькихразделов: 1. Имя. 2. Возраст. 3. Вес. 4. Рост. 5.Мой любимый цвет. Нарисовать: а) чем я люблю заниматься; б) некоторые мои друзья; в) так я выгляжу, когда я счастлив (автопортрет); г) моя семья; д) если бы у меня было одно желание, я бы загадал, чтобы...; е) вот мое любимое место.
  6. 6. Эти плакаты прикрепляются на грудь, и участники в произвольном порядке ходят по комнате,знакомясь друг с другом в течение 15 минут. 5. "Аллитерация имени" Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся напервую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом,каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующийдолжен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколькоразрядит обстановку. Пример: 1. Сергей строгий… 2. Сергей строгий, Петр прилежный… 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д. 6. "Объединение" Участники свободно разбредаются по комнате. Инструкция: "Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз" варианты: "Те, у кого деньрождения летом", "Те, в чьем имени 5 букв" и т.д". Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания,знаку зодиака, любимому цвету и т.п. 7. "Внимание" Инструкция: "Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшуюзадачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местнымкатастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих". Задача усложняется тем, чтоодновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет,каких средств. "Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можнобольшего числа играющих. Начали!" В заключении подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры. 8. "Рисунок настроения" Инструкция: "Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будетсоответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или"штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю". 9. "Мы похожи?" Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2фразы, начинающиеся со слов: – Ты похож на меня тем, что... – Я отличаюсь от тебя тем, что... Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты -на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то,что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, чтовсе мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто неможет нас заставить быть другими. 10. "Представление партнера" Инструкция: "Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму. Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая навопрос "Я и моя профессия". На выполнение первого этапа у вас 5 минут. Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите другдругу о себе как можно подробнее.
  7. 7. Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесьполучить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы выотразили в презентации следующие самые важные вопросы: как я вижу свою профессию; что я ценю в самом себе; предмет моей гордости; что я умею делать лучше всего". 11. "Первое впечатление" Инструкция: "В предстоящем взаимодействии каждый из вас встретится с каждым в парномвзаимодействии. При встрече по моей команде вы будете выполнять следующие действия: 1. обменяться рабочими тетрадями; 2. в тетради партнера в таблице написать (кратко, одно-два слова) ваше впечатление о нем последующим позициям: 1) "ресурс" - что, на ваш взгляд, есть его сильный ресурс как человека и делового партнера; 2) "точка" - за счет каких его качеств вы могли бы управлять им в переговорном процессе("точка давления", "кнопка управления"); 3. снова обменяться рабочими тетрадями; 4. совершить переход для встречи со следующим партнером. Таким образом, в Вашей тетради Вы соберете копилку мнений о себе в ситуации первогоконтакта. Упражнение выполняется молча. Не нужно писать много (это не очерк и не характеристика).Не стоит также долго задумываться над словами. Во-первых, Ваши впечатления анонимны. А во-вторых – и это более важно – первое впечатление о человеке формируется в первые 10 секунд. Инам важно именно оно. Сделайте друг другу такой подарок. Он для многих может бытьнеожиданным, но от этого еще более ценным. Мы увидим, что разные люди видят нас по-разному.И это нужно всегда учитывать. И это – основной итог нашей работы в этом упражнении. Есть два правила, которые нужно выполнять: 1. воздерживаться от просмотра записей в своих тетрадях до конца упражнения (чтобы непереключать внимание); 2. выполнять передачу тетрадей и переходы только по командам тренера (чтобы упражнениепроходило четко и быстро)". 12. "Найди пару" Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имясказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена иЧебурашка, Ильф и Петров и т.д. Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этомзапрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросыможно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут. 13. "Мои соседи" Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга. Инструкция: "Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами(пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, ктородился весной" - и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоитв центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется вцентре без места, продолжает игру". После выполнения упражнения можно спросить у участников: – Как вы себя чувствуете?
  8. 8. – Как ваше настроение? – Не правда ли, общего в нас больше, чем различий? 14. "Кем я хотел быть" Каждому участнику в течение трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотелбыть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешиваети вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" вполученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли егомнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участникивнимательно слушают, задают вопросы. 15. "Пожелания" Инструкция: "Группа высказывает пожелания друг другу на день. Оно должно быть коротким,желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременноговорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая емупожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, ипостараемся никого не пропустить". Игры и упражнения на сплочение группы Цель: объединение участников группы для совместного решения поставленных задач,приобретение умения в выражении симпатии и уважения участников друг к другу. Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членовгруппы. Групповая сплоченность отличается от всех других переменных, тем, что она как самавлияет на функционирование группы, так и зависит от него. Несколько факторов способны воздействовать на развитие сплоченности в группе. Первый изних – это тип выполняемого задания. Чем выше уровень взаимодействия, требуемый заданием, темвыше потенциальная сплоченность группы. Вторым среди факторов, воздействующих на развитиегрупповой сплоченности, является групповая история успеха в выполнении прошлых заданий. Чембольше было таких успехов, тем выше сплоченность. Некоторые характеристики самой группы также ведут к групповой сплоченности. Например,наличие у членов группы какой-то общей цели ведет к большей сплоченности, чем ее отсутствие.Последний вклад в групповую сплоченность вносят личностные характеристики членов группы.Люди больше любят тех из своих знакомых, чьи взгляды ближе к их собственным. Чем больше вгруппе таких людей, тем она сплоченнее. Факторы, от которых зависит развитие сплоченности в группе. Это групповое взаимодействие,групповые успехи, общие цели и взаимная симпатия между членами группы. Развившись,групповая сплоченность может оказывать значительное влияние на будущее группы. Одним изпоследствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени вобщении друг с другом, таким образом, возрастает и количество, и качество групповоговзаимодействия. Второе последствие – это то, что сплоченная группа оказывает большое влияниена отдельных своих членов. Еще одно последствие заключается в том, что в сплоченной группе ее члены получаютбольшее удовлетворение работой, что имеет очень большое значение. И, наконец, групповаясплоченность тесно связана с производительностью. Члены более сплоченной группы будут вбольшей степени придерживаться групповых установок, касающихся производительности, чемчлены менее сплоченной группы. 1. "Прорвись в круг" Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, поитогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше
  9. 9. всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т. е.прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник. 2. "Печатная машинка" Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяютсямежду членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждыйназывает свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши. 3. "Посылка" Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один изучастников "отправляет посылку", легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен бытьпередан, как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов(различное количество или виды движений). 4. "Спутанные цепочки" Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку.Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себепартнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открываютглаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положениякистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколькосцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар. 5. "Встреча взглядами" Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременноподнимают головы. Их задача встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось,покидают круг. 6. "Восковая палочка" Один участник выходит в центр круга и падает назад с закрытыми глазами. Другой (другие)ловят его в самую последнюю минуту. 7. "Слепая прогулка" Инструкция: "Предложите Вашему партнеру взять Вас на "слепую" прогулку, где он долженпредоставлять Вам разнообразные предметы и вещи для ощущения форм, размеров, текстур,температур и других характеристик реальных объектов, используя Ваши кинестетические иаудиальные возможности. Если Вы захотите снизить или подавить рационально-вербальную деятельность мозга (еголевой половины), то можно попробовать считать в прямом или обратном порядке, в то время какбудет происходить все остальное". 8. "Любое число" Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот, мгновенно должен назвать какое-нибудьчисло от одного до числа, равного количеству участников в группе. Ведущий командует "три–четыре". Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок,назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Ведущий прекращаетигру после двух-трех удачных попыток. 9. "Ответы за другого" Участникам предлагается взять большой лист бумаги и разделить вертикальными линиями на3 части. В верхней части среднего столбца подписать своѐ игровое имя. Над левым столбцомнаписать имя человека сидящего слева, но через одного человека. Над правым столбцом – имячеловека, сидящего справа, так же через одного. Инструкция: "Итак, сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номеравопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите,попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. Всреднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.
  10. 10. Возможный перечень вопросов: – Ваш любимый цвет. – Ваше любимое мужское имя. – Ваше любимо женское имя. – С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете:собак, кошек, птиц, рыбок или кого-то другого. – Ваше любимое времяпрепровождение. – Фильмы, какого жанра вы предпочитаете? – Музыкальные предпочтения. 9. "Три степени доверия" Группа делится на 2 равные части. Одна половина группы становится в круг, закрывает глазаи берут друг друга за руки. Участники из второй половины располагаются у них за спинами. Перваястепень доверия: те, кто находятся внутри, падают наружу. Те, кто снаружи, удерживают на каком-то расстоянии. Вторая степень доверия: то же самое, но, не держась за руки. Третья степень доверия: люди во внутреннем круге поворачиваются наружу с закрытымиглазами, на 180 градусов и падают лицом наружу. При каждой пробе люди в наружном кругеменяются местами. 10. "Молчащее и говорящее зеркало" Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который "будет смотреть в зеркало". Инструкция: "Твоя задача только по "отражению в зеркалах" отгадать, кто из участниковгруппы подошел сзади. "Зеркала" будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснятьтебе, кто находится за твоей спиной только при помощи мимики и жестов. Второе – говорящее, онобудет объяснять, что это за человек, не называя его имени. Выбери из группы свои "зеркала". "Зеркала" встают рядом у стены. Основной игрок – перед ними. Все остальные участникигруппы располагаются за его спиной и бесшумно подходят к нему сзади. Отражение зеркаламипроисходит по очереди. Сначала работает молчащее зеркало. Если основной игрок не угадалчеловека за спиной, то в игру вступает говорящее зеркало и произносит только одну фразу. Еслиигрок опять не угадывает, то снова – можно по-другому – отражает молчащее зеркало и так далее.Задача игрока отгадать человека за спиной как можно быстрее. 11. "Что в нем нового" Инструкция: "Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обративвнимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет.Для этого у нас будет 3 мин". Пауза в 3 мин. "А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщаяпри этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в немувидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить". 12. "Отзеркаливание" Инструкция: "Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее –сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Заданияследующие: 1) пришиваем пуговицу; 2) собираемся в дорогу; 3) печем пирог; 4) выступаем в цирке. Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причемнапарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будеткопировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Один из них –исполнитель, а другой – его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя". 13. "Чувства"
  11. 11. Инструкция: "Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разныечувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана". Информация для ведущего: можно проводить это упражнение как соревнование между двумякомандами или же, как общегрупповой "мозговой штурм". Результат работы группы – лист ватманас написанными на нем словами можно использовать на протяжении всего занятия. По ходу работыв этот список можно вносить новые слова – это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы. Обсуждение: Какое из названных чувств тебе нравится больше других? Какое, по-твоему,самое неприятное чувство? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего? 14. "Без маски" Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющейокончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу.Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь,участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: "Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..." "Иногда люди не понимают меня, потому что я..." "Верю, что я..." "Мне бывает стыдно, когда..." "Особенно меня раздражает, что я..." "Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это..." и т. п. 15. "Цвет эмоций" Выбирается водящего. Водящий по сигналу закрывает глаза, а остальные участникизадумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных:красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением,в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, аводящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, еслинет, то остается тот же самый. 16. "Пророк и длинные ложки" (восточная притча) "Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведьв соответствии с этим он хотел пройти свой жизненный путь. "Где ад и где рай?" С этими словамион приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел его черезтемные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Тамтолпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценнымикамнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который наВостоке называют "аш". По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшкатолпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себенемного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которыебыли у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом концеложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, чтомогло насытить человека, они были из железа и поэтому раскаленными от горячего супа. Сжадностью голодные пытались ложками зачерпнуть себе еды. Но никому это не удавалось. Струдом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но так как они были очень длинные, то дажесамому сильному было не донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо иливыливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались темисамыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своегоспутника за руку и сказал: "Это ад". Они вышли из зала, и адский крик стало не слышно. Пройдя через длинные мрачныекоридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тожебурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и
  12. те, которые Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен былтолько легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стоялопо два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка быласлишком тяжелой, то помогали двое других, так что каждый мог спокойно поесть. Как только одинутолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: "Это рай!" Эта история, хотя она и передается более тысячи лет из уст в уста, взята из жизни. Она впринципе повторяется и в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия междуотцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей,когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия междугруппами и народами. "Ад" – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый –только за себя самого и против других. "Рай", напротив, предполагает готовность вступать впозитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые илипохожие проблемы. Но живут ли они в раю или в аду, зависит от того, как они эти проблемыпытаются решить. Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора,определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, инашей готовностью использовать свой опыт". 1.3 Игры тренинга общения Цель: формирование навыков и умений общения с разными группами людей. Основной принцип тренинга – освоение активного стиля общения; совершенствование уменийэффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыковпонимания окружающих людей Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность вобщении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иногокоммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Также она может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумениясправиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему входе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях.Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделатьэто при помощи игры. Игра – это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессекоторой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственнойситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизнинеизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать болееэффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения". Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своегоповедения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение вследующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности вобщении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные. Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения черезигровые компоненты и технику активного слушания. 1. "Аборигены и инопланетяне" Группа делится пополам. Первая подгруппа выходит за двери, вторая рассаживается настульях полукругом. Это аборигены. Вышедшие за двери, – инопланетяне, которым надо вступить вконтакт с аборигенами и узнать как можно больше об их планете. Аборигены плохо знают язык и
  13. 13. могут отвечать только односложно. Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы получить какможно больше информации об особенностях общения аборигенов. Инструкция для аборигенов: "Когда инопланетяне выйдут за дверь: "Кивок головой,обозначает "нет". Слово "нет" обозначает "да". Слова "да" в речи – "нет". Если в вопросесодержится слово "любовь", "любить", то аборигены выбрасывают вперед руку, показывая "класс". Входят инопланетяне, садятся напротив. Время на вопросы-ответы 10 – минут. Когда времяистекло, инопланетяне рассказывают, о чем они узнали от аборигенов и об особенностях ихобщения. По окончании игры сесть в общий круг через одного и отрефлексировать. 2. Список качеств, важных для общения Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие,которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей. Инструкция: "На первом этапе (5 минут) вы должны самостоятельно и индивидуальносоставить список качеств, важных для общения. Чем больше их вы включите в этот список, теминтереснее будет работать на втором этапе. При составлении списка постарайтесь представить себеобщительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Однимсловом, нарисовать ваш образ общительного человека. Вспомните литературных героев, своихзнакомых и т.д. Может быть, это поможет составить перечень качеств, важных для приятного ипродуктивного общения. На втором этапе мы проведем дискуссию, основная цель которой – выработать общий списоккачеств, важных для общения. При этом любой может высказать свое мнение, разумеется,аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества помогалипреодолеть то или иное препятствие, улучшить отношения с окружающими. Названные качествавключаются в общий список большинством голосов, который оформляется на доске (табло) илибольшом листе бумаги. На третьем этапе каждый участник записывает в свой листок только что составленный общийсписок качеств, важных для общения. Он может иметь следующий вид: Список качеств, важных для общения: Умение слушать; Тактичность; Умение убеждать; Интуиция; Наблюдательность; Душевность; Энергичность; Открытость. Затем каждый из участников по 10-бальной шкале оценивает наличие у себя, перечисленныхкачеств". 3. "Воздушный шар" Инструкция: "Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию.Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шарепосле выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов.Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите надокеаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по
  14. 14. неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку.Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком),которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падениезамедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзинешара: № Наименование Кол-во 1 Канат 50м 2 Аптечка с медикаментами 5 кг 3 Компас гидравлический 6 кг 4 Консервы мясные и рыбные 20кг 5 Секстант для определения местонахождения по звездам 5 кг 6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг 7 Конфеты разные 20 кг 8 Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа) 9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг 10 Палатка 10-местная 20кг
  15. 15. 11 Баллон с кислородом 50кг 12 Комплект географических карт 25 кг 13 Канистра с питьевой водой 20л 14 Транзисторный радиоприемник 3 кг 15 Лодка резиновая надувная 25 кг Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался вцентре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, чтои в какой последовательности выбрасывать за борт. Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Носначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписатьсписок предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставитьпорядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первоеместо я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом,на третье – конфеты и т.д.". При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от нихизбавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а неполовина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) иприступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами: 1) высказать свое мнение может любой член экипажа; 2) количество высказываний одного человека не ограничивается; 3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения; 4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, игруппа должна искать иной выход; 5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей. Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжатьсяпадение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипажединогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, иэто может замедлить падение шара. Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться,вы разобьетесь. Помните об этом!"
  16. Рекомендации ведущему. Следует очень подробно объяснить участникам все правила иописать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию,исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выходиз создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы ведущий невмешивается в процесс обсуждения и не отвечает на вопросы участников, а только следит завыполнением правил, особенно за голосованием. Время на игру: 20 – 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяловключается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 – 18 минут,если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при100 %-ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинамиуспешного выхода из столь критической ситуации. Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, чтоэкипаж разбился, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализрезультатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, можно и на следующемзанятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи,проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему мнению. 4. "Дар убеждения" Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном изкоторых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробкележит бумажка – каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежитбумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. Вслучае, если "публика" ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяженииодной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась – какиевербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь. 5. "Я в тебе уверен" Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очередивысказывается, начиная фразу словами: "Я уверен, что ты…" (например: я уверен, что ты нескажешь обо мне плохо). 6. "Чувствительность к группе" Выбираются 2 человека, которые уходят за дверь. Остальные участники разбиваются натройки, которые будут изображать желание принять к себе ушедших участников. Вышедшиедолжны определить, какая из групп хочет их принять. 7. "Чувствительность к состоянию другого" Один из участников выходит за дверь. Он должен будет определить, кто отличается от группыи чем. Оставшиеся участники задумывают полярные состояния (внимание – равнодушие, злость –радость), Группа выбирает одно состояние, а один из оставшихся участников – другое. Водящийдолжен определить, кто это. 8. "Геометрические фигуры" За определенное время нужно построить геометрическую фигуру из всех участников группы. Прямоугольник – за 12 сек Квадрат – за 10 секунд Треугольник – за 8 секунд Ромб – за 6 секунд Круг – за 3 секунды.
  17. 17. 9. "Пожар" Всем участникам группы раздаются листочки, на которых написано, какие роли они будутиграть. Одна роль (пожарный) встречается 2 раза. Инструкция: "Вы сейчас выйдете из зала и пройдетесь по этажу (зданию). Я не знаю, что тампроисходит, что там изменилось. Ваша задача – увидеть происходящее глазами исполнителя роли.Вернувшись на место, вы в письме или в рассказе опишете увиденное. В вашем тексте не должныиспользоваться специальные термины, прямо указывающие на причастность к той или иной роли.После этого каждый зачитает написанное вслух, а все остальные попытаются определить роль этогочеловека". Перечень ролей: Директор гимназии Художник Девушка 16 лет Архитектор Юноша 16 лет Медсестра Пожарный (2 человека) Террорист Композитор Поэт Зубной врач Парикмахер Продавец коммерческого ларька Повар Директор гостиницы Инспектор по делам несовершеннолетних Участники выходят из зала, ведущий в этот момент вывешивает плакат с перечнем ролей.Время на путешествие по зданию и написание текста специально не оговаривается. Объем текста –любой. Когда первый участник начинает читать написанное, все остальные на чистых листочкахпишут его имя, а рядом – предполагаемую роль. Если кто-то не может кого-нибудь определить, онничего не пишет напротив имени. Имена с ролями желательно писать в столбик. После того какзачитаны все рассказы, ведущий называет имя первого участника, остальные по очереди называютего предполагаемую роль. Последним свою роль говорит он сам. И так далее. Обсуждение: Кто как себя чувствовал в роли? Были ли какие-то открытия? Что было сложно,что – легко? Насколько разным оказалось восприятие? 10. "Побег" Ведущий сообщает группе, что половина участников группы попала в плен к "террористам" истала "заложниками". Но оставшиеся игроки не теряли времени даром и подготовили побег."Заложникам" нужно сообщить план побега. Так как все они находятся в разных местах, к каждомупосылается отдельный игрок сообщить план побега. Естественно, план у каждого свой. Сообщитьплан побега необходимо только жестами, так как кричать вслух небезопасно: может услышатьохрана. Делать это нужно достаточно быстро, в течение 1 – 2 минут, поскольку существует рискбыть замеченными "террористами". (Работа идет в парах одновременно.) После окончания сообщений каждый "заложник" по очереди рассказывает всем о том планепобега, который был подготовлен для него. После рассказа каждого "заложника" свой вариантрассказывает тот, кто готовил этот план. Рассказы сопоставляются. Если они в основных деталяхсовпадают, то "заложник" считается освобожденным, если нет – остается в плену. 11. "Вопросы" Участники разбиваются на пары и садятся напротив друг друга. Один из партнеров в каждойпаре закрывает глаза и в течение 1 – 2-х минут старается достичь максимального расслабления.Второй партнер заговаривает с первым. Задача первого: отвечать на все вопросы и реплики второго,сохраняя при этом максимальную общую расслабленность. Задача второго: создать длярасслабившегося игрока напряженную ситуацию и вывести его из релаксационного состояния.Поменяться ролями. Провести обсуждение в кругу. 12. "Выход из контакта"
  18. 18. Участники разбиваются на пары. Один из партнеров исполняет роль назойливого знакомого,который стремится, как можно дольше поддержать разговор. Второй – спешит, однако его задача:достойно выйти из контакта. Поменяться ролями. Обсудить в кругу, кто из участников нашелнаиболее удачный выход из контакта. 13. "Переводчик" Участники делятся на пары. Одному из игроков в паре дается задание: рассказать о себе нечтодостаточно длинное. Его партнеру – другое задание: внимательно слушать визави и одновременноделать мысленно краткий, лаконичный и точный пересказ его речи так, как если бы это былсинхронный перевод с иностранного языка. В процессе слушания переводчик имеет правоостанавливать повествование, когда почувствует, что "пора переводить", после чего он переводитсвоими словами только что услышанное. Затем рассказ продолжается. В заключение рассказчикговорит о том, насколько он удовлетворен "переводом", насколько правильно воспринимались ипересказывались его мысли. Обменявшись, мнениями партнеры меняются ролями. 14. "Шутка" Тренер напоминает, как велика роль шуток, юмора и вообще хорошего настроения придостижении взаимопонимания. Участники объединяются в пары для того, чтобы обговоритьсерьезный вопрос (например: реальность повышения производительности труда, улучшениеснабжения товарами и т.д.). После каждой фразы партнеров желательно вставить какой-нибудьафоризм или шутку. Паузу можно заполнить также анекдотами. Для того чтобы оценить, ктобольше настроен на юмористический лад, можно на стол положить монету и передвигать еѐ к тому,кто в данный момент имеет преимущество в юморе. По окончании игры провести обсуждение. 1.4. Разрешение и профилактика конфликтов Цель: понимание природы конфликта, формирование отношения к конфликтам, как к новымвозможностям творчества и самосовершенствования. Развитие способности адекватногореагирования на конфликтные различные ситуации. Отработка навыков "я–высказываний",способствующих разрешению конфликтных ситуаций, демонстрация стиля сотрудничества какодного из основных элементов в профилактике разрешения конфликтов, выявление факторовэффективного общения, способствующих достижению взаимопонимания между участниками,позитивное утверждение личности. Люди часто представляют конфликт как борьбу между двумя сторонами, сражающимися запобеду. Никто не может избежать конфликтов – они занимают важное место в нашей жизни.Однако гораздо эффективней воспринимать конфликт, как проблему, в решении которойпринимают участие обе стороны. Конфликт может быть использован для открытия альтернативныхвозможностей и поиска перспектив для взаимного роста. Существует три основных навыка решения конфликтов и построения мирныхвзаимоотношений: ободрение, общение и сотрудничество. Ободрение означает уважение лучшихкачеств партнера по конфликту. Общение включает в себя умение слушать партнера так, чтобы этопомогло понять, из-за чего возник конфликт, что для него наиболее, важно, и что он намеренсделать, чтобы разрешить конфликт, и умение дать такую же информацию с вашей точки зрения,при этом, воздерживаясь от использования слов, способных вызвать гнев и недоверие.Сотрудничество строится на предоставлении другому слова, признании способностей другого,сведение идей воедино, без доминирования кого-либо, поиске консенсуса, взаимной поддержке ивзаимопомощи. 1. "Что такое конфликт" Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт– это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка)

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.